Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михалицыной Л.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление от 28.08.12 N 50066);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 28.08.12 N 50067);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Абинского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.07.2012 по делу N А32-15489/2012
по заявлению Прокуратуры Абинского района
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Абинск-ТБО"
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.
установил:
Прокуратура Абинского района (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Абинск-ТБО" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.05.12.
Решением суда от 05.07.12 прокуратуре в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество действует в состоянии крайней необходимости для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что деятельность общества по размещению отходов 1-4 классов без соответствующей лицензии на протяжении длительного времени приносит значительный вред окружающей среде, наличие полигона отходов, обслуживаемого организацией, имеющей лицензию подтверждает, что опасность причинения вреда может быть устранена иным способом.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и прокуратура, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, общество известило суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и прокуратуры.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Абинскому району Краснодарского края 06.02.08 за ОГРН 1082323000099, местонахождение г. Абинск, ул. Советов, д. 162, офис 1.
На основании договора аренды муниципального имущества N 6/09 общество с 25.12.09 г. по настоящее время осуществляет размещение отходов I-IV классов опасности на территории полигона, расположенного на западной окраине г. Абинска с кадастровым номером 23:01:0603000:356 при отсутствии лицензии на данный вид деятельности. Деятельность общества по сбору, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности является предпринимательской, поскольку осуществляется с целью систематического получения прибыли, что подтверждается наличием договоров с гражданами на регулярное оказание соответствующих услуг.
В деятельности общества прокурором усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
16.05.12 по данному факту прокурором в отношении общества при участии его руководителя Кучеренко А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом установлено, что общество ранее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не привлекалось, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Копия постановления под роспись вручена обществу.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд, с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
05.07.12 решением суда первой инстанции прокуратуре отказано в привлечении общества к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным решением прокуратура обратилась в суд апелляционной инстанции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал прокуратуре в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 1 и 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Положением статьи 1 Федерального закона РФ от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) дано определение понятия сбора отходов, которым признается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Данной нормой Федерального закона N 89-ФЗ также определено, что транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.02 N 786 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) имеет 4 класс опасности.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями статьи 3 указанного Федерального закона определено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки прокурором, в нарушение указанных требований федерального законодательства общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов без соответствующей лицензии.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно установлено следующее.
Согласно лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N ОП-30-002966 от 13.04.10 г. общество осуществляет сбор и транспортировку опасных отходов, согласно перечню. Обществом заключен договор на осуществление сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на части территории города Абинска N 2 от 20.11.09 г. между обществом и администрацией Абинского городского поселения.
Общество оказывает услуги на планово-регулярной основе по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населению, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на основании возмездных договоров, по стоимости услуг, определенной калькуляцией себестоимости услуг по сбору и транспортированию ТБО на территории муниципального образования город Абинск на 2011 г. от 28.10.10 г., ввиду отсутствия лицензии на данный вид деятельности, как отмечено в пояснительной записке к указанной калькуляции, стоимость услуг не включает затраты на проведение работ по размещению и захоронению твердых бытовых отходов.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество производит ежедневную санитарную очистку поселений, в связи с чем необходимо производить удаление образующихся твердых бытовых отходов, на объект, обеспечивающий их стабильный прием. На момент начала осуществления деятельности по сбору и вывозу лицензированных полигонов или свалок на территории Абинского района или близлежащих районов не было.
Для осуществления бесперебойного приема твердых бытовых отходов, в том числе предотвращения загорания твердых бытовых отходов, проведения планировки для обеспечения беспрепятственного заезда мусоровозов, и планируемой деятельностью по комплексному обращению с отходами, в том числе получение лицензии на размещение (захоронение отходов), общество заключило договор аренды муниципального имущества N 6/09 от 25.12.09 г. Согласно указанному договору предприятие производит прием твердых бытовых отходов, осуществляя хозяйственную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Для получения лицензии необходимо соблюдение лицензионных требований и условий - совокупности установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Согласно абзацу а пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524, условием получения лицензии является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 3.1.3. договора N 6/09 аренды муниципального имущества, заключенного по результатам торгов от 25.12.09 общество было обязано заключить не позднее, чем через 60 рабочих дней после заключения настоящего Договора договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0603000:352 площадью 30846 квадратных метров, расположенный на западной окраине города Абинска, категория земель: земли населенных пунктов, занятый свалкой ТБО. Рядом располагался земельный участок 35846 квадратных метров, который должен был быть использован для строительства полигона ТБО. При заключении договора аренды земельного участка согласно договора выяснилось, что земельный участок 23:01:0603000:352 не разделен и имеет площадь 66968 кв. м. Общество обратилось в администрацию для внесения изменений в договор, в соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения N 1 к договору N 6/09 от 25.12.09 аренды муниципального имущества, заключенного по результатам торгов от 25.06.10 г. общество должно было заключить не позднее чем через 60 рабочих дней после заключения настоящего Договора договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0603000:352 площадью 66968 квадратных метров, расположенный на западной окраине города Абинска, категория земель: земли населенных пунктов.
Общество вновь обратилось за проведением регистрации договора аренды указанного земельного участка. Однако в регистрации было отказано, так как участок был уже поделен и на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами:
- - N 23:01:0603000:356 с видом разрешенного использования - свалка бытовых отходов площадью 35846 квадратных метров;
- - N 23:01:0603000:357 с видом разрешенного использования - строительство и эксплуатация цементного завода площадью 31122 м 2.
15.07.11 г. администрацией Абинского городского поселения в адрес общества был направлен договор N 0120000003 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 35846,0 кв. м, с кадастровым номером 23:01:0603000:1000, расположенный на западной окраине города Абинска, предназначенный для эксплуатации свалки бытовых отходов.
Принимая свалку, общество рассчитывало осуществить строительство полигона ТБО на свободной части земельного участка, и получить лицензию на размещение отходов, однако в аренду передается только земельный участок полностью занятый свалкой твердых бытовых отходов, которая эксплуатируется с 1980 года, и является переполненной.
Общество обращалось в территориальные органы Роспотребнадзора для разъяснения возможности получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления лицензирования объекта для размещения твердых бытовых отходов. В ответ на запрос Территориальным органом Росприроднадзора дан отрицательный ответ.
В силу абзаца 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.04 г. N 210-ФЗ, понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, абзац 3) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, - объекты, непосредственно используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Таким образом, задачей администрации муниципального района является организация объекта для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Для получения лицензии общество предприняло следующие меры:
- - предпринимались действия направленные на заключение договора аренды и строительство полигона ТБО, на земельном участке 66968 квадратных метров, расположенном на западной окраине города Абинска;
- - произведен запрос в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Северском, Абинском, Крымском района о возможности получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в отношении существующей свалки ТБО, перечне необходимых документов и работ для этого.
- обращение в различные государственные инстанции, инициируя вопрос строительства полигона ТБО в Абинском районе.
- общество активно участвует в подборе земельного участка для строительства нового полигона для размещения твердых бытовых отходов, предварительное место размещения - территория Холмского сельского поселения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 1; 2 ст. 2.1. КоАП РФ)
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество прилагало усилия для получения лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности.
Кроме того, деятельность общества по приему твердых бытовых отходов не является предпринимательской деятельностью, не носит характера злого умысла, учитывая невозможность лицензирования указанной свалки, складирование отходов производится в одном месте на свалке отходов, осуществляется контроль доступа за поступающими видами отходов, что предотвращает массовое загрязнение окружающей среды, распространение эпидемических заболеваний, негативное воздействие на окружающую среду.
В случае расторжения обществом договора аренды муниципального имущества - свалки бытовых отходов, это приведет к невозможности санитарной очистка поселений района, ввиду незаинтересованности других лиц, в том числе администрации муниципального образования в содержании свалки в состоянии способном осуществлять бесперебойный прием твердых бытовых отходов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что общество действует в состоянии крайней необходимости для устранения опасности, непосредственно угрожающей правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства. Указанная опасность не может быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В настоящее время в отношении предприятия действует предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 14-86-60 ЭН-4 от 29 мая 2012 г., содержание предписания: не осуществлять деятельность по размещению отходов 1-4 классов опасности в отсутствие лицензии, срок исполнения - до 01.02.2013 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно, в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ освободил общество от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы прокуратуры и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2012 N 15АП-9704/2012 ПО ДЕЛУ N А32-15489/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. N 15АП-9704/2012
Дело N А32-15489/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михалицыной Л.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление от 28.08.12 N 50066);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 28.08.12 N 50067);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Абинского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.07.2012 по делу N А32-15489/2012
по заявлению Прокуратуры Абинского района
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Абинск-ТБО"
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.
установил:
Прокуратура Абинского района (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Абинск-ТБО" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.05.12.
Решением суда от 05.07.12 прокуратуре в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество действует в состоянии крайней необходимости для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что деятельность общества по размещению отходов 1-4 классов без соответствующей лицензии на протяжении длительного времени приносит значительный вред окружающей среде, наличие полигона отходов, обслуживаемого организацией, имеющей лицензию подтверждает, что опасность причинения вреда может быть устранена иным способом.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и прокуратура, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, общество известило суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и прокуратуры.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Абинскому району Краснодарского края 06.02.08 за ОГРН 1082323000099, местонахождение г. Абинск, ул. Советов, д. 162, офис 1.
На основании договора аренды муниципального имущества N 6/09 общество с 25.12.09 г. по настоящее время осуществляет размещение отходов I-IV классов опасности на территории полигона, расположенного на западной окраине г. Абинска с кадастровым номером 23:01:0603000:356 при отсутствии лицензии на данный вид деятельности. Деятельность общества по сбору, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности является предпринимательской, поскольку осуществляется с целью систематического получения прибыли, что подтверждается наличием договоров с гражданами на регулярное оказание соответствующих услуг.
В деятельности общества прокурором усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
16.05.12 по данному факту прокурором в отношении общества при участии его руководителя Кучеренко А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом установлено, что общество ранее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не привлекалось, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Копия постановления под роспись вручена обществу.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд, с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
05.07.12 решением суда первой инстанции прокуратуре отказано в привлечении общества к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным решением прокуратура обратилась в суд апелляционной инстанции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал прокуратуре в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 1 и 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Положением статьи 1 Федерального закона РФ от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) дано определение понятия сбора отходов, которым признается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Данной нормой Федерального закона N 89-ФЗ также определено, что транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.02 N 786 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) имеет 4 класс опасности.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями статьи 3 указанного Федерального закона определено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки прокурором, в нарушение указанных требований федерального законодательства общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов без соответствующей лицензии.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно установлено следующее.
Согласно лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N ОП-30-002966 от 13.04.10 г. общество осуществляет сбор и транспортировку опасных отходов, согласно перечню. Обществом заключен договор на осуществление сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на части территории города Абинска N 2 от 20.11.09 г. между обществом и администрацией Абинского городского поселения.
Общество оказывает услуги на планово-регулярной основе по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населению, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на основании возмездных договоров, по стоимости услуг, определенной калькуляцией себестоимости услуг по сбору и транспортированию ТБО на территории муниципального образования город Абинск на 2011 г. от 28.10.10 г., ввиду отсутствия лицензии на данный вид деятельности, как отмечено в пояснительной записке к указанной калькуляции, стоимость услуг не включает затраты на проведение работ по размещению и захоронению твердых бытовых отходов.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество производит ежедневную санитарную очистку поселений, в связи с чем необходимо производить удаление образующихся твердых бытовых отходов, на объект, обеспечивающий их стабильный прием. На момент начала осуществления деятельности по сбору и вывозу лицензированных полигонов или свалок на территории Абинского района или близлежащих районов не было.
Для осуществления бесперебойного приема твердых бытовых отходов, в том числе предотвращения загорания твердых бытовых отходов, проведения планировки для обеспечения беспрепятственного заезда мусоровозов, и планируемой деятельностью по комплексному обращению с отходами, в том числе получение лицензии на размещение (захоронение отходов), общество заключило договор аренды муниципального имущества N 6/09 от 25.12.09 г. Согласно указанному договору предприятие производит прием твердых бытовых отходов, осуществляя хозяйственную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Для получения лицензии необходимо соблюдение лицензионных требований и условий - совокупности установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Согласно абзацу а пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524, условием получения лицензии является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 3.1.3. договора N 6/09 аренды муниципального имущества, заключенного по результатам торгов от 25.12.09 общество было обязано заключить не позднее, чем через 60 рабочих дней после заключения настоящего Договора договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0603000:352 площадью 30846 квадратных метров, расположенный на западной окраине города Абинска, категория земель: земли населенных пунктов, занятый свалкой ТБО. Рядом располагался земельный участок 35846 квадратных метров, который должен был быть использован для строительства полигона ТБО. При заключении договора аренды земельного участка согласно договора выяснилось, что земельный участок 23:01:0603000:352 не разделен и имеет площадь 66968 кв. м. Общество обратилось в администрацию для внесения изменений в договор, в соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения N 1 к договору N 6/09 от 25.12.09 аренды муниципального имущества, заключенного по результатам торгов от 25.06.10 г. общество должно было заключить не позднее чем через 60 рабочих дней после заключения настоящего Договора договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:01:0603000:352 площадью 66968 квадратных метров, расположенный на западной окраине города Абинска, категория земель: земли населенных пунктов.
Общество вновь обратилось за проведением регистрации договора аренды указанного земельного участка. Однако в регистрации было отказано, так как участок был уже поделен и на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами:
- - N 23:01:0603000:356 с видом разрешенного использования - свалка бытовых отходов площадью 35846 квадратных метров;
- - N 23:01:0603000:357 с видом разрешенного использования - строительство и эксплуатация цементного завода площадью 31122 м 2.
15.07.11 г. администрацией Абинского городского поселения в адрес общества был направлен договор N 0120000003 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 35846,0 кв. м, с кадастровым номером 23:01:0603000:1000, расположенный на западной окраине города Абинска, предназначенный для эксплуатации свалки бытовых отходов.
Принимая свалку, общество рассчитывало осуществить строительство полигона ТБО на свободной части земельного участка, и получить лицензию на размещение отходов, однако в аренду передается только земельный участок полностью занятый свалкой твердых бытовых отходов, которая эксплуатируется с 1980 года, и является переполненной.
Общество обращалось в территориальные органы Роспотребнадзора для разъяснения возможности получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления лицензирования объекта для размещения твердых бытовых отходов. В ответ на запрос Территориальным органом Росприроднадзора дан отрицательный ответ.
В силу абзаца 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.04 г. N 210-ФЗ, понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, абзац 3) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, - объекты, непосредственно используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Таким образом, задачей администрации муниципального района является организация объекта для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Для получения лицензии общество предприняло следующие меры:
- - предпринимались действия направленные на заключение договора аренды и строительство полигона ТБО, на земельном участке 66968 квадратных метров, расположенном на западной окраине города Абинска;
- - произведен запрос в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Северском, Абинском, Крымском района о возможности получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в отношении существующей свалки ТБО, перечне необходимых документов и работ для этого.
- обращение в различные государственные инстанции, инициируя вопрос строительства полигона ТБО в Абинском районе.
- общество активно участвует в подборе земельного участка для строительства нового полигона для размещения твердых бытовых отходов, предварительное место размещения - территория Холмского сельского поселения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 1; 2 ст. 2.1. КоАП РФ)
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество прилагало усилия для получения лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности.
Кроме того, деятельность общества по приему твердых бытовых отходов не является предпринимательской деятельностью, не носит характера злого умысла, учитывая невозможность лицензирования указанной свалки, складирование отходов производится в одном месте на свалке отходов, осуществляется контроль доступа за поступающими видами отходов, что предотвращает массовое загрязнение окружающей среды, распространение эпидемических заболеваний, негативное воздействие на окружающую среду.
В случае расторжения обществом договора аренды муниципального имущества - свалки бытовых отходов, это приведет к невозможности санитарной очистка поселений района, ввиду незаинтересованности других лиц, в том числе администрации муниципального образования в содержании свалки в состоянии способном осуществлять бесперебойный прием твердых бытовых отходов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что общество действует в состоянии крайней необходимости для устранения опасности, непосредственно угрожающей правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства. Указанная опасность не может быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В настоящее время в отношении предприятия действует предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 14-86-60 ЭН-4 от 29 мая 2012 г., содержание предписания: не осуществлять деятельность по размещению отходов 1-4 классов опасности в отсутствие лицензии, срок исполнения - до 01.02.2013 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно, в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ освободил общество от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы прокуратуры и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)