Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
- от Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский": не явился, извещен;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом про Московской области: не явился, извещен; от Управления Федеральной службы государственной регистрации: не явился, извещен; от ООО "Торговый дом РАР": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года по делу N А41-42412/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по иску Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом про Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Торговый дом РАР", с требованием: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25, общей площадью 1863 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение офисного здания,
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский" (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, ТУ ФАУГИ в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25, общей площадью 1863 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение офисного здания.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ООО "Торговый дом РАР".
Решением от 04 марта 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский".
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве оснований для отмены ответчик указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Администрации.
Стороны и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, а решение Арбитражного суда Московской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19.10.2004 между истцом (арендодатель) и ООО "Торговый дом РАР" (арендатор) был заключен договор N 38/СТС аренды земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25, общей площадью 1863 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение офисного здания. Сроком по 25.05.2014 (п. 2.1 договора).
Указанный договор был зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 29.10.2004, регистрационный номер 50-01/64-10/2004-371.
Истец, ссылаясь на то, что зарегистрированное право собственности за Российской Федерацией нарушает законные права администрации на распоряжение земельным участком, собственность на которое не разграничена, обратился с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в выписке из ЕГРП от 07.09.2012 N 64/008/2012-119 не имеется сведений о нахождении на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.
Так же суд первой инстанции указал, что согласно акта обследования земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020105:15 от 07.12.2012, на земельном участке расположены офисное здание, сторожка, принадлежащий и используемый ООО "Торговый дом РАР" в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Иных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенном по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25 - не установлено.
Исходя из указанного, судом первой инстанции сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15 не относится к федеральной собственности согласно критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001, поскольку указанный земельный участок:
- не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- не находился на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- и не относится к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям.
Так же судом первой инстанции сделан вывод о том, что ни в выписке из ЕГРП от 07.09.2012 N 64/008/2012-119 ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра на земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15 нет сведений подтверждающих, согласно ст. 17 ЗК РФ, что данный земельный участок находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю либо он приобретен Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно кадастровому плану спорного земельного участка от 15.10.2004 года, на указанном земельном участке расположено 2-этажное каменно-металлическое здание.
Из кадастровой выписки (том 1 л.д. 15) следует, что в указанном здании ранее располагался паспортный стол.
Суд апелляционной инстанции в целях установления лиц, являвшихся владельцами, собственниками, пользователями и лицами, распоряжавшимися спорным земельным участком и располагающихся на нем объектов недвижимости за период с 1990 года по настоящее время откладывал рассмотрение дела и предлагал сторонам представить имеющиеся документально подтвержденные сведения о владельцах, собственниках, пользователях и лицах, распоряжавшихся спорным земельным участком и располагающихся на нем объектов недвижимости за период с 1990 года по настоящее время.
Запрошенные документы представлены суду не были.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 9 Положения о советской милиции (утвержденного Постановлением СовМина СССР 08.06.1973 N 385) милиция обеспечивает проведение в жизнь паспортной системы, выдает гражданам СССР паспорта и производит их прописку и выписку по месту жительства, контролирует выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы, осуществляет адресно-справочную работу, выдает гражданам разрешения на въезд в пограничную зону и на проживание в ней, осуществляет контроль за соблюдением паспортного режима в пограничной зоне, а также совместно с пограничными войсками - за выполнением правил пограничного режима.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 11 Закона СССР от 06.03.1991 N 2001-1 "О советской милиции" милиция обязана осуществлять выдачу паспортов, а также разрешений на въезд в пограничную зону, производить прописку и выписку граждан; контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы.
Как следует из Приказа МВД РФ от 15.09.1997 N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации" организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (редакция N 1 от 08.07.1997) выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом паспортные столы входили в систему органов милиции (органов внутренних дел), являющихся федеральным органами государственной власти.
Статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Определением от 04 июня 2013 года апелляционный суд предлагал участвующим в деле лицам представить суду имеющиеся документально подтвержденные сведения о владельцах, собственниках, пользователях и лицах, распоряжавшихся спорным земельным участком и располагающихся на нем объектов недвижимости за период с 1990 года по настоящее время. Однако, указанное определение оставлено сторонами без внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Соответственно, апелляционный суд считает неподтвержденным сделанный судом первой инстанции вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15 не относится к федеральной собственности согласно критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001.
Так же, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь в исключительных случаях, при отсутствии иных способов защиты права.
Следовательно, истец, обращаясь в арбитражный суд с иском о признании права отсутствующим, должен доказать, что он не имеет иной возможности для восстановления своего нарушенного права. Такие доказательства суду не представлены.
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.05.2013 года по делу N А41-26055/12.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года по делу N А41-42412/12 подлежащим отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, 271, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года по делу N А41-42412/12 отменить. Отказать Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-42412/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N А41-42412/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
- от Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский": не явился, извещен;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом про Московской области: не явился, извещен; от Управления Федеральной службы государственной регистрации: не явился, извещен; от ООО "Торговый дом РАР": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года по делу N А41-42412/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по иску Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом про Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Торговый дом РАР", с требованием: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25, общей площадью 1863 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение офисного здания,
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский" (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, ТУ ФАУГИ в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25, общей площадью 1863 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение офисного здания.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ООО "Торговый дом РАР".
Решением от 04 марта 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский".
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве оснований для отмены ответчик указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Администрации.
Стороны и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, а решение Арбитражного суда Московской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19.10.2004 между истцом (арендодатель) и ООО "Торговый дом РАР" (арендатор) был заключен договор N 38/СТС аренды земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25, общей площадью 1863 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение офисного здания. Сроком по 25.05.2014 (п. 2.1 договора).
Указанный договор был зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 29.10.2004, регистрационный номер 50-01/64-10/2004-371.
Истец, ссылаясь на то, что зарегистрированное право собственности за Российской Федерацией нарушает законные права администрации на распоряжение земельным участком, собственность на которое не разграничена, обратился с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в выписке из ЕГРП от 07.09.2012 N 64/008/2012-119 не имеется сведений о нахождении на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации.
Так же суд первой инстанции указал, что согласно акта обследования земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020105:15 от 07.12.2012, на земельном участке расположены офисное здание, сторожка, принадлежащий и используемый ООО "Торговый дом РАР" в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Иных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0020105:15, расположенном по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 25 - не установлено.
Исходя из указанного, судом первой инстанции сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15 не относится к федеральной собственности согласно критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001, поскольку указанный земельный участок:
- не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- не находился на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- и не относится к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям.
Так же судом первой инстанции сделан вывод о том, что ни в выписке из ЕГРП от 07.09.2012 N 64/008/2012-119 ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра на земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15 нет сведений подтверждающих, согласно ст. 17 ЗК РФ, что данный земельный участок находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю либо он приобретен Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно кадастровому плану спорного земельного участка от 15.10.2004 года, на указанном земельном участке расположено 2-этажное каменно-металлическое здание.
Из кадастровой выписки (том 1 л.д. 15) следует, что в указанном здании ранее располагался паспортный стол.
Суд апелляционной инстанции в целях установления лиц, являвшихся владельцами, собственниками, пользователями и лицами, распоряжавшимися спорным земельным участком и располагающихся на нем объектов недвижимости за период с 1990 года по настоящее время откладывал рассмотрение дела и предлагал сторонам представить имеющиеся документально подтвержденные сведения о владельцах, собственниках, пользователях и лицах, распоряжавшихся спорным земельным участком и располагающихся на нем объектов недвижимости за период с 1990 года по настоящее время.
Запрошенные документы представлены суду не были.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 9 Положения о советской милиции (утвержденного Постановлением СовМина СССР 08.06.1973 N 385) милиция обеспечивает проведение в жизнь паспортной системы, выдает гражданам СССР паспорта и производит их прописку и выписку по месту жительства, контролирует выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы, осуществляет адресно-справочную работу, выдает гражданам разрешения на въезд в пограничную зону и на проживание в ней, осуществляет контроль за соблюдением паспортного режима в пограничной зоне, а также совместно с пограничными войсками - за выполнением правил пограничного режима.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 11 Закона СССР от 06.03.1991 N 2001-1 "О советской милиции" милиция обязана осуществлять выдачу паспортов, а также разрешений на въезд в пограничную зону, производить прописку и выписку граждан; контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы.
Как следует из Приказа МВД РФ от 15.09.1997 N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации" организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (редакция N 1 от 08.07.1997) выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом паспортные столы входили в систему органов милиции (органов внутренних дел), являющихся федеральным органами государственной власти.
Статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Определением от 04 июня 2013 года апелляционный суд предлагал участвующим в деле лицам представить суду имеющиеся документально подтвержденные сведения о владельцах, собственниках, пользователях и лицах, распоряжавшихся спорным земельным участком и располагающихся на нем объектов недвижимости за период с 1990 года по настоящее время. Однако, указанное определение оставлено сторонами без внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Соответственно, апелляционный суд считает неподтвержденным сделанный судом первой инстанции вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020105:15 не относится к федеральной собственности согласно критериям, определенным ст. 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001.
Так же, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь в исключительных случаях, при отсутствии иных способов защиты права.
Следовательно, истец, обращаясь в арбитражный суд с иском о признании права отсутствующим, должен доказать, что он не имеет иной возможности для восстановления своего нарушенного права. Такие доказательства суду не представлены.
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.05.2013 года по делу N А41-26055/12.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года по делу N А41-42412/12 подлежащим отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, 271, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2013 года по делу N А41-42412/12 отменить. Отказать Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)