Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2367/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N 33-2367/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Стыцюн С.А., Стракатовой З.Е.
при секретаре М.Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Поляковой В.К. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия 30 мая 2013 г. по заявлению Поляковой Валентины Константиновны о признании незаконным решения администрации Петрозаводского городского округа.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

П.В.К. предъявила в суд заявление по тем основанием, что <...> она обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей, являющейся инвали<...> группы, в аренду земельного участка общей площадью <...>, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала <...>: <...>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка. Письмом администрации Петрозаводского городского округа от <...> в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов, отсутствуют разработанные и утвержденные проекты планировок районов перспективной индивидуальной и блокированной жилой застройки.
Указывая на расположение испрашиваемого земельного участка в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки), заявитель считает, что решение администрации Петрозаводского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушающим ее права на получение земельного участка. Заявитель просила признать незаконным решение администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом Главы Петрозаводского городского округа <...>. <...> от <...>; обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории общей площадью <...> расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала <...> будущей индивидуальной жилой застройки, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка; обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить земельный участок общей площадью <...>, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала <...> будущей индивидуальной жилой застройки, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С решением не согласна П.В.К., в апелляционной жалобе представитель заявителя С.А.С., действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее в т.ч. Генеральный план г. Петрозаводска) в редакции, утвержденной решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 NXXV/XX-361, в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки). Полагает, что в нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГрК РФ) карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. N 26/38-771, не соответствует Генеральному плану г. Петрозаводска. Отмечает, что при определении местоположения испрашиваемого земельного участка руководствовалась Генеральным планом г. Петрозаводска, размещенным на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа. В общем доступе отсутствует графическая часть Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (карта градостроительного зонирования). В связи с несоответствием Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации у заявителя отсутствует возможность реализовать свое право на получение земельного участка в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя С.А.С., действующий по доверенности, доводы жалобы поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом установлено, что П.В.К. является инвалидом <...>. <...> П.В.К. обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка общей площадью <...>, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала <...>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой расположения земельного участка.
Письмом Администрации Петрозаводского городского округа от <...> <...> заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что он расположен в зоне городских лесов (Рл), где не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, отсутствует возможность предоставить земельный участок в районе существующей индивидуальной жилой застройки, проект планировки перспективных районов индивидуальной и блокированной жилой застройки не разработан, в отсутствие установленного порядка предоставления земельных участков инвалидам органы местного самоуправления не имеют полномочий на создание очереди на получение земельных участков для данных граждан.
Согласно п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. На основании п. 2 данной статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года" указано, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
В решении Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 N 27/03-57 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" предусмотрено исключение из правила о предоставлении земельных участков исключительно на торгах при предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
На основании п. 2 данной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Исходя из п. 9 данной статьи земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст. 1 ГрК РФ).
На основании ч. ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).
Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. N 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее в т.ч. Правила землепользования и застройки).
Как следует из представленной администрацией выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне городских лесов.
Согласно ст. 61 Правил землепользования и застройки режим использования и предельные размеры земельных участков зоны городских лесов определяются в соответствии с Лесным кодексом, требованиями Нормативов градостроительного проектирования Республики Карелия и иного законодательства РФ и Республики Карелия.
На основании ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи, а именно: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Таким образом, судом с учетом приведенного законодательства, сделан правильный вывод о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю, поскольку использование земельного участка в нарушение градостроительного регламента территориальной зоны, в которой он расположен, недопустимо.
Оценивая доводы жалобы о несоответствии Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа Генеральному плану г. Петрозаводска, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст. 18, 23 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1984 N 428 "О генеральном плане г. Петрозаводска" утвержден Генеральный план города Петрозаводска. В соответствии с решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 г. NXXVI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" Генеральный план города Петрозаводска был утвержден в новой редакции, внесены изменения в который были в 2009, 2010 годах.
Правила землепользования и застройки включают в себя в т.ч. карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
На основании ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо исходить из Правил землепользования и застройки, позволяющих определить вид разрешенного использования земельных участков.
Поскольку довод заинтересованного лица о нахождении земельного участка в зоне городских лесов заявителем, исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнут допустимыми и достоверными доказательствами, равно как и не представлены доказательства признания действующих Правил землепользования и застройки в части незаконными либо внесения в них изменений в установленном законом порядке, судебная коллегия полагает, что суд правомерно отказал в удовлетворении заявления П.В.К.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, основанном на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 мая 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П.В.К. - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)