Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2013 по делу N А07-5866/2013 (судья Насыров М.М.).
Общество с ограниченной ответственностью "ТИМ" (далее - ООО "ТИМ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16 018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, в размере равном его рыночной стоимости 14 848 000 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, в размере равном его рыночной стоимости 462000 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32 710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, в размере равном его рыночной стоимости 28 529 000 руб.
Определениями суда от 12.04.2013, 21.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), Правительство Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 1, т. 2 л.д. 51).
Решением суда от 10.07.2013 (резолютивная часть от 03.07.2013) заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16 018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, установлена в размере равном его рыночной стоимости 14 848 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы - в размере равном его рыночной стоимости 462 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32 710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы - в размере равном его рыночной стоимости 28 529 000 руб. (т. 2 л.д. 150-157).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть признан допустимым доказательством, так как не соответствует требованиям законодательства об оценке, поскольку оценщиком использованы ненадлежащие объекты-аналоги и не использованы все необходимые методики и подходы к оценке.
Также апеллянт ссылается на то, что судом необоснованно указано на то, что земельные участки находятся в собственности истца. На момент обращения с иском истец не являлся собственником либо арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:30303:566, 02:55:30303:567, 02:55:30303:568, ввиду чего истец не является лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3580 от 22.07.2009 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "ТИМ" (арендатор) подписан договор N 1687-09 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141, общей площадью 49084 кв. м расположенный по адресу: Орджоникидзевский район ул. Свободы, 59/2 (п. 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 22.07.2009 по 22.07.2014 (п. 3.1 договора) (т. 1 л.д. 14-17).
На основании свидетельств о государственной регистрации права 04ААN 821787 от 06.02.2007, 04ААN 821786 от 06.02.2007, 04ААN 821785 от 06.02.2007, 04ААN 821784 от 06.02.2007, 04АА N 821783 от 06.02.2007, 04АА N 821782 от 06.02.2007, 04АА N 821781 от 06.02.2007, 04АА N 821780 от 06.02.2007, 04АА N 821779 от 06.02.2007, 04АА N 821778 от 06.02.2007, 04АА N 821777 от 06.02.2007, 04АА N 879394 от 02.04.2007, 04АА N 821776 от 06.02.2007, 04АА N 821775 от 06.02.2007, 04АА N 821773 от 06.02.2007, 04АА N 821772 от 06.02.2007, 04АА N 757272 от 05.02.2007 (т. 2 л.д. 120-136) истец является собственником нежилых помещений расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030303:141, по адресу: Орджоникидзевский район ул. Свободы, 59/2.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан N 63 от 02.03.2012), кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка утверждена и составляет по состоянию на 01.01.2011 для участка с кадастровым номером 02:55:030303:141-92 253 899 руб. 88 коп.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141 в результате межевания разделен на три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:566, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:567, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:568.
Согласно отчету оценщика Захарова И.А. N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.10.2012 рыночная стоимость земельных участков составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 14 848 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 462 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 28 529 000 рублей (т. 1 л.д. 33).
Согласно заключению эксперта N 445/2013 от 18.03.2013 экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" на отчет N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Свободы, выполненный ИП Захаровым И.А., сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 ФЗ от 29.07.1998, Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (т. 1 л.д. 142).
Руководствуясь нормой ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, ввиду чего на основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков истца, определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан N 63 от 02.03.2012)
Между тем согласно представленному в дело отчету N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.10.2012 рыночная стоимость земельных участков составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 14 848 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 462 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 28 529 000 рублей (т. 1 л.д. 33).
Согласно заключению эксперта N 445/2013 от 18.03.2013 экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" на отчет N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Свободы, выполненный ИП Захаровым И.А., сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 ФЗ от 29.07.1998, Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (т. 1 л.д. 142).
Из отчета N 08-13 усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков и определенной рыночной стоимостью на основании отчета истца.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Принимая во внимание представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Довод Администрации, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть признан допустимым доказательством, так как не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки, подлежит отклонению.
Апеллянтом в апелляционной жалобе не приведено конкретных обстоятельств и подтверждающих их доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленного истцом отчета о рыночной стоимости земельных участков, ввиду чего указанный довод апелляционный суд с учетом определенного нормами ст. 9 и ч. 1 ст. 65 АПК РФ бремени доказывания суд находит неподтвержденным.
При этом соответствие отчета требованиям законодательства об оценке следует из представленного истцом заключения саморегулируемой организации (т. 1 л.д. 142), которое также не опровергнуто подателем апелляционной жалобы.
В силу изложенного, апелляционный суд не находит оснований для критической оценки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Довод ответчика об отсутствии у истца права на предъявление настоящего иска, так как на момент обращения с иском истец не являлся собственником либо арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:30303:566, 02:55:30303:567, 02:55:30303:568, ввиду чего истец не является лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости, также подлежит отклонению.
Из обстоятельств дела усматривается, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3580 от 22.07.2009 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "ТИМ" (арендатор) подписан договора N 1687-09 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141, общей площадью 49084 кв. м расположенный по адресу: Орджоникидзевский район ул. Свободы, 59/2, занимаемый производственной базой и железнодорожными путями (п. 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 22.07.2009 по 22.07.2014 (п. 3.1 договора) (т. 1 л.д. 14-17).
В дело представлены доказательства наличия у истца права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке (т. 2 л.д. 120-136).
Согласно имеющимся в деле кадастровым паспортам в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141 в результате межевания разделен на три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:566, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:567, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:568 (т. 1 л.д. 24-32).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Процедура образования новых земельных участков может проводиться для целей последующей реализации собственниками недвижимого имущества своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду занятых такими объектами участков в соответствии с нормами статьи 36 ЗК РФ.
На основании п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 указанной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Пункт 4 статьи 11.8 ЗК РФ устанавливает, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что срок действия договора N 1687-09 аренды земельного участка не истек (с 22.07.2009 по 22.07.2014), договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 1 л.д. 14-17), а также с учетом отсутствия в деле доказательств выражения сторонами указанного договора воли на его досрочное прекращение, суд апелляционной инстанции не находит оснований считать доказанным отсутствие у истца статуса арендатора спорных земельных участков.
При этом с учетом положений ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует признать, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у ООО "ТИМ" права аренды на земельные участки, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Более того, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 1.1, 1.2 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Материалами дела подтверждается, что 19.06.2012 ООО "ТИМ" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность занимаемых им земельных участков.
Принимая во внимание право истца на приобретение земельных участков в собственность, что влияет на выкупную стоимость земельного участка, истец является лицом, чьи права и законные интересы нарушаются обстоятельством значительного несоответствия рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
При этом с учетом положений ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует отметить, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на объект оценки.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2013 по делу N А07-5866/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2013 N 18АП-8883/2013 ПО ДЕЛУ N А07-5866/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. N 18АП-8883/2013
Дело N А07-5866/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2013 по делу N А07-5866/2013 (судья Насыров М.М.).
Общество с ограниченной ответственностью "ТИМ" (далее - ООО "ТИМ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16 018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, в размере равном его рыночной стоимости 14 848 000 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, в размере равном его рыночной стоимости 462000 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32 710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, в размере равном его рыночной стоимости 28 529 000 руб.
Определениями суда от 12.04.2013, 21.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), Правительство Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 1, т. 2 л.д. 51).
Решением суда от 10.07.2013 (резолютивная часть от 03.07.2013) заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16 018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, установлена в размере равном его рыночной стоимости 14 848 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы - в размере равном его рыночной стоимости 462 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 02:55:30303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32 710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзеский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы - в размере равном его рыночной стоимости 28 529 000 руб. (т. 2 л.д. 150-157).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть признан допустимым доказательством, так как не соответствует требованиям законодательства об оценке, поскольку оценщиком использованы ненадлежащие объекты-аналоги и не использованы все необходимые методики и подходы к оценке.
Также апеллянт ссылается на то, что судом необоснованно указано на то, что земельные участки находятся в собственности истца. На момент обращения с иском истец не являлся собственником либо арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:30303:566, 02:55:30303:567, 02:55:30303:568, ввиду чего истец не является лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3580 от 22.07.2009 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "ТИМ" (арендатор) подписан договор N 1687-09 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141, общей площадью 49084 кв. м расположенный по адресу: Орджоникидзевский район ул. Свободы, 59/2 (п. 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 22.07.2009 по 22.07.2014 (п. 3.1 договора) (т. 1 л.д. 14-17).
На основании свидетельств о государственной регистрации права 04ААN 821787 от 06.02.2007, 04ААN 821786 от 06.02.2007, 04ААN 821785 от 06.02.2007, 04ААN 821784 от 06.02.2007, 04АА N 821783 от 06.02.2007, 04АА N 821782 от 06.02.2007, 04АА N 821781 от 06.02.2007, 04АА N 821780 от 06.02.2007, 04АА N 821779 от 06.02.2007, 04АА N 821778 от 06.02.2007, 04АА N 821777 от 06.02.2007, 04АА N 879394 от 02.04.2007, 04АА N 821776 от 06.02.2007, 04АА N 821775 от 06.02.2007, 04АА N 821773 от 06.02.2007, 04АА N 821772 от 06.02.2007, 04АА N 757272 от 05.02.2007 (т. 2 л.д. 120-136) истец является собственником нежилых помещений расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030303:141, по адресу: Орджоникидзевский район ул. Свободы, 59/2.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан N 63 от 02.03.2012), кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка утверждена и составляет по состоянию на 01.01.2011 для участка с кадастровым номером 02:55:030303:141-92 253 899 руб. 88 коп.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141 в результате межевания разделен на три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:566, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:567, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:568.
Согласно отчету оценщика Захарова И.А. N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.10.2012 рыночная стоимость земельных участков составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 14 848 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 462 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 28 529 000 рублей (т. 1 л.д. 33).
Согласно заключению эксперта N 445/2013 от 18.03.2013 экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" на отчет N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Свободы, выполненный ИП Захаровым И.А., сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 ФЗ от 29.07.1998, Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (т. 1 л.д. 142).
Руководствуясь нормой ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, ввиду чего на основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков истца, определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан N 63 от 02.03.2012)
Между тем согласно представленному в дело отчету N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.10.2012 рыночная стоимость земельных участков составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:566, категории земель населенных пунктов, общей площадью 16018 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 14 848 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:567, категории земель населенных пунктов, общей площадью 361 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 462 000 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:55:030303:568, категории земель населенных пунктов, общей площадью 32710 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по ул. Свободы, - 28 529 000 рублей (т. 1 л.д. 33).
Согласно заключению эксперта N 445/2013 от 18.03.2013 экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" на отчет N 08-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Свободы, выполненный ИП Захаровым И.А., сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 ФЗ от 29.07.1998, Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (т. 1 л.д. 142).
Из отчета N 08-13 усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков и определенной рыночной стоимостью на основании отчета истца.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Принимая во внимание представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Довод Администрации, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть признан допустимым доказательством, так как не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки, подлежит отклонению.
Апеллянтом в апелляционной жалобе не приведено конкретных обстоятельств и подтверждающих их доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленного истцом отчета о рыночной стоимости земельных участков, ввиду чего указанный довод апелляционный суд с учетом определенного нормами ст. 9 и ч. 1 ст. 65 АПК РФ бремени доказывания суд находит неподтвержденным.
При этом соответствие отчета требованиям законодательства об оценке следует из представленного истцом заключения саморегулируемой организации (т. 1 л.д. 142), которое также не опровергнуто подателем апелляционной жалобы.
В силу изложенного, апелляционный суд не находит оснований для критической оценки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Довод ответчика об отсутствии у истца права на предъявление настоящего иска, так как на момент обращения с иском истец не являлся собственником либо арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:30303:566, 02:55:30303:567, 02:55:30303:568, ввиду чего истец не является лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости, также подлежит отклонению.
Из обстоятельств дела усматривается, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3580 от 22.07.2009 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "ТИМ" (арендатор) подписан договора N 1687-09 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141, общей площадью 49084 кв. м расположенный по адресу: Орджоникидзевский район ул. Свободы, 59/2, занимаемый производственной базой и железнодорожными путями (п. 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 22.07.2009 по 22.07.2014 (п. 3.1 договора) (т. 1 л.д. 14-17).
В дело представлены доказательства наличия у истца права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке (т. 2 л.д. 120-136).
Согласно имеющимся в деле кадастровым паспортам в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:141 в результате межевания разделен на три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:566, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:567, земельный участок с кадастровым номером 02:55:030303:568 (т. 1 л.д. 24-32).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Процедура образования новых земельных участков может проводиться для целей последующей реализации собственниками недвижимого имущества своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду занятых такими объектами участков в соответствии с нормами статьи 36 ЗК РФ.
На основании п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 указанной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Пункт 4 статьи 11.8 ЗК РФ устанавливает, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что срок действия договора N 1687-09 аренды земельного участка не истек (с 22.07.2009 по 22.07.2014), договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 1 л.д. 14-17), а также с учетом отсутствия в деле доказательств выражения сторонами указанного договора воли на его досрочное прекращение, суд апелляционной инстанции не находит оснований считать доказанным отсутствие у истца статуса арендатора спорных земельных участков.
При этом с учетом положений ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует признать, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у ООО "ТИМ" права аренды на земельные участки, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Более того, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 1.1, 1.2 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Материалами дела подтверждается, что 19.06.2012 ООО "ТИМ" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность занимаемых им земельных участков.
Принимая во внимание право истца на приобретение земельных участков в собственность, что влияет на выкупную стоимость земельного участка, истец является лицом, чьи права и законные интересы нарушаются обстоятельством значительного несоответствия рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
При этом с учетом положений ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует отметить, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на объект оценки.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2013 по делу N А07-5866/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)