Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-7368/13

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А41-7368/13


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Воробьевой И.О., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от истца - Перепелицына О.В. по доверенности от 31.01.2013 N 3;
- от ответчика - Перепелицына О.В. по доверенности от 26.12.2012 N 4863;
- от третьего лица - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Фруктовское на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2013 года по делу N А41-7368/13, принятое судьей А.В. Гриневой, по иску Администрации сельского поселения Фруктовское к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании права собственности на невостребованные земельные доли,

установил:

Администрация сельского поселения Фруктовское Луховицкого муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области о признании права муниципальной собственности сельского поселения Фруктовское Луховицкого муниципального района Московской области на земельные доли, невостребованные гражданами (согласно перечню), признанные невостребованными в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 196 га, расположенные на территории сельского поселения Фруктовское Луховицкого муниципального района Московской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В обоснование заявленного требования истец указал, что невостребованная земельная доля - это земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о государственной регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий. После ликвидации колхозов, совхозов, их земля была поделена на земельные участки, которые были предоставлены в собственность гражданам, с оформлением свидетельств на право собственности на землю. В 2009 году администрацией составлен список граждан в количестве 49 человек, которые не воспользовались правом на земельные доли, и им предлагалось получить земельные доли из расчета 4 га на пайщика. Адреса указанных граждан неизвестны. Земельный участок, который предлагается поделить на доли, находится в сельском поселении Фруктовское Луховицкого района. Список граждан, которым предлагалось получить доли, был опубликован в газете "Луховицкие вести" 22 февраля 2012 года. До настоящего времени общее собрание участников долевой собственности не состоялось, решение о невостребованных долях принято не было. Сельское поселение Фруктовское обратилось в суд с требованием о признании на них права муниципальной собственности, ссылаясь на то, что спорный земельный участок образован за счет невостребованных гражданами земельных долей, процедура оформления этого участка соблюдена.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2013 года по делу N А41-7368/13 в удовлетворении требований Администрации сельского поселения Фруктовское Луховицкого муниципального района Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Фруктовское Луховицкого муниципального района Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя истца и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда и прекращении производства по делу.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктами 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункты 58, 59 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22).
Администрация сельского поселения Фруктовское Луховицкого района просит признать за сельским поселением Фруктовское Луховицкого района право собственности на невостребованные земельные доли, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (статья 1).
Согласно статье 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Таким образом, исходя из указанных выше положений законодательства и обстоятельств дела, апелляционный суд считает, что исковым заявлением по настоящему делу затрагиваются права граждан на соответствующие земельные доли.
В рассматриваемом случае, в качестве ответчика указана Администрация Луховицкого района, которая не является собственником земельных долей.
Указом Президента Российской Федерации N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" коллективно-долевая собственность предписывалась в качестве основного вида земельной собственности колхозов, совхозов и подсобных хозяйств.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось, что все члены колхоза или совхоза имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, правоотношения по наделению и владению правом на долю в праве собственности на землю не связано с осуществлением предпринимательской, либо иной экономической деятельностью. Основанием приобретения права являлась трудовая деятельность в колхозе, либо работа в социальной сфере.
На основании приведенных норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что граждане - собственники земельных долей - являются совладельцами долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации). При выделении в натуре земельных участков, сформированных за счет невостребованных земельных долей, собственники таких долей перестают быть участниками общей долевой собственности на земельный участок в прежних границах.
Признание права собственности муниципального образования на спорные земельные участки затрагивает интересы собственников востребованных земельных долей - физических лиц, поскольку могут повлечь изменение размера и качества участков, находящихся в общей долевой собственности у оставшихся собственников.
Ответчиками по иску о признании права собственности на земельные участки, образованные за счет невостребованных земельных долей, должны выступать собственники востребованных долей, так как исковые требования прямо затрагивают их права и обязанности.
Кроме того, ответчиками могут быть наследники владельцев невостребованных долей, либо иные лица, претендующие на долю.
Привлечение указанных лиц в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не устраняет нарушений норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица ограничены в распорядительных действиях и не претендуют на объект спора.
В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Осуществление гражданских прав собственности на долю в праве собственности на земельный участок не равнозначно осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает, что в связи с характером спора и отсутствием у собственников невостребованных земельных долей статуса индивидуального предпринимателя, требования о признании права собственности муниципального образования на соответствующий земельный участок подведомственны суду общей юрисдикции, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 266, пунктом 3 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2013 года по делу N А41-7368/13 отменить.
Прекратить производство по делу.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)