Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А45-21212/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А45-21212/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.А.Скачковой,
судей М.Х.Музыкантовой, А.Л.Полосина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.Кульковой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - Н.С.Шамаль, директор, паспорт,
от заинтересованного лица - не явился (извещен),
от третьего лица - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 декабря 2012 г. по делу N А45-21212/2012 (судья А.В. Хорошилов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМАКС" (ОГРН 1095445002718, ИНН 5445261510, 633010, г. Бердск, ул. Первомайская, д. 7а)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Новосибирской области) (630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 167, к. 703)
третье лицо: администрация города Бердска (633010, г. Бердск, ул. М. Горького, д. 9)
о признании незаконными действий и обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РЕМАКС" (далее - заявитель, Общество, ООО "РЕМАКС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата, учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области) о признании незаконными действий кадастровой палаты (решение от 17.04.2012 N 54/12-22850, письмо от 23.05.2012 N 1570), выразившихся в отказе Обществу в исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра - отнесение земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 к седьмой группе видов разрешенного использования, установленной Приложением N 2 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" (далее - Постановление N 535-п) (далее - оспариваемые действия) и обязании кадастровой палаты исправить допущенную техническую ошибку - отнести земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 (далее - земельный участок N 31) к девятой группе видов разрешенного использования, установленной Приложением N 2 к Постановлению N 535-п.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Бердска (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.12.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований об отказе в исправлении ошибок.
Кадастровая палата в своей апелляционной жалобе указывает, что ошибка, допущенная при отнесении ранее существовавших земельных участков к седьмой группе разрешенного использования является кадастровой ошибкой, а не технической, поскольку ранее существовавшие земельные участки, из которых образован земельный участок N 31 были отнесены к седьмой группе видов разрешенного использования, в связи с чем указанный земельный участок N 31 также отнесен к седьмой группе разрешенного использования.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе, дополнении к ней.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Общества, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
Определением апелляционного суда от 26.02.2013 судебное разбирательство по апелляционной жалобе учреждения в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 18.03.2013, определением от 18.03.2013 - на 29.03.2013.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Л.И. Ждановой на судью А.Л. Полосина
В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство начато сначала.
В судебном заседании 29.03.2013 представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, просил решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное и третье лицо, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей перечисленных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации города Бердска N 1523 от 30.04.2010, 17.01.2011 между Муниципальным образованием г. Бердска (арендодателем) и ООО "РЕМАКС" (арендатором) заключен договор N 1-д аренды земельного участка на территории г. Бердска, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 54:32:010642:20 расположенный в г. Бердске, в районе пересечения ул. Ленина и Спортивная площадью 14276 кв. м (обременений нет) согласно кадастрового паспорта земельного участка (Приложение N 1 к настоящему договору).
Разрешенное использование земельного участка - для проектирования и строительства административно-складского комплекса.
Дополнительным соглашением N 254-д к договору аренды N 1-д от 17.01.2011 в связи с ошибкой, допущенной ФГУ "Земельная кадастровая палата" Новосибирской области (письмо от 26.04.2011 N 1372) относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:20 стороны внесли изменения в договор аренды, изложив пункт 2.1 в следующей редакции: Арендная плата является обязательным бюджетным платежом. Расчет размера годовой арендной платы является неотъемлемой частью настоящего договора и на момент заключения приводится в Приложении N 4. Размер годовой арендной платы составляет 190940 руб. Расчет выполнен на основании Решения Совета депутатов муниципального образования г. Бердска Новосибирской области второго созыва от 21.02.2008 N 371 "Об арендной плате за земли на территории муниципального образования г. Бердска".
Согласно кадастровой выписке и кадастрового паспорта от 06.11.2009 N 5432/204/09-6438 кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:20 (предыдущий номер 54:32:010642:19) составляет 31000476,76 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2171,51 руб. за кв. м.
При определении удельного показателя кадастровой стоимости (графа 13 Кадастрового паспорта земельного участка от 06.11.2009) Территориальным (межрайонным) отделом N 4 Роснедвижимости по Новосибирской области земельный участок был ошибочно отнесен к 8 группе видов разрешенного использования, в которую на основании Постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области" включаются земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, в результате чего удельный показатель кадастровой стоимости составил 2171,51 руб./кв. м.
Учитывая разрешенное использование арендуемого земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:20 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области исправило допущенную ошибку и произвело расчет удельного показателя кадастровой стоимости, отнеся участок к 7-ой группе видов разрешенного использования, которая включает в себя земли под промышленными объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок под объектами транспорта, в результате чего удельный показатель кадастровой стоимости составил 636,90 руб./кв. м.
Факт исправления подтверждается протоколом от 23.03.2011 N 23 и информацией, указанной в кадастровом паспорте земельного участка от 23.03.2011, дополнительным соглашением N 254-д о 20.05.2011 к договору аренды N 1-д от 17.01.2011.
В 2012 году в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010642:7 и 54:32:010642:20 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был образован земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31, расположенный по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе пересечения ул. Ленина и Спортивная поставлен на государственный кадастровый учет 04.04.2012 на основании заявления Шамаль Н.С. от 06.03.2012 N 54-0-1-42/300372012-162 и представленного Межевого плана б/н от 06.03.2012, выполненного кадастровым инженером ООО "ЦПИиТР" Сергеевым С.А.
Таким образом, спорный земельный участок (54:32:010642:31) образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010642:7 и 54:32:010642:20.
Кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 (предыдущие номера 54:32:010642:7, 54:32:010642:20) составила 57663476,44 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4039,19 руб. за кв. м.
Спорный земельный участок расположен на землях категории "земли населенных пунктов" и согласно Постановлению Администрации г. Бердска от 01.03.2012 в отношении него установлен вид разрешенного использования - для проектирования и строительства административно-складского комплекса. Уточненная площадь спорного земельного участка составляет 14276 кв. м.
Сведения о правах на спорный земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Статус сведений о спорном земельном участке "временный".
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области.
Согласно данным результатам оценки расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 осуществлен учреждением на основании пункта 2.1.16 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" по 7-ой группе видов разрешенного использования, которая включает земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
10.04.2012 Общество обратилось с заявлением в Управление Росреестра об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. Поводом для обращения явилось несогласие заявителя с отнесением земельного участка к 7-ой группе видов разрешенного использования, а не к 9-ой, которая включает земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
17.04.2012 решением учреждения в удовлетворении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 был образован в результате перераспределения земельных участков, при этом его разрешенное использование полностью соответствует разрешенному использованию одного из исходных земельных участков с кадастровым номером 54:32:010642:20, вследствие чего удельный показатель кадастровой стоимости данных земельных участков одинаковый. Органом кадастрового учета не обнаружены противоречия между сведениями государственного кадастра недвижимости и сведениями, содержащимися в документе, на основании которого такие сведения вносились в государственный кадастр недвижимости, поскольку значение кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:20 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п.
23.04.2012 Общество повторно обратилось в кадастровую палату с заявлением об исправлении технической ошибки, указав на то, что ошибка была допущена организацией, выполнявшей работы по кадастровой оценке земель в Новосибирской области при внесении данных в Постановление N 535-п.
23.05.2013 протоколом N 2101 от 23.05.2012 учреждением исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке N 31, удельный показатель кадастровой стоимости - 4039,19 руб./кв. м заменен на удельный показатель кадастровой стоимости для 7-го вида разрешенного использования, указанный в Постановлении N 535-п, как 4080,70 руб./кв. м.
Между тем в удовлетворении заявления Общества письмом от 23.05.2012 N 1570 отказано по тем основаниям, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 53:32:010642:31 "для проектирования и строительства административно-складского комплекса" является многофункциональным видом разрешенного использования. Расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка осуществлен на основании пункта 2.1.16 Приказа Минэкономразвития "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" N 222 от 12.08.2006.
Полагая, что разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 в большей степени подпадает под разрешенное использование, предусмотренное 9-ой группой видов разрешенного использования, чем 7-ой, а ошибочное отнесение земельного участка к 7-ой группе подтверждается тем, что ранее в 2011 году кадастровая палата исправила техническую ошибку, отнеся земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:20 к той группе, которая соответствовала разрешенному использованию земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, так как оспариваемые действия не соответствуют положениям статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ, при этом нарушение прав и законных интересов оспариваемыми действиями следует из их существа, как препятствующих заявителю осуществлять предпринимательскую деятельности (установление соответствующей удельному показателю кадастровой стоимости земельного участка размера арендной платы по договору аренды, проведение подготовительных процедур для использования земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 по назначению).
Изучив материалы дела, содержание заявления и принятого судебного акта, апелляционный суд приходит к заключению, что заявитель правомерно обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Вместе с тем материальная цель, которую преследовало ООО "РЕМАКС" при обращении в суд первой инстанции, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета, что подтвердили его представители в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 221-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010642:7 и 54:32:010642:20, и расположен на землях категории "земли населенных пунктов" и согласно Постановлению Администрации г. Бердска от 01.03.2012 в отношении него установлен вид разрешенного использования - для проектирования и строительства административно-складского комплекса.
При этом из приведенных норма права следует, что вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Установление вида разрешенного использования земельного участка лишь для целей кадастрового учета без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства не допускается. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Так, по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Новосибирской области в 2010 - 2011 годах, проведенной Омским филиалом ФГУП "Ротстехинвентаризация - Федеральное БТИ" по заказу Росреестра (Москва), Правительством Новосибирской области были рассмотрены и утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области.
На основании пункта 2 части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Новосибирской области приняло Постановление от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области". Указанным Постановлением был также установлен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов Новосибирской области в разрезе групп видов разрешенного использования.
Как следует из содержания данного Постановления, на основании данных этой оценки, исходные земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010642:7 и 54:32:010642:20 были отнесены к 7-ой группе видов разрешенного использования. Средний удельный показатель кадастровой стоимости 7-ой группы видов разрешенного использования для г. Бердска установлен в размере 4080,70 руб. за 1 кв. м (приложение N 2 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010642:7 и 54:32:010642:20 не изменялся.
Таким образом, земельные участки с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства административно-складского комплекса", расположенные в зонах Ц-5 и ПК-2 г. Бердска при проведении государственной кадастровой оценки были отнесены независимым оценщиком к 7-ой группе видов разрешенного использования, куда входят, как следует из содержания Постановления N 535-п земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Из материалов дела также следует, что исходный земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:20 имел тот же вид разрешенного использования "Для проектирования и строительства административно - складского комплекса", что и вновь образованный спорный земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31. Указанное также не оспаривается сторонами.
В связи с тем, что спорный земельный участок, как вновь образованный, не мог быть включен в перечень объектов недвижимости, в отношении которых производилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Новосибирской области 2010-2011 годов, так как указанный перечень составлялся по состоянию на 01.01.2010, то расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка был произведен учреждением в соответствии с пунктом 2.1.16 Приказа Минэкономразвития России "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" от 12.08.2006 N 222.
Согласно пункту 2.1.16 данного Приказа в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
С учетом того, что спорный земельный участок имеет многофункциональный вид разрешенного использования (более чем один): административный комплекс - относится к 7-ой группе видов разрешенного использования, а складской комплекс - соответственно к 9-ой группе видов, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 был рассчитан органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.1.16 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 в соответствии с максимальным удельным показателем, соответствующим 7-ой группе, и составил 4080,70 руб. за 1 кв. м.
Однако, как следует из текста Постановления N 535-п, установленный земельному участку с кадастровым номером 54:32:010642:20 вид разрешенного использования "для проектирования и строительства административно-складского комплекса", ранее относившийся к виду разрешенного использования (земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи), приведенному в седьмой группе видов функционального использования, указанной в Постановлении Администрации Новосибирской области от 07.07.2005 N 56, соответствует виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), который предусмотрен девятой группой видов разрешенного использования земельных участков, установленной Постановлением N 535-п, а не седьмой, при этом удельный показатель значится как 912,16 руб./кв. м.
Из объяснений по делу Общества и администрации следует, что земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 целесообразнее отнести к 9-ой группе - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно Карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 находится в зоне Ц-5. Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Особенностью зоны является сочетание объектов, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности и обслуживающих, коммерческих объектов местного и городского значения с санитарно-защитной зоной до 50 м.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны, производственные зоны, а также иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
С учетом этого, при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного "для проектирования и строительства административно-складского комплекса", согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства необходимо установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Причиной возникновения настоящего спора послужили действия кадастровой палаты по присвоению спорному земельному участку определенного номера вида разрешенного использования. Поэтому доказать в суде наличие оснований и возражений относительно присвоения этого, а не иного номера вида разрешенного использования в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно именно ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области.
Однако кадастровая палата в нарушение вышеуказанной статьи АПК РФ не представила документов, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает Общество, равно как и документов, подтверждающих невозможность отнесения спорного земельного участка к 9-му виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 7-му виду. В связи с чем, сохранив неверный вид разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 54:32:040642:20 вновь образованному спорному земельному участку с кадастровым номером 54:32:010642:31, вслед за исходными земельными участками, был неправомерно присвоен 7-ой вид разрешенного использования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции разделяет позицию суда первой инстанции о том, что разрешенное использование спорного земельного участка в большей степени подпадает под разрешенное использование, предусмотренное 9-ой группой видов разрешенного использования Постановления N 535-п, чем под разрешенное использование, предусмотренное 7-ой группой видов разрешенного использования.
Вместе с тем ссылка заявителя на возможность ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области самостоятельно исправить, допущенную, по его мнению, ошибку в государственном кадастре недвижимости, несостоятельна, так как указанные действия, совершенные учреждением и оспариваемые заявителем, не могут быть признаны технической ошибкой в смысле ее определения, предусмотренном пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 данного Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).
То есть к технической ошибке относятся только описки, опечатки, грамматические, арифметические либо подобные перечисленным ошибки, которые приводят к несоответствию сведений, внесенных в кадастр, сведениям в документах, на основании которых они туда вносились.
Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании он относит допущенную учреждением ошибку к опечатке.
Вместе с тем указание ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области в реестре кадастровой стоимости спорного земельного участка именно в таком размере на основании конкретных показателей, приведенных в Постановлении N 535-п, не может быть расценено как опечатка или подобная ей ошибка.
Как следует из объяснений заинтересованного лица, такой размер кадастровой стоимости определен учреждением намерено в строгом соответствии с пунктом 2.1.16 Приказа Минэкономразвития России "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" от 12.08.2006 N 222.
Таким образом, при отсутствии технической ошибки, как таковой, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания действий кадастровой палаты (решение от 17.04.2012 N 54/12-22850, письмо от 23.05.2012 N 1570), выразившихся в отказе обществу в исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра, незаконными и возложения на заинтересованное лицо обязанностей по исправлению технической ошибки.
При указанных обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции в части признания незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (решение от 17.04.2012 N 54/12-22850, письмо от 23.05.2012 N 1570), выразившихся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "РЕМАКС" в исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра - отнесение земельного участка с кадастровым номером 54:32:010642:31 к 7 группе видов разрешенного использования и соответствующего обязания по ее исправления, принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Вместе с тем Общество, заявив требования по настоящему делу, просило арбитражный суд не только признать незаконным указанные действия, но и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области отнести земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 к девятой группе видов разрешенного использования, установленной Приложением N 2 к Постановлению N 535-п.
При этом, как установлено судом первой инстанции и поддержано апелляционной коллегией, вид разрешенного использования земельного участка не изменяется, а приводится в соответствие с действующим Постановлением N 535-п исходя из имеющегося фактически вида разрешенного использования земельного участка Общества, что повлечет изменение его кадастровой стоимости. Таким образом, цель, которую преследовало Общество при обращении в арбитражный суд, состоящая в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, будет достигнута.
Согласно части 1 статьи 133 АПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются, в числе прочего, определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Таким образом, суд самостоятельно определяет характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами, и подлежащие применению нормы законодательства. Установив, что заявленные требования, по существу, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, суд осуществляет производство по делу в указанном порядке, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела не учел, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Указанное отвечает задаче защиты нарушенного права и повлечет изменение сведений в государственном кадастре недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта.
В данном же случае спор был разрешен судом по правилам главы 24 АПК РФ.
Апелляционный суд, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ в силу действия принципа равенства всех перед законом и судом, при повторном рассмотрении дела и независимо от ранее установленных обстоятельств должен обеспечить реализацию задач правосудия и участвующим в деле лицам равную судебную защиту прав и законных интересов.
Принимая во внимание изложенное и то, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр, учитывая, что заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, имея целью уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета, апелляционный суд считает возможным устранить допущенные судом первой инстанции нарушения и с учетом изложенной выше правовой позиции по существу спора удовлетворить требование Общества об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области отнести земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 к девятой группе видов разрешенного использования, установленной Приложением N 2 к Постановлению N 535-п.
В связи с этим, имеются основания для частичного изменения решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и изложения абзацев 1 - 3 его резолютивной части в другой редакции.
В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает, соответственно не имеется оснований и для удовлетворения апелляционной жалобы в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 декабря 2012 г. по делу N А45-21212/2012 изменить в части абзацев 1 - 3, изложив их в следующей редакции.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "РЕМАКС" удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отнести земельный участок с кадастровым номером 54:32:010642:31 к 9 группе видов разрешенного использования, предусмотренной Приложением N 2 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области".
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "РЕМАКС" о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
О.А.СКАЧКОВА

Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
А.Л.ПОЛОСИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)