Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2013 года по делу N А05-15511/2012 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
индивидуальный предприниматель Воронин Николай Андреевич (ОГРНИП 312290127600025; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 путем исключения из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. и внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 408 385 руб. 16 коп. с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в ГКН.
Определением суда от 27 декабря 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее - Мэрия) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее - Управление).
Решением суда от 21 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены. В порядке исправления кадастровой ошибки суд обязал Кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. с момента внесения указанной стоимости в государственный кадастр недвижимости и обязал внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 1 408 385 руб. 16 коп. с указанного момента.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением прав истца не обоснован. В заявлении Предпринимателя не указано, какие именно действия Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя. Полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе предварительную проверку результатов кадастровой оценки, Управление реализовало в полном объеме согласно требованиям действующего законодательства. Действия Управления не нарушают прав и охраняемых законом интересов истца. Более того, заявленные Предпринимателем требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий Управления. К полномочиям Управления не относится исправление кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости. В связи с этим, принятие Управлением решения о необходимости устранения кадастровой ошибки не представляется возможным. Ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 была допущена в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель. Данная ошибка, содержащаяся в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, классифицируется как кадастровая и подлежит исправлению в порядке, определенном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Управлением были приняты меры, направленные на исправление ошибки в определении кадастровой стоимости земельного участка, в рамках предоставленных ему полномочий. По мнению Управления, внесению в государственный кадастр недвижимости подлежит кадастровая стоимость земельного участка 1 415 600 руб., значение которой получено по результатам пересчета, выполненного оценщиком, осуществляющим работы по государственной кадастровой оценке земель, а не стоимость 1 408 385,16 руб., как установлено судом. Судом не принята во внимание позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Кадастровая палата также не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда первой инстанции о том, что Мэрия не является надлежащим ответчиком, не обоснован. Именно Мэрия являлась стороной в договорных отношениях с исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, следовательно, имела возможность требовать исправления допущенных в рамках проведенных работ ошибок. Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как участие ее в процессе проведения государственной кадастровой оценки земельных участков не предусмотрено, действиями Кадастровой палаты не нарушались права и законные интересы истца, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями законодательства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.07.2010 Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 общей площадью 1636 кв. м, расположенного в г. Архангельске по ул. Стрелковой, д. 4, корп. 3.
Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование для эксплуатации одноэтажного здания гаража служебных машин и складских помещений.
Постановлением администрации Архангельской области от 29.12.2008 N 284-па/50 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области" утверждены средние значения удельных показателей стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007, в том числе в отношении кадастрового квартала 29:22:050401, в котором находится земельный участок истца площадью 1636 кв. м.
На основании указанного постановления в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7077 руб. 18 коп., утвержденной для участков, отнесенных к 3-му виду разрешенного использования земель - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок".
Исходя из данной кадастровой стоимости земельного участка налоговым органом было выставлено истцу требование об уплате земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы.
Поскольку истец является собственником не только вышеуказанного земельного участка, но и собственником другого рядом расположенного с ним земельного участка в том же кадастровом квартале (с кадастровым номером 29:22:050401:64, площадью 1776 кв. м, с разрешенным использованием - для эксплуатации склада), однако кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:64 значительно меньше, в связи с чем и размер земельного налога по земельным участкам различается более чем в 7 раз, истец обратился с заявлением в Управление с просьбой разъяснить значительное расхождение кадастровой стоимости земельных участков 29:22:050401:21 и 29:22:050401:64, которые сопоставимы по площади, расположены в одном квартале и имеют схожее разрешенное использование.
В ответе от 26.09.2012 N 12-11/20767 Управление указало, что кадастровая стоимость земельного участка 29:22:050401:21 была определена в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель на основании муниципального контракта от 01.07.2007 N 18/1, заключенного между Мэрией и Петрозаводским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля". Непосредственным исполнителем работ являлся субподрядчик ООО "Архземкадастр".
При проведении работ по кадастровой оценке земли спорный земельный участок (с кадастровым номером 29:22:050401:21) неверно был отнесен к 3-му виду разрешенного использования, в результате чего была допущена кадастровая ошибка.
С целью исправления выявленной ошибки Управление направило обращение заказчику оценочных работ (в мэрию г. Архангельска) от 26.09.2012 N 12-11/20766, содержащее просьбу обратиться к исполнителю за пересчетом кадастровой стоимости земельного участка 29:22:050401:21.
От мэрии г. Архангельска был получен ответ от 05.10.2012 N 173-22/6700, содержащий сведения о том, что для получения обоснований по определению кадастровой стоимости земельного участка направлен запрос в адрес организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО "Архземкадастр".
Согласно отчету N 50-12 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 1636 кв. м с кадастровым номером 29:22:050401:21 по состоянию на 01.01.2007 составляет округленно 1 415 600 руб.
Истец просит исправить допущенную кадастровую ошибку, исключив из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп., и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 408 385 руб. 16 коп.
Значение кадастровой стоимости, равное 1408385,16 руб. получено истцом путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 9-го номера вида разрешенного использования земель кадастрового квартала 29:22:050401, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 188-пп (859,82 руб./кв. м) на площадь земельного участка (1638 кв. м).
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил иск. При этом суд признал надлежащими ответчиками по иску Управление и Кадастровую палату.
Вместе с тем, с учетом дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов, полученное таким образом значение кадастровой стоимости не может быть принято в качестве величины, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости взамен ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка.
Так, согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
- 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к установленным видам разрешенного использования.
В силу пункта 5 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая ошибка была выявлена Управлением, которое направило обращение заказчику оценочных работ (в мэрию г. Архангельска) от 26.09.2012 N 12-11/20766, содержащее просьбу обратиться к исполнителю за пересчетом кадастровой стоимости земельного участка 29:22:050401:21.
От мэрии г. Архангельска был получен ответ, содержащий сведения о том, что для получения обоснований по определению кадастровой стоимости земельного участка направлен запрос в адрес организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО "Архземкадастр".
На момент вынесения решения суда ответ организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО "Архземкадастр", получен не был, вследствие чего требования истца были удовлетворены в том виде, как они заявлены: исправлена кадастровая ошибка в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 путем внесения сведения о кадастровой стоимости в размере 1 408 385 руб. 16 коп.
Данная кадастровая стоимость определена исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, без учета специфических особенностей земельного участка.
В суд апелляционной инстанции Управлением представлены результаты пересчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21, произведенные ООО "Архземкадастр" на основании ранее озвученного обращения Управления.
Пересчет кадастровой стоимости спорного земельного участка произведен в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний, техническими рекомендациями по кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007 с применением специального программного обеспечения версии 6.1.25 модуль 13.
В расчетах по 9 виду разрешенного использования использовалась экспоненциальная модель: 0,87F1 + 2,17е - 6F2
УПКСЗ = 61,98e ,
где:
- F1 - значение фактора стоимости "Отраслевая принадлежность";
- F2 - значение фактора стоимости "Площадь земельного участка".
Значение факторов стоимости определено на основе исходных данных, приведенных в отчете от 19.11.2007 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007" по муниципальному образованию "Город Архангельск" Приложение 3 "Перечень объектов оценки".
По результатам проведенной ООО "Архземкадастр" оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 составляет 1 489 023 руб. 90 коп. (909,05 (УКПЗ ЗУ) x 1638 (площадь ЗУ).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что факт наличия кадастровой ошибки следует считать установленным, однако поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка определена истцом не верно, и устранить указанную неточность в суде апелляционной инстанции, в силу положений части 3 статьи 266 АПК РФ, не представляется возможным, оснований для удовлетворения иска не усматривается.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела и апелляционных жалоб подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2013 года по делу N А05-15511/2012 отменить.
В удовлетворении иска индивидуальному предпринимателю Воронину Николаю Андреевичу отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Воронина Николая Андреевича в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А05-15511/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А05-15511/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2013 года по делу N А05-15511/2012 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
индивидуальный предприниматель Воронин Николай Андреевич (ОГРНИП 312290127600025; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 путем исключения из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. и внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 408 385 руб. 16 коп. с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в ГКН.
Определением суда от 27 декабря 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее - Мэрия) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее - Управление).
Решением суда от 21 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены. В порядке исправления кадастровой ошибки суд обязал Кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. с момента внесения указанной стоимости в государственный кадастр недвижимости и обязал внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 1 408 385 руб. 16 коп. с указанного момента.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением прав истца не обоснован. В заявлении Предпринимателя не указано, какие именно действия Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя. Полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе предварительную проверку результатов кадастровой оценки, Управление реализовало в полном объеме согласно требованиям действующего законодательства. Действия Управления не нарушают прав и охраняемых законом интересов истца. Более того, заявленные Предпринимателем требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий Управления. К полномочиям Управления не относится исправление кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости. В связи с этим, принятие Управлением решения о необходимости устранения кадастровой ошибки не представляется возможным. Ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 была допущена в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель. Данная ошибка, содержащаяся в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, классифицируется как кадастровая и подлежит исправлению в порядке, определенном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Управлением были приняты меры, направленные на исправление ошибки в определении кадастровой стоимости земельного участка, в рамках предоставленных ему полномочий. По мнению Управления, внесению в государственный кадастр недвижимости подлежит кадастровая стоимость земельного участка 1 415 600 руб., значение которой получено по результатам пересчета, выполненного оценщиком, осуществляющим работы по государственной кадастровой оценке земель, а не стоимость 1 408 385,16 руб., как установлено судом. Судом не принята во внимание позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Кадастровая палата также не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда первой инстанции о том, что Мэрия не является надлежащим ответчиком, не обоснован. Именно Мэрия являлась стороной в договорных отношениях с исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, следовательно, имела возможность требовать исправления допущенных в рамках проведенных работ ошибок. Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как участие ее в процессе проведения государственной кадастровой оценки земельных участков не предусмотрено, действиями Кадастровой палаты не нарушались права и законные интересы истца, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями законодательства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.07.2010 Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 общей площадью 1636 кв. м, расположенного в г. Архангельске по ул. Стрелковой, д. 4, корп. 3.
Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование для эксплуатации одноэтажного здания гаража служебных машин и складских помещений.
Постановлением администрации Архангельской области от 29.12.2008 N 284-па/50 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области" утверждены средние значения удельных показателей стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007, в том числе в отношении кадастрового квартала 29:22:050401, в котором находится земельный участок истца площадью 1636 кв. м.
На основании указанного постановления в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7077 руб. 18 коп., утвержденной для участков, отнесенных к 3-му виду разрешенного использования земель - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок".
Исходя из данной кадастровой стоимости земельного участка налоговым органом было выставлено истцу требование об уплате земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы.
Поскольку истец является собственником не только вышеуказанного земельного участка, но и собственником другого рядом расположенного с ним земельного участка в том же кадастровом квартале (с кадастровым номером 29:22:050401:64, площадью 1776 кв. м, с разрешенным использованием - для эксплуатации склада), однако кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:64 значительно меньше, в связи с чем и размер земельного налога по земельным участкам различается более чем в 7 раз, истец обратился с заявлением в Управление с просьбой разъяснить значительное расхождение кадастровой стоимости земельных участков 29:22:050401:21 и 29:22:050401:64, которые сопоставимы по площади, расположены в одном квартале и имеют схожее разрешенное использование.
В ответе от 26.09.2012 N 12-11/20767 Управление указало, что кадастровая стоимость земельного участка 29:22:050401:21 была определена в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель на основании муниципального контракта от 01.07.2007 N 18/1, заключенного между Мэрией и Петрозаводским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля". Непосредственным исполнителем работ являлся субподрядчик ООО "Архземкадастр".
При проведении работ по кадастровой оценке земли спорный земельный участок (с кадастровым номером 29:22:050401:21) неверно был отнесен к 3-му виду разрешенного использования, в результате чего была допущена кадастровая ошибка.
С целью исправления выявленной ошибки Управление направило обращение заказчику оценочных работ (в мэрию г. Архангельска) от 26.09.2012 N 12-11/20766, содержащее просьбу обратиться к исполнителю за пересчетом кадастровой стоимости земельного участка 29:22:050401:21.
От мэрии г. Архангельска был получен ответ от 05.10.2012 N 173-22/6700, содержащий сведения о том, что для получения обоснований по определению кадастровой стоимости земельного участка направлен запрос в адрес организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО "Архземкадастр".
Согласно отчету N 50-12 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 1636 кв. м с кадастровым номером 29:22:050401:21 по состоянию на 01.01.2007 составляет округленно 1 415 600 руб.
Истец просит исправить допущенную кадастровую ошибку, исключив из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп., и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 408 385 руб. 16 коп.
Значение кадастровой стоимости, равное 1408385,16 руб. получено истцом путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 9-го номера вида разрешенного использования земель кадастрового квартала 29:22:050401, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 188-пп (859,82 руб./кв. м) на площадь земельного участка (1638 кв. м).
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил иск. При этом суд признал надлежащими ответчиками по иску Управление и Кадастровую палату.
Вместе с тем, с учетом дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов, полученное таким образом значение кадастровой стоимости не может быть принято в качестве величины, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости взамен ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка.
Так, согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
- 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к установленным видам разрешенного использования.
В силу пункта 5 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая ошибка была выявлена Управлением, которое направило обращение заказчику оценочных работ (в мэрию г. Архангельска) от 26.09.2012 N 12-11/20766, содержащее просьбу обратиться к исполнителю за пересчетом кадастровой стоимости земельного участка 29:22:050401:21.
От мэрии г. Архангельска был получен ответ, содержащий сведения о том, что для получения обоснований по определению кадастровой стоимости земельного участка направлен запрос в адрес организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО "Архземкадастр".
На момент вынесения решения суда ответ организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО "Архземкадастр", получен не был, вследствие чего требования истца были удовлетворены в том виде, как они заявлены: исправлена кадастровая ошибка в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 путем внесения сведения о кадастровой стоимости в размере 1 408 385 руб. 16 коп.
Данная кадастровая стоимость определена исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, без учета специфических особенностей земельного участка.
В суд апелляционной инстанции Управлением представлены результаты пересчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21, произведенные ООО "Архземкадастр" на основании ранее озвученного обращения Управления.
Пересчет кадастровой стоимости спорного земельного участка произведен в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний, техническими рекомендациями по кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007 с применением специального программного обеспечения версии 6.1.25 модуль 13.
В расчетах по 9 виду разрешенного использования использовалась экспоненциальная модель: 0,87F1 + 2,17е - 6F2
УПКСЗ = 61,98e ,
где:
- F1 - значение фактора стоимости "Отраслевая принадлежность";
- F2 - значение фактора стоимости "Площадь земельного участка".
Значение факторов стоимости определено на основе исходных данных, приведенных в отчете от 19.11.2007 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007" по муниципальному образованию "Город Архангельск" Приложение 3 "Перечень объектов оценки".
По результатам проведенной ООО "Архземкадастр" оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 составляет 1 489 023 руб. 90 коп. (909,05 (УКПЗ ЗУ) x 1638 (площадь ЗУ).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что факт наличия кадастровой ошибки следует считать установленным, однако поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка определена истцом не верно, и устранить указанную неточность в суде апелляционной инстанции, в силу положений части 3 статьи 266 АПК РФ, не представляется возможным, оснований для удовлетворения иска не усматривается.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела и апелляционных жалоб подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2013 года по делу N А05-15511/2012 отменить.
В удовлетворении иска индивидуальному предпринимателю Воронину Николаю Андреевичу отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Воронина Николая Андреевича в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)