Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дульцева Ю.А.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ошманкевича Р.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрела в судебном заседании 5 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Е.Н., действующей в интересах Е.В., на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявленных к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" требований о признании незаконными решений об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет N 1Д13-2782 и N 11\\13-2783 от 24.01.2013, обязании произвести кадастровый учет земельных участков Е.В. отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя Е.В. - Е.Н., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Н., судебная коллегия
установила:
Е.В. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованиями о признании незаконными решений N 11/13-2782 от 24.01.2013 и N 11/13-2783 от 24.01.2013 об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет, обязании поставить земельные участки на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указал, что для регистрации права собственности на земельные участки в счет 7 (семи) земельных долей и в счет 30 (тридцати) земельных долей им были поданы ответчику заявления с приложением необходимых документов, однако решениями от 24.01.2013 ему было отказано в удовлетворении заявлений в связи с тем, что на момент выдела земельных участков права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> не были зарегистрированы, следовательно, отсутствовал документ, на основании которого определяется размер земельного участка, выделяемого в счет доли, и, следовательно, оформление проекта межевания не представлялось возможным. А также на основании того, что в орган кадастрового учета поступило определение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.01.2013, устанавливающее запрет осуществлять регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в части образования земельных участков путем их выдела из земельного участка, которому соответствует кадастровый номер <Номер обезличен>.
В судебном заседании представители Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с иском не согласился.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Е.В. не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Согласно п. 3, п. 6 Указа Президента РФ N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
По делу установлено, что Постановлением администрации Сыктывдинского района N 5/113 {\uc1\u167-2 от 04.05.1994 на основании Постановления Правительства РФ от 29,12.1991 N 86 "О порядке приватизации и регистрации агропромышленного комплекса" совхоз "Сыктывкарский" перерегистрирован в коллективное сельскохозяйственное предприятие.
Постановлением администрации Сыктывдинского района N 1/11{\uc1\u167-1 от 12.01.1998 Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Сыктывкарский" преобразован в Сельскохозяйственный производственный кооператив "Сыктывкарский", образованный путем добровольного объединения его членами имущественных паев и земельных долей. Закрепленные за КХП "Совхоз Сыктывкарский" земли изъяты и переданы в собственность СПК "Сыктывкарский", за исключением земель, расположенных в административных границах г. Сыктывкара.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Сыктывдинский район" N 5/394 от 21.05.2001 исключен пункт 3 из постановления N 1/11 от 12.01.1998, утверждены предоставленные правлением СХПК "Сыктывкарский" списки на получение земельной доли в собственность в количестве 556 человек, а также пунктом 4 данного постановления предписано закрепить за работниками СХПК и ассоциированными членами коллектива... га сельскохозяйственных угодий из расчета... га на одну земельную долю или 115 баллогектаров без выделения в натуре и... га прочих земель, необходимых для обеспечения производственной деятельности хозяйства. Оставшуюся площадь сельхозугодий и прочих земель... га передать в земельный запас района и предоставить СХПК "Сыктывкарский" во временное пользование сроком на 5 лет (п. 5). Так же возложена обязанность на руководителей администрации СХПК "Сыктывкарский" зарегистрировать право собственности на землю членов СХПК "Сыктывкарский" в учреждении юстиции в установленном законом порядке (п. 7).
Государственным актом на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного постоянного пользования землей, совхозу "Сыктывкарский" Сыктывдинского района Республики Коми предоставлено... гектаров земель, в том числе в постоянное пользование 11 860 гектаров для ведения сельского хозяйства.
13.05.1998 СПК "Сыктывкарский" выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей... га.
Согласно списку собственников земельных долей (паев) в общедолевой собственности СПК "Сыктывкарский" Сыктывдинского района РК в ноябре 2005 года Е.В. является собственником... земельной доли, ... га.
21.04.2000 Е.В. выдано свидетельство на право на имущественный пай в общем паевом фонде СПК "Сыктывкарский".
Земельный участок СХПК "Сыктывкарский" поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> (предыдущие номера <Номер обезличен>, <Номер обезличен>).
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.09.2010 по иску ФИО10 к Управлению Росреестра по РК, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РК была признана кадастровая ошибка в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>. На ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РК возложена обязанность исправить кадастровую ошибку в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами: <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, - путем снятия их с государственного кадастрового учета. Аналогичные решения были приняты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.
При этом указанным решением установлено, что Постановлением главы администрации МО "Сыктывдинский район" от 02.02.2005 N 2/56 утверждены границы земельных участков на территории МО "Сыктывдинский район", расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных гражданам в счет земельных долей и предоставленных им в установленном порядке в общую долевую собственность, общей площадью... га, в том числе Выльгортское отделение -... га, Озельское отделение -... га, Шошкинское отделение -... га, Кочпонское отделение -... га. Постановлением главы муниципального района - руководителя администрации района МО MP "Сыктывдинский" от 31.05.2007 N 5-550 внесены изменения в постановление от 02.02.2005 N 2/56 в части изменения общей площади земельных участков -... га, в том числе Выльгортское отделение -... га, Озельское отделение -... га, Шошкинское отделение -... га, Кочпонское отделение -... га. Пунктом 2 Постановления главы администрации МО "Сыктывдинский район" от 25,10.2007 N 10/1136 внесены незначительные изменения в Постановления N 2/56 и N 5/550 в части размера площадей в Выльгортском и Шошкинском отделении.
Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке площадью... кв. м, расположенном в Сыктывдинском районе Республики Коми, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием сельскохозяйственные угодья, внесены 13.01.2011 в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании постановления администрации МО "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394. Земельному участку был присвоен кадастровый номер <Номер обезличен>.
30.10.2012 Е.В. обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков: на образование трех земельных участков в счет 7 земельных долей и на образование трех земельных участков в счет 30 земельных долей.
Решениями N 11/13-2782 от 24.01.2013 и N 11/13-2783 от 24.01.2013 в постановке земельных участков на кадастровый учет было отказано.
Одним из оснований к отказу послужило то, что определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.01.2013 приняты меры по обеспечению иска в виде запрета ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК осуществлять регистрационные действия в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования "сельскохозяйственные угодья", общей площадью... кв. м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> - с кадастровым номером <Номер обезличен> в части образования земельных участков путем их выдела из земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. Обеспечительные меры отменены определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08.02.2013.
Поскольку в силу ч. 2 ст. 13 ГПК Российской Федерации данное постановление суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК в постановке на кадастровый учет земельных участков по заявлению Е.В., последовавший 24.01.2013, когда принятые судом обеспечительные меры еще действовали, является правомерным, в связи с чем оснований для признания незаконными решений N 11/13-2782 от 24.01.2013 и N 11/13-2783 от 24.01.2013 не имеется.
Также основанием для отказа в постановке земельных участков на кадастровый учет явилось то обстоятельство, что на момент выдела земельных участков права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> не были зарегистрированы.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к положениям правовых норм, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, при подаче заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (<Номер обезличен>) Е.В. были представлены следующие документы: межевой план, постановление главы администрации Сыктывдинского района от 02.03.1998 N 3/45 {\uc1\u167-1; Постановление администрации МО "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394; Постановление администрации МО MP "Сыктывдинский" от 04.05.2010 N 5/1145; Протокол общего собрания собственников земельных долей из земель с/х назначения, находящихся в общей долевой собственности в Сыктывдинском районе от 03.05.2010; доверенности от ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7; копия публикации в газете "Республика" от <Дата обезличена>; список собственников земельных долей.
При подаче заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (<Номер обезличен>) Е.В. были представлены следующие документы: межевой план, Постановление главы администрации Сыктывдинского района от 02.03.1998 N 3/45 {\uc1\u167-1; Постановление администрации МО "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394; Постановление администрации МО MP "Сыктывдинский" от 04.05.2010 N 5/1145; Протокол общего собрания собственников земельных долей из земель с/х назначения, находящихся в общей долевой собственности в Сыктывдинском районе от 03.05.2010; доверенности от ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО124, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, Е.В., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35; копия публикации в газете "Республика" от 21.09.2010; список собственников земельных долей.
В соответствии с ч. 10 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Частью 1 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила ГК Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
В случае если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
На основании ст. 18 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 ГК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Учитывая изложенное, как правильно отмечено судом, невозможна постановка на государственный кадастровый учет земельного участка в отсутствие документов, подтверждающих факт государственной регистрации прав на данный участок, либо правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, выданных правообладателям до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку это противоречит Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что Е.В. при подаче заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> не было представлено свидетельство о праве на земельные доли, выданное до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", равно как и решение органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятое до 28.01.1998, государственная регистрация права общей долевой собственности на указанный земельный участок не произведена, суд правильно посчитал решение об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет правомерным.
При этом обоснованно указал, что правоустанавливающим документом на указанный земельный участок является постановление главы администрации муниципального образования "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394, на основании которого в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости. Таким образом, права участников в отношении общего имущества возникли после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в соответствии с данным законом подлежат государственной регистрации.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что моментом возникновения у истца права собственности на земельную долю следует считать дату принятия главой администрации Сыктывдинского района Постановления от 29.04.1992 N 4/92, которым принята среднерайонная норма передачи земли в пожизненное наследуемое владение гражданам, постановлено сформировать дополнительный специальный земельный фонд перераспределения сельхозугодий для крестьянских (фермерских) хозяйств из земель совхозов, пересчитать в срок до 25.05.1992 выделенные площади.
Как следует из содержания данного Постановления, им устанавливаются нормативы передачи земли в пожизненное наследуемое владение гражданам, однако не устанавливается право конкретных граждан, в том числе и истца, на земельные доли, выделяемые из земель совхозов, в связи с чем данный документ не подтверждает момент возникновения у истца права на земельную долю.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Е.Н., действующей в интересах Е.В., - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 05.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4134/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. по делу N 33-4134/2013
Судья: Дульцева Ю.А.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ошманкевича Р.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрела в судебном заседании 5 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Е.Н., действующей в интересах Е.В., на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявленных к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" требований о признании незаконными решений об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет N 1Д13-2782 и N 11\\13-2783 от 24.01.2013, обязании произвести кадастровый учет земельных участков Е.В. отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя Е.В. - Е.Н., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Н., судебная коллегия
установила:
Е.В. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованиями о признании незаконными решений N 11/13-2782 от 24.01.2013 и N 11/13-2783 от 24.01.2013 об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет, обязании поставить земельные участки на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указал, что для регистрации права собственности на земельные участки в счет 7 (семи) земельных долей и в счет 30 (тридцати) земельных долей им были поданы ответчику заявления с приложением необходимых документов, однако решениями от 24.01.2013 ему было отказано в удовлетворении заявлений в связи с тем, что на момент выдела земельных участков права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> не были зарегистрированы, следовательно, отсутствовал документ, на основании которого определяется размер земельного участка, выделяемого в счет доли, и, следовательно, оформление проекта межевания не представлялось возможным. А также на основании того, что в орган кадастрового учета поступило определение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.01.2013, устанавливающее запрет осуществлять регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в части образования земельных участков путем их выдела из земельного участка, которому соответствует кадастровый номер <Номер обезличен>.
В судебном заседании представители Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с иском не согласился.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Е.В. не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Согласно п. 3, п. 6 Указа Президента РФ N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
По делу установлено, что Постановлением администрации Сыктывдинского района N 5/113 {\uc1\u167-2 от 04.05.1994 на основании Постановления Правительства РФ от 29,12.1991 N 86 "О порядке приватизации и регистрации агропромышленного комплекса" совхоз "Сыктывкарский" перерегистрирован в коллективное сельскохозяйственное предприятие.
Постановлением администрации Сыктывдинского района N 1/11{\uc1\u167-1 от 12.01.1998 Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Сыктывкарский" преобразован в Сельскохозяйственный производственный кооператив "Сыктывкарский", образованный путем добровольного объединения его членами имущественных паев и земельных долей. Закрепленные за КХП "Совхоз Сыктывкарский" земли изъяты и переданы в собственность СПК "Сыктывкарский", за исключением земель, расположенных в административных границах г. Сыктывкара.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Сыктывдинский район" N 5/394 от 21.05.2001 исключен пункт 3 из постановления N 1/11 от 12.01.1998, утверждены предоставленные правлением СХПК "Сыктывкарский" списки на получение земельной доли в собственность в количестве 556 человек, а также пунктом 4 данного постановления предписано закрепить за работниками СХПК и ассоциированными членами коллектива... га сельскохозяйственных угодий из расчета... га на одну земельную долю или 115 баллогектаров без выделения в натуре и... га прочих земель, необходимых для обеспечения производственной деятельности хозяйства. Оставшуюся площадь сельхозугодий и прочих земель... га передать в земельный запас района и предоставить СХПК "Сыктывкарский" во временное пользование сроком на 5 лет (п. 5). Так же возложена обязанность на руководителей администрации СХПК "Сыктывкарский" зарегистрировать право собственности на землю членов СХПК "Сыктывкарский" в учреждении юстиции в установленном законом порядке (п. 7).
Государственным актом на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного постоянного пользования землей, совхозу "Сыктывкарский" Сыктывдинского района Республики Коми предоставлено... гектаров земель, в том числе в постоянное пользование 11 860 гектаров для ведения сельского хозяйства.
13.05.1998 СПК "Сыктывкарский" выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей... га.
Согласно списку собственников земельных долей (паев) в общедолевой собственности СПК "Сыктывкарский" Сыктывдинского района РК в ноябре 2005 года Е.В. является собственником... земельной доли, ... га.
21.04.2000 Е.В. выдано свидетельство на право на имущественный пай в общем паевом фонде СПК "Сыктывкарский".
Земельный участок СХПК "Сыктывкарский" поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> (предыдущие номера <Номер обезличен>, <Номер обезличен>).
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.09.2010 по иску ФИО10 к Управлению Росреестра по РК, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РК была признана кадастровая ошибка в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>. На ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РК возложена обязанность исправить кадастровую ошибку в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами: <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, - путем снятия их с государственного кадастрового учета. Аналогичные решения были приняты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.
При этом указанным решением установлено, что Постановлением главы администрации МО "Сыктывдинский район" от 02.02.2005 N 2/56 утверждены границы земельных участков на территории МО "Сыктывдинский район", расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных гражданам в счет земельных долей и предоставленных им в установленном порядке в общую долевую собственность, общей площадью... га, в том числе Выльгортское отделение -... га, Озельское отделение -... га, Шошкинское отделение -... га, Кочпонское отделение -... га. Постановлением главы муниципального района - руководителя администрации района МО MP "Сыктывдинский" от 31.05.2007 N 5-550 внесены изменения в постановление от 02.02.2005 N 2/56 в части изменения общей площади земельных участков -... га, в том числе Выльгортское отделение -... га, Озельское отделение -... га, Шошкинское отделение -... га, Кочпонское отделение -... га. Пунктом 2 Постановления главы администрации МО "Сыктывдинский район" от 25,10.2007 N 10/1136 внесены незначительные изменения в Постановления N 2/56 и N 5/550 в части размера площадей в Выльгортском и Шошкинском отделении.
Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке площадью... кв. м, расположенном в Сыктывдинском районе Республики Коми, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием сельскохозяйственные угодья, внесены 13.01.2011 в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании постановления администрации МО "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394. Земельному участку был присвоен кадастровый номер <Номер обезличен>.
30.10.2012 Е.В. обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков: на образование трех земельных участков в счет 7 земельных долей и на образование трех земельных участков в счет 30 земельных долей.
Решениями N 11/13-2782 от 24.01.2013 и N 11/13-2783 от 24.01.2013 в постановке земельных участков на кадастровый учет было отказано.
Одним из оснований к отказу послужило то, что определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.01.2013 приняты меры по обеспечению иска в виде запрета ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК осуществлять регистрационные действия в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования "сельскохозяйственные угодья", общей площадью... кв. м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> - с кадастровым номером <Номер обезличен> в части образования земельных участков путем их выдела из земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. Обеспечительные меры отменены определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08.02.2013.
Поскольку в силу ч. 2 ст. 13 ГПК Российской Федерации данное постановление суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК в постановке на кадастровый учет земельных участков по заявлению Е.В., последовавший 24.01.2013, когда принятые судом обеспечительные меры еще действовали, является правомерным, в связи с чем оснований для признания незаконными решений N 11/13-2782 от 24.01.2013 и N 11/13-2783 от 24.01.2013 не имеется.
Также основанием для отказа в постановке земельных участков на кадастровый учет явилось то обстоятельство, что на момент выдела земельных участков права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> не были зарегистрированы.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к положениям правовых норм, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, при подаче заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (<Номер обезличен>) Е.В. были представлены следующие документы: межевой план, постановление главы администрации Сыктывдинского района от 02.03.1998 N 3/45 {\uc1\u167-1; Постановление администрации МО "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394; Постановление администрации МО MP "Сыктывдинский" от 04.05.2010 N 5/1145; Протокол общего собрания собственников земельных долей из земель с/х назначения, находящихся в общей долевой собственности в Сыктывдинском районе от 03.05.2010; доверенности от ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7; копия публикации в газете "Республика" от <Дата обезличена>; список собственников земельных долей.
При подаче заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (<Номер обезличен>) Е.В. были представлены следующие документы: межевой план, Постановление главы администрации Сыктывдинского района от 02.03.1998 N 3/45 {\uc1\u167-1; Постановление администрации МО "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394; Постановление администрации МО MP "Сыктывдинский" от 04.05.2010 N 5/1145; Протокол общего собрания собственников земельных долей из земель с/х назначения, находящихся в общей долевой собственности в Сыктывдинском районе от 03.05.2010; доверенности от ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО124, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, Е.В., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35; копия публикации в газете "Республика" от 21.09.2010; список собственников земельных долей.
В соответствии с ч. 10 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Частью 1 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила ГК Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
В случае если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
На основании ст. 18 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 ГК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Учитывая изложенное, как правильно отмечено судом, невозможна постановка на государственный кадастровый учет земельного участка в отсутствие документов, подтверждающих факт государственной регистрации прав на данный участок, либо правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, выданных правообладателям до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку это противоречит Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что Е.В. при подаче заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> не было представлено свидетельство о праве на земельные доли, выданное до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", равно как и решение органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятое до 28.01.1998, государственная регистрация права общей долевой собственности на указанный земельный участок не произведена, суд правильно посчитал решение об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет правомерным.
При этом обоснованно указал, что правоустанавливающим документом на указанный земельный участок является постановление главы администрации муниципального образования "Сыктывдинский район" от 21.05.2001 N 5/394, на основании которого в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости. Таким образом, права участников в отношении общего имущества возникли после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в соответствии с данным законом подлежат государственной регистрации.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что моментом возникновения у истца права собственности на земельную долю следует считать дату принятия главой администрации Сыктывдинского района Постановления от 29.04.1992 N 4/92, которым принята среднерайонная норма передачи земли в пожизненное наследуемое владение гражданам, постановлено сформировать дополнительный специальный земельный фонд перераспределения сельхозугодий для крестьянских (фермерских) хозяйств из земель совхозов, пересчитать в срок до 25.05.1992 выделенные площади.
Как следует из содержания данного Постановления, им устанавливаются нормативы передачи земли в пожизненное наследуемое владение гражданам, однако не устанавливается право конкретных граждан, в том числе и истца, на земельные доли, выделяемые из земель совхозов, в связи с чем данный документ не подтверждает момент возникновения у истца права на земельную долю.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Е.Н., действующей в интересах Е.В., - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)