Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-17050/13

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А41-17050/13


Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Богачевой К.А.,
при участии в заседании:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Вестком": Сударова Н.Г. - генеральный директор на основании решения N 1 участников ООО "Вестком" от 17.12.2010 года, Болтенков И.Г. - по доверенности от 17.09.2013 года, Шакуров Р.А. - по доверенности от 15.09.2013 года,
от заинтересованного лица, администрации городского округа Химки Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица, Северные электрические сети: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2013 года по делу N А41-17050/13, принятое судьей Завриевым С.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вестком" к администрации городского округа Химки Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица Северные электрические сети - филиал открытого акционерного общества "МОЭСК", о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вестком" (далее - ООО "Вестком", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- - признать незаконным решение Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории городского округа Химки администрации городского округа Химки Московской области от 26.12.2012 г. дело 7/49, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду сроком на 47 лет земельных участков площадью 13000 кв. м и 2130 кв. м, с кадастровыми номерами 50:10:0010316:103 и 50:10:0010317:266 соответственно;
- - обязать администрацию городского округа Химки Московской области в течение десяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО "Вестком" договор аренды земельного участка сроком на 47 лет с кадастровым номером 50:10:0010316:103, общей площадью 13000 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса", расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18;
- - обязать администрацию городского округа Химки Московской области в течение десяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО "Вестком" договор аренды земельного участка сроком на 47 лет с кадастровым номером 50:10:0010317:266, общей площадью 2130 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса", расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18 (том 1, л.д. 2-6).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Северные электрические сети - филиал открытого акционерного общества "МОЭСК" (далее - Северные электрические сети - филиал ОАО "МОЭСК").
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены (том 1, л.д. 93-95).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить (том 1, л.д. 97).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2009 года между администрацией городского округа Химки Московской области (арендодатель) и ООО "Вестком" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N ЮА-15, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 16000 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:10:010316:42, цель использования: для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса (том 1, л.д. 26-31).
Срок аренды участка составляет 49 лет с момента передачи участка по акту приема-передачи (пункт 2.1 договора).
Указанный договор аренды был зарегистрирован в установленном законном порядке в Управлении Росреестра по Московской области за N 50-50-10/002/2009-156.
25.11.2011 года ООО "Вестком" обратилось в администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением N 43 о выделе земельного участка ориентировочно площадью 15000 кв. м, прилегающего к уже находящемуся у заявителя в аренде земельного участка с кадастровым номером 50:10:010316:42 для организации строительства многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса (том 1, л.д. 40).
Согласно выписке из протокола Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам администрации городского округа Химки Московской области N 1 от 02.02.2012 года (дело 1/37) было решено согласовать место размещения и предоставить в аренду ООО "Вестком" земельный участок площадью 15000 кв. м, расположенный по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18 (том 1, л.д. 42).
В материалах дела также имеется акт выбора земельного участка площадью 2130 кв. м и акт выбора земельного участка площадью 13000 кв. м (том 1, л.д. 47-52).
В представленных актах указаны дополнительные условия, а именно: оформить правоустанавливающие документы на земельный участок при условии согласования с Северными электрическими сетями - филиалом ОАО "МОЭСК".
В соответствии с заключениями Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Химки N 471-исх. от 01.06.2012 года и N 472-исх. от 04.06.2012 года по выбору земельного участка для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса в г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18, возможно предоставление ООО "Вестком" земельных участков площадью 2130 кв. м и 13000 кв. м при условии согласования с Северными электрическими сетями - филиалом ОАО "МОЭСК" (том 1, л.д. 45-46).
Информирование жителей о предполагаемом предоставлении ООО "Вестком" в аренду земельных участков площадью 2130 кв. м и 13000 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18, для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса было произведено в газете "Химкинские новости" N 24 от 07.06.2012 года (том 1, л.д. 54).
Письмами N 2933-вх. от 25.06.2012 г. и N 2934-вх. от 25.06.2012 г. администрация известила ООО "Вестком" о поступлении заявлений граждан о предоставлении указанных земельных участков (том 1, л.д. 55, 60).
Постановлениями администрации городского округа Химки N 1392 от 14.08.2012 г. и N 1292 от 07.08.2012 г. было предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса на земельных участках площадью 2130 кв. м и 13000 кв. м соответственно, рекомендовано осуществить кадастровый учет указанных земельных участков (том 1, л.д. 56, 61).
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, земельному участку площадью 13000+/-40 кв. м присвоен кадастровый номер 50:10:0010316:103 (том 1, л.д. 62-64), земельному участку площадью 2130+/-16 кв. м присвоен кадастровый номер 50:10:0010317:266 (том 1, л.д. 65-67).
19.10.2012 года заместителем Главы администрации городского округа Химки были вынесены постановления N 1657 "О предоставлении в аренду ООО "Вестком" земельного участка площадью 13000 кв. м, с кадастровым номером 50:10:0010316:103, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18" и N 1658 "О предоставлении в аренду ООО "Вестком" земельного участка площадью 2130 кв. м с кадастровым номером 50:10:0010317:266, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, вблизи вл. 18" (том 1, л.д. 57, 68).
Вместе с тем, решением Межведомственной комиссии по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории городского округа Химки от 26.12.2012 г., дело 7/49, заявителю было отказано в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0010316:103 и 50:10:0010317:266, со ссылкой на то, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах территории санитарно-защитного озеленения и технической зоне ЛЭП (том 1, л.д. 69).
Не согласившись с принятым Межведомственной комиссии решением, ООО "Вестком" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Из материалов дела следует, что администрация городского округа Химки неоднократно сообщала заявителю, что предоставление испрашиваемых земельных участков в аренду возможно при условии согласования с Северными электрическими сетями - филиалом ОАО "МОЭСК".
Согласно представленным в материалы дела заключению N 45/64-2104 от 11.06.2013 года о согласовании административно-торгового и производственно-торгового комплекса с парковкой автомобилей, а также справки N 46/25 от 20.06.2013 года следует, что Северными электрическими сетями согласованы земельные участки, находящиеся в охранных зонах ВЛ - 220 кВ "Старбеево-Омега I II", ВЛ - 110 кВ "Старбеево-Аэропорт I, II", "Старбеево-Планерная I II" по адресу: Московская область, г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, Вашутинское шоссе, вблизи вл. 18 с кадастровыми номерами 50:10:0010317:266 и 50:10:0010316:103 (л.д. 82-84).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что постановлениями администрации городского округа Химки N 1657 и N 1658 от 19.10.2012 года спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0010316:103 и 50:10:0010317:266 были предоставлены ООО "Вестком" в аренду сроком на 47 лет. Данные постановления не отменены, не признаны недействительными в судебном порядке.
Повторное рассмотрение вопроса по обращению заявителя о предоставлении земельного участка в аренду действующим законодательством не предусмотрено.
Оспаривая решение суда, заявитель апелляционной жалобы не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а также нормы права, нарушенные судом.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2013 года по делу N А41-17050/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)