Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 13.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1331/2011ГОД

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу N 33-1331/2011год


Судья: Тлецери Х.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Кулинченко О.М.
судей - Бзегежевой Н.Ш., Шишева Б.А.
при секретаре - Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе заинтересованного лица КФХ "Зэтырах" на решение Теучежского районного суда от 22 сентября 2011 года, которым постановлено:
признать заявление Н. в части признания недействительным распоряжения и.о. главы администрации Муниципального образования "Теучежский район" от 28 июля 2011 года N 599 "Об отмене распоряжения N 764 от 20 июля 2009 года "О согласовании места размещения и утверждения акта выбора, схемы расположения земельного участка" обоснованным.
Поставить на кадастровый учет земельный участок по адресу:.
Обязать администрацию МО "Теучежский район" устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Н.
Отказать Н. в удовлетворении заявления в части возложения обязанности на администрацию МО "Теучежский район" и отдел имущественных и земельных отношений проинформировать население в надлежащем законом порядке, в том числе путем подачи информационного сообщения в газете "Теучежские вести" о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель "Земли сельскохозяйственного назначения" площадью 0,20 га, расположенного по адресу:, под строительство комплекса дорожного сервиса за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., объяснения представителя КФХ "Зэтырах" - М., объяснения М.Ф. - представителя М., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Ш. -
представителя Н., а также их представителя Ч., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании не препятствовать в переводе земельного участка из категории "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности, транспорта, связи". В обоснование требований указал, что 04.09.2008 г. он обратился в Администрацию МО "Теучежский район" с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка вдоль для строительства комплекса дорожного сервиса. После рассмотрения комиссией администрации МО "Теучежский район" его заявления, был определен свободный на кадастровой карте земельный участок, расположенный по адресу:.
Поскольку предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлено в порядке ст. 30 ЗК РФ, администрация МО "Теучежский район" распоряжением от 20.07.2009 г. предварительно согласовала ему место размещения земельного участка под строительство комплекса дорожного сервиса, по адресу:, и тем самым утвердила акт выбора земельного участка от 25.09.2008 г. площадью 0,20 га, относящегося к категории "Земли сельскохозяйственного назначения", а также утвердила проект границ данного земельного участка. Это, в силу положений ст. 32 ЗК РФ явилось основанием в предоставлении земельного участка для строительства. Согласно кадастровому паспорту от 05.05.2010 г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер. Однако, поскольку отдел имущественных и земельных отношений МО "Теучежский район" в нарушение пункта 3 данного распоряжения не опубликовал вышеуказанное информационное сообщение в газете "Теучежские вести", ему отказали в дальнейшем в оформлении права на данный земельный участок. Полагал, что неисполнение или исполнение ненадлежащим образом органом местного самоуправления указанной обязанности не может препятствовать в реализации его права.
Позже, распоряжением от 28.07.2011 г. администрация МО "Теучежский район" отменила распоряжение от 20.07.2009 г. "О согласовании места размещения и утверждения акта выбора, схемы расположения земельного участка" под строительство комплекса дорожного сервиса и предписало отделу имущественных и земельных отношений МО "Теучежский район" обратиться в ФГУ "Земельная кадастровая палата по РА" о снятии с кадастрового учета данного земельного участка. Несмотря на то, что отмена распоряжения вызвана нарушением процедуры предоставления вышеуказанного земельного участка, выразившихся в неопубликовании информационного сообщения и, соответственно, в неуведомлении неограниченного круга лиц, чьи права и интересы могут быть ущемлены, а также неуведомлении возможных претендентов, момент информирования правообладателей в ст. 31 ЗК РФ не установлен. Также указал, что в соответствии со ст. 30, п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Ввиду того, что принятое администрацией муниципального образования "Теучежский район" распоряжение от 28.07.2011 г. об отмене распоряжения от 20.07.2009 г. "О согласовании места размещения и утверждения акта выбора, схемы расположения земельного участка" не соответствует закону, а также нарушает его права и создает препятствия к осуществлению его прав. На основании этого, просил признать недействительным распоряжение от 28.07.2011 г. N 599 администрации МО "Теучежский район" об отмене распоряжения N 764 от 20.07.2009 г. "О согласовании места размещения и утверждения акта выбора, схемы расположения земельного участка" и обязать администрацию МО "Теучежский район" не препятствовать ему в переводе земельного участка, площадью 0,20 га, расположенного по адресу: из категории "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности, транспорта, связи".
В судебном заседании Н. уточнил свои требования и просил признать недействительным распоряжение от 28.07.2011 года N 599 принятое администрацией МО "Теучежский район" об отмене распоряжения: N 764 от 20.07.2009 г. "О согласовании места размещения и утверждения акта выбора, схемы расположения земельного участка", а также просил обязать администрацию МО "Теучежский район" и отдел имущественных и земельных отношений проинформировать население в надлежащем законом порядке, в том числе путем дачи информационного сообщения в газете "Теучежские вести" о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель "Земли сельскохозяйственной назначения" площадью 0,20 га, расположенного по адресу: под строительство комплекса дорожного сервиса, в течение 10 дней с момента вступления решения законную силу.
В судебном заседании представители заявителя Н. - Ш. и К. поддержали заявление, но уточнили их в части требований о признании недействительным распоряжения от 28.07.2011 г. N 599, об обязании администрацию МО Теучежский район", отдел имущественных и земельных отношений проинформировать население в надлежащем законом порядке и поставить земельный участок на кадастровый учет.
Представитель администрации МО "Теучежский район" с заявлением Н. не согласился на том основании, что распоряжение N 76 20.07.2009 г. принято с нарушением закона, поэтому оно было отменено, при этом, понесенные Н. расходы по постановке земельного участка на кадастровый учет, администрация готова возместить.
Начальник Управления строительства ЖКХ и архитектуры администрации МО "Теучежский район" пояснил, что нет четкой процедуры предоставления земельного участка. В 2005 году на этот земельный участок претендовало КФХ "Зэтырах", при этом каких-либо объявлений, кадастрового учета не было. По истечении 3-х лет, распоряжение от 23.03.2005 г. об утверждении акта выбора земельного участка утратило силу, после чего Н. написал заявление, и этот участок был предоставлен ему на основании распоряжения от 20.07.2009 г.
Начальник отдела земельных и имущественных отношений администрации МО "Теучежский район" пояснил, что ст. 31 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка. Однако в случае, если подадут сообщение о земельном участке, могут появиться и другие заинтересованные лица.
Представитель КФХ "Зэтырах" М. с заявлением не согласилась и пояснила, что она претендует на этот земельный участок.
Представитель заинтересованного лица Х.А. - Х.М. пояснил, что его мать писала заявление и просила выделить 6 сотых земли данного участка в 2009 г., однако заявление до сих пор не рассмотрено.
Решением Теучежского районного суда от 22.09.2011 г. заявление Н. удовлетворено частично.
В кассационной жалобе М., ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Н. отказать. Доводы жалобы мотивирует тем, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. Так, суд, удовлетворяя требования Н. в части признания недействительным распоряжения и.о. главы администрации МО "Теучежский район" от 28 июля 2011 года "Об отмене распоряжения от 20.07.2009 г. "О согласовании места размещения и утверждения акта выбора, схемы расположения земельного участка" не учел, что тем самым затрагиваются ее права и интересы на спорный земельный участок, предоставленный ей в 2004 году.
В возражениях на кассационную жалобу Ш. - представитель заявителя Н. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в порядке установленном настоящим Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 того же Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении.
Как установлено судом, Н. 04.09.2008 года обратился в администрацию МО "Теучежский район" с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка вдоль для строительства комплекса дорожного сервиса. Распоряжениями главы Теучежского района от 20.07.2009 г. и от 25.03.2010 г. было согласовано место размещения земельного участка под строительство комплекса дорожного сервиса по адресу: С 25.09.2008 г. утвержден акт выбора земельного участка, площадью 0,20 га, относящегося к категории "Земли сельскохозяйственного назначения". Также согласно проекту границ земельного участка утверждены границы данного земельного участка. 05.05.2010 г. спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер. Однако в последующем распоряжением и.о. главы от 28.07.2011 г. распоряжение от 20.07.2009 г. было отменено.
Из статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
В силу положений статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, выбор земельного участка и принятие названного решения о предварительном согласовании места размещения объекта представляют собой один из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства.
Кроме этого, следует учесть, что частью 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Другой порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки.
Поскольку распоряжение и.о. главы Теучежского района от 28.07.2011 г. как верно указал суд, не содержало указаний на несоответствие отмененного распоряжения от 20.07.2009 г. закону или иному нормативному акту, вывод суда о том, что требования Н. в части признания недействительным распоряжения и.о. главы администрации МО "Теучежский район" от 28.07.2011 г., подлежат удовлетворению, является обоснованным. При этом суд свой вывод мотивировал тем, что оспариваемое заявителем распоряжение не только не соответствует нормам статьи 31 Земельного кодекса РФ и ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но и принял во внимание тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800003:259 незаконно был снят с кадастрового учета на основании распоряжения оспариваемого заявителем.
Довод кассационной жалобы о том, что суд, удовлетворяя требования Н., не учел, что тем самым, затрагиваются ее права и интересы на спорный земельный участок, предоставленный ей в 2004 году, является необоснованным.
Как видно из материалов дела, в частности из письма начальника управления строительства, ЖКХ и архитектуры от 31.03.2011 г. следует, что по обращению от 09.08.2004 г. главы КФХ "Зэтырах" ФИО9 был подготовлен акт выбора участка под строительство кафе и магазина смешанных товаров вдоль площадью земельного участка 400 кв. м, размерами 20 x 20 м. Данный акт выбора и план границ утверждены распоряжением главы Теучежского района от 28.03.2005 г. Однако предусмотренный земельным законодательством срок для оформления своих прав на земельный участок у ФИО10 истек. Поскольку земельный участок не состоял на кадастровом учете, был свободен от претензий кого бы то ни было, межведомственная комиссия рассмотрев заявление Н. приняла решение о предоставлении последнему в аренду спорного земельного участка. При этом каких-либо наложений данного земельного участка на другие участки не было, а при согласовании границ предоставляемого участка претензий ни от кого не поступало, в том числе и от отдела имущественных и земельных отношений, который уполномочен согласовывать акты по землеустроительному делу.
Кроме этого, М. доказательств оформления в установленном порядке права пользования спорным земельным участком суду не предоставила.
Более того, как указывалось ранее, Н. земельный участок поставил на кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.
Таким образом, доводы кассационной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, поскольку изложенных в решении выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся фактически к переоценке обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, получивших в соответствии с требованиями ст. ст. 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в судебном решении.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Теучежского районного суда от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
О.М.КУЛИНЧЕНКО

Судьи
Н.Ш.БЗЕГЕЖЕВА
Б.А.ШИШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)