Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ст. 13, 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 N 1018/11
Действующее законодательство не предоставляет государственному регистратору полномочий заново проверять, имеет ли заявитель право на выкуп арендуемого имущества в порядке, предусмотренном Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а также оценивать документы, предшествующие заключению договора купли-продажи.
В силу положений ст. 13, 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектом правовой экспертизы регистратора является только договор купли-продажи имущества. Истребование у заявителя дополнительных документов (например, подтверждающих факт отнесения заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства или факт непрерывного использования заявителем выкупаемого имущества более 2 лет) не допускается.
ст. 13, 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 5263/11
В данном случае имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, передано указанным лицом в собственность общества во исполнение условий мирового соглашения, являющегося гражданско-правовой сделкой, условия которой в силу положений ст. 141, 142 АПК РФ проверяются и утверждаются судом.
Утвержденное арбитражным судом мировое соглашение исполняется добровольно заключившими его лицами как обычный договор, и для целей государственной регистрации возникающих из такого соглашения прав на объекты недвижимости действует порядок, установленный для регистрации перехода прав из договоров.
Особенность состоит в том, что регистрационная служба не проверяет действительность мирового соглашения и не проводит правовой экспертизы его содержания, поскольку законность мирового соглашения обеспечивается процедурой его утверждения арбитражным судом.
Таким образом, регистрирующий орган неправомерно потребовал помимо заявления участников сделки также предоставления заявления собственника имущества. Для проведения государственной регистрации перехода права по сделке заявления в регистрирующий орган обязаны подавать только стороны указанной сделки.
ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5785/11
Положения ст. 551, 556 ГК РФ о моменте исполнения продавцом недвижимого имущества обязанности по его передаче покупателю позволяют сторонам договора купли-продажи недвижимости установить, что передача должна состояться после государственной регистрации перехода права собственности. Согласование сторонами в договоре купли-продажи условия о передаче имущества после государственной регистрации перехода права также не нарушает каких-либо императивных требований российского гражданского законодательства.
Таким образом, при наличии такого условия в договоре у регистрирующего органа в целях государственной регистрации перехода права отсутствуют полномочия требовать предоставления документов, подтверждающих факт передачи имущества продавцом покупателю.
ст. 17, 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 4904/11
Является неверным вывод судов о том, что совершенная сделка, за регистрацией которой стороны впоследствии обратились в регистрирующий орган, должна соответствовать нормам законодательства, действовавшего на момент ее совершения (на момент выражения сторонами воли на заключение сделки, а не на момент ее государственной регистрации).
До момента государственной регистрации соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка как сделка считается незаключенным (п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 425, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 609 ГК РФ).
Поскольку на тот момент, когда стороны обратились в регистрирующий орган, в законодательство уже были внесены изменения и для таких организаций как ЮНИПОК был установлен запрет на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка иным лицам, оснований для регистрации представленного соглашения не имелось.
ст. 17, 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 14744/10
Как следует из текста договора займа и договора ипотеки, стороны предусмотрели обеспечение договором ипотеки не будущего заемного обязательства, а уже возникшего. Документы, подтверждающие факт предоставления займа, в данном случае не относятся к дополнительным документам в смысле ст. 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Принимая во внимание реальный характер договора займа, требование о предоставлении при регистрации договора ипотеки доказательств фактической передачи денежных средств по такому договору займа, обеспеченному ипотекой, соответствуют действующему законодательству.
ст. 17, 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 3004/11
Отсутствие выданного государственным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на недвижимость является основанием для отказа в государственной регистрации такого права в соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации.
Допустимость передачи споров, вытекающих из правоотношений, связанных с правами на объекты недвижимого имущества, на рассмотрение третейского суда не имеет правового значения при рассмотрении регистрирующим органом документов, представленных в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
В действующем правовом регулировании необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет специфику удостоверения прав на него, установленных третейским судом. Она заключается в обязательности прохождения правообладателем, права на недвижимое имущество которого установлены решением третейского суда, процедуры получения исполнительного листа на его принудительное исполнение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КОММЕНТАРИЙ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.1997 N 122-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ»
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
КОММЕНТАРИЙ
ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 17
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
И СДЕЛОК С НИМ"
ст. 13, 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 N 1018/11
Действующее законодательство не предоставляет государственному регистратору полномочий заново проверять, имеет ли заявитель право на выкуп арендуемого имущества в порядке, предусмотренном Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а также оценивать документы, предшествующие заключению договора купли-продажи.
В силу положений ст. 13, 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектом правовой экспертизы регистратора является только договор купли-продажи имущества. Истребование у заявителя дополнительных документов (например, подтверждающих факт отнесения заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства или факт непрерывного использования заявителем выкупаемого имущества более 2 лет) не допускается.
ст. 13, 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 5263/11
В данном случае имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, передано указанным лицом в собственность общества во исполнение условий мирового соглашения, являющегося гражданско-правовой сделкой, условия которой в силу положений ст. 141, 142 АПК РФ проверяются и утверждаются судом.
Утвержденное арбитражным судом мировое соглашение исполняется добровольно заключившими его лицами как обычный договор, и для целей государственной регистрации возникающих из такого соглашения прав на объекты недвижимости действует порядок, установленный для регистрации перехода прав из договоров.
Особенность состоит в том, что регистрационная служба не проверяет действительность мирового соглашения и не проводит правовой экспертизы его содержания, поскольку законность мирового соглашения обеспечивается процедурой его утверждения арбитражным судом.
Таким образом, регистрирующий орган неправомерно потребовал помимо заявления участников сделки также предоставления заявления собственника имущества. Для проведения государственной регистрации перехода права по сделке заявления в регистрирующий орган обязаны подавать только стороны указанной сделки.
ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5785/11
Положения ст. 551, 556 ГК РФ о моменте исполнения продавцом недвижимого имущества обязанности по его передаче покупателю позволяют сторонам договора купли-продажи недвижимости установить, что передача должна состояться после государственной регистрации перехода права собственности. Согласование сторонами в договоре купли-продажи условия о передаче имущества после государственной регистрации перехода права также не нарушает каких-либо императивных требований российского гражданского законодательства.
Таким образом, при наличии такого условия в договоре у регистрирующего органа в целях государственной регистрации перехода права отсутствуют полномочия требовать предоставления документов, подтверждающих факт передачи имущества продавцом покупателю.
ст. 17, 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 4904/11
Является неверным вывод судов о том, что совершенная сделка, за регистрацией которой стороны впоследствии обратились в регистрирующий орган, должна соответствовать нормам законодательства, действовавшего на момент ее совершения (на момент выражения сторонами воли на заключение сделки, а не на момент ее государственной регистрации).
До момента государственной регистрации соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка как сделка считается незаключенным (п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 425, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 609 ГК РФ).
Поскольку на тот момент, когда стороны обратились в регистрирующий орган, в законодательство уже были внесены изменения и для таких организаций как ЮНИПОК был установлен запрет на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка иным лицам, оснований для регистрации представленного соглашения не имелось.
ст. 17, 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 14744/10
Как следует из текста договора займа и договора ипотеки, стороны предусмотрели обеспечение договором ипотеки не будущего заемного обязательства, а уже возникшего. Документы, подтверждающие факт предоставления займа, в данном случае не относятся к дополнительным документам в смысле ст. 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Принимая во внимание реальный характер договора займа, требование о предоставлении при регистрации договора ипотеки доказательств фактической передачи денежных средств по такому договору займа, обеспеченному ипотекой, соответствуют действующему законодательству.
ст. 17, 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 3004/11
Отсутствие выданного государственным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на недвижимость является основанием для отказа в государственной регистрации такого права в соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации.
Допустимость передачи споров, вытекающих из правоотношений, связанных с правами на объекты недвижимого имущества, на рассмотрение третейского суда не имеет правового значения при рассмотрении регистрирующим органом документов, представленных в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
В действующем правовом регулировании необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет специфику удостоверения прав на него, установленных третейским судом. Она заключается в обязательности прохождения правообладателем, права на недвижимое имущество которого установлены решением третейского суда, процедуры получения исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Ответственный за комментарии
судья
СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.
судья
СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)