Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А40-95155/12-148-903

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А40-95155/12-148-903


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Бином ЛТД" - Торопыгина А.И. доверенность от 09 сентября 2012 года,
от заинтересованного лица: Префектура ЮЗАО г. Москвы - Чичкова Е.Н. доверенность от 29 июня 2011 года N 12-08-1119/1,
рассмотрев 01 августа 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Префектуры ЮЗАО города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13 декабря 2012 года,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 10 апреля 2013 года,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В., Марковой Т.Т.,
по заявлению ООО "Бином ЛТД" (ОГРН: 1037739510490)
о признании незаконным распоряжения Префектуры ЮЗАО г. Москвы от 29 января 2013 года,

установил:

ООО "Бином ЛТД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Префектуры ЮЗАО г. Москвы (далее - префектура) от 23 июля 2012 года N 396-РП "О внесении изменений в распоряжение Префектуры ЮЗАО г. Москвы от 22 апреля 2011 года N 348-РП "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ЮЗАО города Москвы" в части исключения из схемы размещения, утвержденной приложением к указанному распоряжению, по адресу: ул. Обручева, вл. 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Префектура ЮЗАО г. Москвы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что основанием для отказа в предоставлении услуги по оформлению договора и свидетельства на размещение НТО является отсутствие у заявителя права на заключение договора на размещение НТО. Оспариваемое распоряжение соответствует закону и принято в пределах предоставленных полномочий.
Представитель Префектуры ЮЗАО г. Москвы в судебном заседании доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества в судебном заседании и представленном отзыве возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что распоряжением префекта ЮЗАО г. Москвы от 23 июля 2012 года N 396-РП "О внесении изменений в распоряжение префектуры ЮЗАО N 348-РП" "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ЮЗАО г. Москвы" исключен из схемы размещения объектов торговый павильон, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Обручева, владение 3.
Полагая, что указанное распоряжение не соответствует закону и издано в нарушение прав, ООО "Бином ЛТД", являющееся собственником торгового павильона, обратилось с настоящими требованиями в суд.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, признавая не соответствующим закону оспариваемое распоряжение в связи с нарушением Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 года N 26-ПП, исходили из того, что префектура не имеет права по своему усмотрению изменять схему размещения нестационарных торговых объектов.
Выводы судов ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В силу части 1 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
Постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения торговых объектов в городе Москве.
В силу пункта 2 приложения N 1 к Постановления Правительства от 3 февраля 2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" размещение нестационарных торговых объектов (далее - по тексту НТО) осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости устойчивого развития территории и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных Правительством Москвы нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в городе Москве.
В силу указанной нормы для размещения НТО необходимо включение места размещения в схему места размещения НТО, участие и победа в аукционе и заключение договора на размещение НТО.
Обеспечение благоустройства и оборудования мест размещения НТО возложено на префектуры административных округов.
Законодательством предусмотрен порядок согласования и утверждения схемы НТО, который включает в себя разработку проектов Мосархитектурой схемы размещения НТО, которая направляется в течение 5 рабочих дней в префектуру. В свою очередь префектура после размещения схемы НТО на официальном сайте направляет ее на согласование в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент культурного наследия и муниципальные собрания внутригородских муниципальных образований. Согласованный проект схемы направляется в Межведомственную комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, после одобрения которой проект схемы утверждается распоряжением префекта.
На основании утвержденной схемы размещения НТО префектура проводит путем проведения открытого аукциона отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения НТО.
Победитель аукциона, на основании заключенного договора на размещение НТО и внесенной информации в ЕГАЗ-СИОПР. Префектура обеспечивает выдачу победителю свидетельство о размещении НТО.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 26-ПП, хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленной схемой размещения НТО, имеет право на размещение НТО без проведения аукциона.
Постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2011 года N 279-ПП "Об утверждении административного регламента подготовки и выдачи префектурами административных округов города Москвы договоров на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельства о размещении нестационарного торгового объекта по принципу одного окна" утвержден административный регламент, в силу пункта 2.5 которого заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся победителями отбора на право заключения договора на размещение НТО и имеющие действующий договор аренды земельного участка в месте, установленной схемой размещения НТО.
Пунктом 3.2.1 административного регламента предусмотрено, что основанием для выполнения административной процедуры, является обращение заявителя в срок, указанный в уведомлении префектуры об оформлении договора на размещение НТО для объектов, ранее размещенных на основании договора аренды земельного участка.
Как установлено судами, основанием для отказа в предоставлении услуги по оформлению договора и свидетельства на размещение НТО является отсутствие у ООО "Бином ЛТД" права на заключение договора и получения свидетельства.
Поскольку, как установлено судами и не оспаривается заявителем, на момент принятия указанного распоряжения договор с ООО "Бином ЛТД" расторгнут, соответственно оспариваемое распоряжение на момент его издания не могло нарушать права и охраняемых законом интересов ООО "Бином ЛТД".
Оспариваемое распоряжение префекта ЮЗАО от 23 июля 2012 года N 396-РП вынесено во исполнение протокола заседания Межведомственной комиссии от 24 мая 2012 года N 4 и соответствует установленному законом порядку принятия согласования.
Соответственно судами не установлена необходимая в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" совокупность оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным в судебном порядке.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания оспариваемого распоряжения недействительным и удовлетворения заявленных требований. В связи с указанным решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2013 года подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебные акты приняты при неправильном применении норм материального суд кассационной инстанции счел возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2013 года по делу N А40-95155/12-148-903 отменить. В удовлетворении заявленных ООО "Бином ЛТД" требований - отказать.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.В.БОРЗЫКИН

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)