Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11681/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. по делу N 33-11681/2012


Судья Купцова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Байдаевой Л.В., Воронко В.В.,
при секретаре Ш.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2012 года апелляционные жалобы Администрации Серпуховского муниципального района и С. на решение Серпуховского городского суда Московской области от 05 марта 2012 года по делу по иску Управления лесного хозяйства Московской области и г. Москве к Администрации Серпуховского муниципального района, С., З. и А. о признании недействительными постановления органа местного самоуправления, торгов в форме аукциона по продаже земельных участков, договоров купли-продажи земельных участков, признании отсутствующим права собственности на земельные участки, признании недействительной постановку земельных участков на кадастровый учет, исключении записи из ЕГРП, истребовании имущества из незаконного владения, обязании освободить земельный участок,
заслушав доклад судьи Байдаевой Л.В.,
объяснения представителя Управления лесного хозяйства по г. Москва и Московской области - К.А., представителей Администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Ш.Н. и Т., С. и ее представителя Б.Б.,

установила:

Управление лесного хозяйства по г. Москве и Московской области обратилось в суд с иском к Администрации Серпуховского муниципального района, С., З. и А. о признании недействительными постановления органа местного самоуправления, торгов в форме аукциона по продаже земельных участков, договоров купли-продажи земельных участков, признании отсутствующим права собственности на земельные участки, признании недействительной постановку земельных участков на кадастровый учет, исключении записи из ЕГРП, истребовании имущества из незаконного владения, обязании освободить земельный участок. Истец, уточнив требования, просил признать недействительным Постановление Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 01.08.2008 года N 1635 "О проведении торгов по продаже земельных участков из земель населенных пунктов...", в части проведения торгов в форме аукциона по продаже земельных участков с кадастровыми номерами N и N; признать недействительными торги в форме аукциона по продаже земельных участков, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, в части продажи земельных участков с кадастровым номером N, площадью N.м., а также с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенных в квартале N выделе N Туровского участкового лесничества филиала "Русский лес", признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым N площадью N кв. м, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Серпуховского <адрес> и З. на основании итогового протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым N площадью N кв. м, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Серпуховского <адрес> и А. на основании итогового протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ; признать отсутствующим право собственности С. на вышеуказанные земельные участки; признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м и земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенных по адресу: <адрес> принадлежащих С. и снять указанные участки с кадастрового учета; признать недействительными и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации о праве собственности С. на указанные земельные участки; истребовать из незаконного владения С. земельный участок площадью N кв. м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером N, а также земельный участок площадью N кв. м с кадастровым номером N в составе земель лесного фонда квартала N выдела N Туровского участкового лесничества филиала "Русский лес"; обязать С. освободить земельный участок лесного фонда общей площадью N кв. м, расположенный в выделе N квартале N Туровского участкового лесничества, для чего демонтировать бетонное ограждение указанного участка протяженностью N кв. м.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенных проверок был установлен факт самовольного захвата земель лесного фонда общей площадью N га, на которой находятся и спорные земельные участки, принадлежащие С., которые были поставлены на кадастровый учет на основании Постановления Главы Администрации Серпуховского <адрес>, принятого с превышением полномочий, так как у местных органов власти отсутствует право на распоряжение участками лесного фонда, вследствие чего произведенные торги, постановка участков на кадастровый учет и их регистрация являются недействительными, а спорные земельные участки находятся в незаконном владении С.
Ответчик С. и ее представитель иск не признали, указав, что С. является добросовестным приобретателем по договору купли-продажи, земельные участки состояли на кадастровом учете, зарегистрированы в установленном законом порядке, никаких ограничений или обременений при совершении ей сделки по их приобретению не имелось. Требования о признании торгов недействительными считают необоснованными, поскольку истцом не представлено доказательств о нарушении процедуры торгов. Границы деревни Прилуки были определены и земельные участки находятся в населенном пункте. Считают, что вопрос об отнесении участков к лесному фонду является спорным, поскольку представленные стороной истца планшеты носят противоречивый характер, так как выполнялись по методике, которая не соответствует принятой методологии установления границ участка, а также границы спорного участка периодически видоизменялись, доказательств, свидетельствующих о правомерности включения земель находящихся на территории деревни Прилуки в состав земель лесного фонда нет. О том, что на момент приобретения земельных участков Администрация <адрес> не имела право распоряжаться ими, известно не было. Просили суд применить срок исковой давности к заявленным требованиям.
Представитель ответчика Администрации Серпуховского муниципального района против удовлетворения иска возражала, пояснила, что спорные земельные участки находятся на территории земель населенных пунктов, а не на землях лесного фонда РФ. Указала, что истец узнал о нарушении своих прав ДД.ММ.ГГГГ, но в течение всего периода ни разу не обратился в Администрацию Серпуховского <адрес> с заявлением о приостановлении процедуры выделения спорных земельных участков гражданам. С выводами истца о том, что спорные земельные участки накладывается частично на земли лесного фонда нельзя согласиться, поскольку они сделаны на основании сравнения пространственного размещения внешних границ земельного участка с учетными и планово - картографическими материалами лесоустройства ОЛХ "Русский лес" и лесоустройства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций Серпуховского <адрес>, произведенным по материалам аэрофотоснимков методом камерального дешифрования без установления границ на местности. Земельные участки, принадлежащие С. должны относиться к одной категории земель - землям населенных пунктов, частичное их расположение на землях другой категории недопустимо. Истцом не было представлено доказательств того, что в месте нахождения спорных земельных участков имеются специальные знаки о прохождении границ земель лесного фонда, необходимость наличия которых предусмотрена рядом Правил лесоустройства, что также подтверждается выводами эксперта. Наличие лесов на землях населенных пунктов также подтверждается балансом земель Серпуховского <адрес>.
Ответчики З. и А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку Управление не владеет, не пользуется, не распоряжается и никаким образом не претендует на спорное имущество и заявленные требования не затрагивают интересов Управления.
Представитель третьего лица ФБУ "Кадастровая палата" по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения "Данковское" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Третьи лица Б.А. и Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Третье лицо П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. В суд представлены письменные возражения на исковое заявление, приобщенные к материалам дела (том 2 л.д. 99).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 05 марта 2012 года исковые требования удовлетворены частично, за исключением требований о признании недействительным Постановления Главы Администрации Серпуховского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении торгов по продаже земельных участков из земель населенных пунктов", о признании недействительными торгов в форме аукциона по продаже земельных участков, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и признании отсутствующим права собственности С. на вышеуказанные земельные участки, которые оставлены судом без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционных жалобах Администрация Серпуховского муниципального района <адрес> и С. просят его отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>ю N кв. м с кадастровым номером N и площадью N кв. м, с кадастровым номером N принадлежащие С., расположены на землях лесного фонда. При этом, суд пришел к выводу о нахождении спорных земельных участков в чужом незаконном владении С., которую признал недобросовестным приобретателем, указав о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям не является пропущенным, определив начало течения данного срока днем установления факта самовольного захвата земель лесного фонда в квартале N выдела N работниками отдела "Русский лес" ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен статьей 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 ЛК РФ, частью 11 статьи 35 ГК РФ, пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма.
На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).
Как следует из ч. 1, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорными являются земельные участки с кадастровым номером N площадью N кв. м и с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенные в <адрес> <адрес>.
Законом Московской области N 78/2005-03 от 28.02.2005 г. "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", в установленном действующим законодательством РФ порядке не оспоренном, не признанным недействующим и не отмененным, территории спорных земельных участков отнесены к территориям земель населенных пунктов.
Заказчиком работ по формированию спорных земельных участков являлась Администрация Серпуховского муниципального района, проекты границ участков утверждены соответствующими Постановлениями Главы Серпуховского муниципального района, что следует из представленных землеустроительных дел.
Постановлением Главы Серпуховского <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ назначены торги по продаже земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, расположенных в <адрес>
Из содержания итогового протокола заседания организационного комитета по проведению аукциона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139-142 т. 1) следует, что земельный участок с кадастровым N площадью N кв. м, расположенный в д. Прилуки Серпуховского <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства являлся лотом N, участником, выигравшим торги являлась А., выкупная цена участка составляет N рублей, земельный участок с кадастровым N площадью N кв. м, расположенный в д. Прилуки Серпуховского <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства являлся лотом N, участником, выигравшим торги являлся З., выкупная цена участка составляет N рублей.
Также судом первой инстанции установлено, что в результате совершения сделок купли-продажи спорных земельных участков на момент возникновения спора их собственником является ответчик С., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП.
Согласно заключению проведенной по делу экспертизы лесной участок квартал 73 выдел 49 Туровского участкового лесничества филиала "Русский лес" не имеет фактических границ, вследствие чего определить их на местности ввиду отсутствия каких-либо межевых знаков, характеризующих деятельность лесоустроительных организаций, не представляется возможным.
При условии, что выписка из лесного реестра отражает содержащиеся в нем сведения о границах выдела N квартала N Туровского участкового лесничества, внесенные в лесной реестр на основании соответствующей требованиям нормативных актов документации, можно сделать вывод о наложении земельных участков кадастровым номером N и с кадастровым номером N на территорию выдела N в границах, отраженных в представленных ФГУП "Рослесинфорг" Мослеспроект чертежах лесного участка с каталогом координат.
При условии, если Решение Совета депутатов с/п Данковское о согласовании границ населенного пункта Прилуки, представленное Администрацией Серпуховского <адрес>, отвечает требованиям соответствующего законодательства РФ, спорные земельные участки и часть выдела N находятся в границах населенного пункта - д. Прилуки.
В судебном заседании эксперт К.О. пояснила, что в материалах дела отсутствуют сведения из государственного кадастра недвижимости об установленных границах земель лесного фонда, в частности границах квартала N лесничества, с учетом представленных истцом координат дополнительных точек и поворотных границ квартала N лесничества можно сделать вывод о нахождении земельного участка ответчика на территории квартала лесничества, однако дополнительный кадастровый план свидетельствует о нахождении спорного земельного участка на территории земель населенного пункта.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, установленные судом обстоятельства с учетом представленных доказательств в их совокупности не свидетельствуют о доказанности истцом факта отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда, так как <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", который является действующим нормативным актом, установлены границы населенного пункта Прилуки и территории спорных земельных участков были включены в состав земель населенных пунктов.
Имеющееся в материалах дела заключение экспертизы также не может быть признано бесспорным доказательством того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, поскольку из заключения эксперта безусловно следует, что лесной участок квартал 73 выдел 49 Туровского участкового лесничества филиала "Русский лес" не имеет фактических границ, вследствие чего определить их на местности ввиду отсутствия каких-либо межевых знаков, характеризующих деятельность лесоустроительных организаций, не представляется возможным. Спорные земельные участки и часть выдела 49 находятся в границах населенного пункта - д. Прилуки. Имеющийся кадастровый план также свидетельствует о нахождении спорного земельного участка на территории земель населенного пункта.
Иных бесспорных доказательств, подтверждающих доводы истца о том, что земельные участки, принадлежащие С., расположены на участке лесного фонда в выделе 49 квартале 73 Туровского участкового лесничества, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований Управления лесного хозяйства Московской области и г. Москве, в связи с чем, решение суда об удовлетворении заявленных исковых требований подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Управлению лесного хозяйства по г. Москве и Московской области в указанной части следует отказать.
Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным Постановления Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 01.08.2008 года N 1635 "О проведении торгов по продаже земельных участков из земель населенных пунктов", о признании недействительными торгов в форме аукциона по продаже земельных участков, проведенных 03.09.2008 года, признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и признании отсутствующим права собственности С. на вышеуказанные земельные участки, не обжаловано, оснований для его отмены в указанной части не имеется, в связи с чем, решение в указанной части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Серпуховского городского суда Московской области от 05 марта 2012 года в части удовлетворения исковых требований Управления лесного хозяйства Московской области и г. Москве отменить, постановить по делу в указанной части новое решение, которым Управлению лесного хозяйства Московской области и г. Москве к Администрации Серпуховского муниципального района, С., З., А. о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м и земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих С., и снятии указанных участков с кадастрового учета, признании недействительными и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации о праве собственности С.:
запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1389 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>,
истребовании из незаконного владения С. земельного участка площадью N кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером N, а также земельного участка площадью 1389 кв. м с кадастровым номером N, обязании С. освободить земельный участок лесного фонда общей площадью N кв. м, расположенный в выделе N квартале N Туровского участкового лесничества, для чего демонтировать бетонное ограждение указанного участка протяженностью N м, отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Серпуховского муниципального района и С. удовлетворить.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)