Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-76740/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А56-76740/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Назарян К.Р.
при участии:
от заявителя: Плиев Р.С., доверенность от 10.01.2013, Колесников Ю.Е., доверенность от 06.09.2013,
от заинтересованных лиц: 1. Ведмецкая Е.В., доверенность от 29.12.2012; 2. извещены, не явились, 3. Ларина Н.Л., доверенность от 24.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15394/2013) Администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2013 по делу N А56-76740/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по заявлению Администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области
заинтересованные лица: 1. Ленинградский областной комитет по управлению государственными имуществом (Леноблкомимущество), 2. Федеральное Агентство Лесного хозяйства, 3. Правительство Ленинградской области
о признании действий незаконными,

установил:

Администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Леноблкомимуществу и Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), в котором, с учетом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, просит признать действия Леноблкомимущества от 26.10.2012 исходящий N локуги-11-5855/12-0-2, от 28.11.2012 исходящий N 11-5855/12-2-1 незаконными в силу противоречия статье 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Закон N 191-ФЗ), а отказ Рослесхоза от 27.09.2012 исходящий N ЮД-11-27/11308 немотивированным, поступившим за пределами установленного пунктом 17 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ срока; признать в соответствии с пунктом 17 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ согласованными с Рослесхозом 20-ти заявлений Администрации о включении в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Лисинское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области следующих земельных участков:
А) в границы поселка Лисино-Корпус следующих земельных участков:
- - земельный участок общей площадью 10432 (+-1787) кв. м с кадастровым номером 47:26:0137001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Перинское участковое лесничество, квартал 37 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 1134437 (+-18639) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702002:3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 98 (часть), 105 (часть), 110 (часть), 199 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 680397 (+-14435) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702001:5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 98 (часть), 105 (часть), 199 (часть), 204 (часть), 206 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 38442 (+-3431) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 200 (часть), 204 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 73728 (+-4752) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:24, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 204 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 2 66852 (+-9040) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702001:4, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 199 (часть), 204 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей рекреационного использования";
- - земельный участок общей площадью 25373 (+-2788) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:20, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 204 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 15962 (+-2211) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:23, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 105 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 21211 (н-2549) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:21, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 105 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 368895 (+-10629) кв. м с кадастровым номером 47:26:0000000:347, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 26344 (+-2840) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:7, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей рекреационного использования";
- - земельный участок общей площадью 10777 (+-1817) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:6, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей рекреационного использования";
- - земельный участок общей площадью 6296 (+-1389) кв. м с кадастровым номером 47:2 6:0702003:5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 251380 (+-8774) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:19, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, кварталы 10 (часть), 11 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 197222 кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:4, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Тосненское участковое лесничество, квартал 115 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 42512 кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Тосненское участковое лесничество, квартал 115 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 55819 (+-4135) кв. м с кадастровым номером 47:26:0137001:17, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Перинское участковое лесничество, кварталы 37 (часть), 38 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
Б) в границы деревни Гришкино следующих земельных участков из земель лесного фонда:
- - земельный участок общей площадью 47231 (+-3803) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:26, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 183 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
- - земельный участок общей площадью 25921 (+-2817) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:25, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 183 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства";
В) в границы поселка при железнодорожной станции Кастенская следующего земельного участка из земель лесного фонда:
- - земельный участок общей площадью 150860 (+-6797) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:22, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район. Учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 181 (часть), с изменением существующего вида разрешенного использования на вид: "для целей комплексного жилищного строительства.
Также заявитель просит обязать Правительство Ленинградской области включить данные земельные участки в границы указанных населенных пунктов.
Определением от 01.04.2013 к участию в деле привлечено Правительство Ленинградской области.
Решением суда от 03.06.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что действия заинтересованных лиц нарушают право администрации на включение спорных земельных участков в границы населенных пунктов и установление законного налогового режима. Также податель жалобы указывает, что пунктом 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень случаев для отказа.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в отношении спорных участков 17.07.2012 Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области утверждены акты выбора земельных участков из земель лесного фонда; также утверждены акты натурного технического обследования земельных участков; указанные акты согласованы Управлением лесами Ленинградской области.
19.07.2012 Администрация обратилась в Леноблкомимущество с заявлением о принятии решения о включении в границы населенных пунктов поселок Лисино-Корпус, поселок при железнодорожной станции Кастенская и деревня Гришкино данных участков с изменением вида разрешенного использования.
26.10.2012 Леноблкомимущество известило заявителя о полученном 27.09.2012 из Рослесхоза отказа в согласовании материалов о включении земельных участков в границы указанных выше населенных пунктов.
31.10.2012 заявитель направил в Леноблкомимущество письма с указанием на необходимость включения каждого земельного участка в границы населенных пунктов.
Письмом от 28.11.2012 Леноблкомимущество сообщило Администрации на наличие мотивированного отказа Рослесхоза в согласовании материалов о включении земельных участков в границы населенного пункта, так как представленные материалы не содержат достаточного обоснования необходимости включения земельных участков в границы населенных пунктов, а также обоснование площади данных земельных участков.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Леноблкомимуществом нарушен срок рассмотрения заявления, отказ является немотивированным, не содержит ссылок на нормы права; Рослесхоз в отказе сослался на несогласование включения в границы населенных пунктов трех из двадцати земельных участков; заявитель сообщил об исключении спорных участков из государственного природного комплексного заказника регионального значения "Лисинский"; данные участки длительное время используются исключительно для постоянного проживания населения, согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений приобретают права на занятые данными объектами земельные участки; позиция государственных органов противоречит статье 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"; Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом в резолютивной части судебного решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункты 4, 5 указанной статьи).
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Процедура включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных определена в статье 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с порядком, установленным Законом N 191-ФЗ, орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет поступившие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками.
В целях соблюдения установленного порядка 16.08.2012 Леноблкомимущество направил в Рослесхоз документы для согласования вопроса о включении земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов.
Письмом от 27.09.2012 Рослесхоз отказал в согласовании материалов.
Леноблкомимуществом в адрес Администрации направлены письма от 26.10.2012 и от 28.11.2012 о необходимости устранения замечаний Рослесхоза.
Довод подателя жалобы о несоответствии отказа исчерпывающему перечню оснований для отказа, установленных пунктом 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 19 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если ему поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Таким образом, закон устанавливает следующие формальные требования к отказу в согласовании заявления о включении земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта: письменная форма такого отказа и его мотивированность. Действующее законодательство не устанавливает какие-либо конкретные основания для отказа в согласовании такого заявления.
Следовательно, Рослесхоз как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками, вправе мотивировать свой отказ, основываясь как на формальных запретах и ограничениях, предусмотренных соответствующими положениями законодательства, регулирующими отношения в сфере лесопользования и распоряжения лесными участками, так и на других основаниях, имеющих комплексный характер и учитывающих не только формальные требования, указанные в нормативных актах, но и иные факторы, имеющие значение для решения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при наличии отказа уполномоченного органа от согласования заявления о включении земельных участков в границы населенных пунктов исполнительный орган государственной власти обоснованно отказал в принятии решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов согласно статье 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Условия для обязания Правительства Ленинградской области совершить определенные действия применительно к статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены; действия, решения указанного органа в рамках настоящего дела не оспариваются.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей. Следовательно, в настоящее время Правительство Ленинградской области не уполномочено принимать решение о включении или об отказ во включении земельных участков в границы населенного пункта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
И.А.СЕРИКОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)