Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "БИОПРО" (ИНН 2311057892, ОГРН 1022301814336) Ардакова А.В. (доверенность от 08.06.2012), от заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) Марченко А.О. (доверенность от 02.08.2013), в отсутствие третьих лиц: ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, ОНО ОПХ "Колос" ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-18008/2012, установил следующее.
ООО "Научно-производственная фирма "БИОПРО" (далее - фирма, общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным, выраженный в письме от 28.05.2012 N 09-10/6829 отказ управления в предоставлении фирме в собственность земельного участка площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3;
- обязать заинтересованное лицо подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3, и направить его в адрес заявителю в двухнедельный срок (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л.д. 69).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, ОНО ОПХ "Колос" ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013, отказ управления, выраженный в письме от 28.05.2012 N 09-10/6829, признан незаконным, противоречащим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал управление в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, а также в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка направить в адрес общества проект договора купли-продажи. Суды указали, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000000:210, находящегося в федеральной собственности, не препятствует реализации обществом преимущественного права, поскольку при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. По существу заявление общества управлением не рассмотрено. Поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не содержит положений, определяющих право уполномоченного органа запрашивать у заявителя дополнительные документы, несоблюдение управлением установленного законом срока принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушающим права заявителя.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, резолютивная часть решения не соответствует заявленным требованиям, поскольку суд обязал управление принять решение о предоставлении в собственность обществу за плату земельный участок площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3. Однако указанное требование обществом не заявляло. В целях рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка обществу, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", необходимо обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на все вновь образованные земельные участки из федерального земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:210. Согласно подпункту "ж" пункта 4.8. Положения о Территориальном управлении Росимущества в Краснодарском крае, управление осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности по поручению Росимущества. По мнению управления, требование заявителя обязать заинтересованное лицо в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка является незаконным и не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса устанавливает месячный срок для принятия такого решения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права обществу на праве собственности принадлежит производственное здание площадью 1868,8 кв. м (литера А), производственное здание площадью 2935,9 кв. м (литеры В, в, в1), весовая площадью 143,1 кв. м (литера Б) и трансформаторная подстанция площадью 32 кв. м (литера Г1), расположенные в г. Краснодаре, Прикубанском округе, пос. Колосистом.
Указанные объекты общество приобрело у ОНО ОПХ "Колос" ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко по договору купли-продажи от 14.03.2000 N 1. Сделка совершена на основании разрешения Россельхозакадемии от 20.01.2000 N 18-02/13.
27 апреля 2010 года общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:474 (ныне 23:43:01 06 012:640), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3, на котором расположены объекты недвижимости, приложив пакет документов (т. 1, л.д. 25).
Согласно кадастровому паспорту от 05.08.2011 земельный участок площадью 12 499 кв. м имеет кадастровый номер 23:43:01 06 012:640, относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, 05.08.2011 внесен в государственный кадастр, сведения о правах отсутствуют.
Письмом от 01.06.2010 N 09-10/7009 управление сообщило обществу, что испрашиваемый земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:282, который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000000:210. Земельный участок 23:43:000000000:210 является собственностью Российской Федерации согласно свидетельству от 04.06.2008 серии 23-АД N 852486. Однако на участок 23:43:0000000:282 право федеральной собственности не зарегистрировано. Управление сослалось на необходимость первоначально обеспечить государственную регистрацию права на все земельные участки, образованные из участка 23:43:000000000:210. Помимо этого у общества запрошены документы, подтверждающие согласование купли-продажи объектов недвижимости с управлением, и отсутствие в ЕГРП обременений и ограничений на расположенные на испрашиваемом участке объекты капитального строительства.
В письме от 24.02.2012 N 09-10/2313 управление указало, что рассматривает обращение фирмы о предоставлении в собственность участка 23:43:01 06 012:640, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, являющихся собственностью заявителя.
Письмом от 28.05.2012 N 09-10/0829 управление сообщило о том, что заявление общества будет рассмотрено после решения вопроса о защите прав и интересов Российской Федерации на земельные участки, незаконно сформированные из участка 23:43:0000000:210.
Общество, полагая, что отказ управления противоречит нормам действующего законодательства и нарушает преимущественное право собственника недвижимых объектов на приватизацию земельного участка, на котором они расположены, обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Материалы дела подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, образован из земельного участка при разделе участка с кадастровым номером 23:43:000000000:210, последний до раздела находился в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации от 04.06.2008 серии 23-АД N 852486).
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельного участка. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640 является федеральной собственностью.
Суды при разрешении спора установили, что к заявлению о переоформлении прав общество приложило документы согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что общество, имеющее как собственник объектов недвижимости право на выкуп спорного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в управление полный пакет документов. Вместе с тем заинтересованное лицо в установленный законом срок не приняло решение о предоставлении обществу земельного участка в собственность и не направило в его адрес проект договоров купли-продажи.
Доводы управления об отсутствии полномочий принимать решение о предоставлении земельных участков в собственность отклоняются судом округа как необоснованные.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка заинтересованного лица на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом участке, права на выкуп.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому не принимаются кассационным судом.
Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нормы права при разрешении спора применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А32-18008/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А32-18008/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N А32-18008/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "БИОПРО" (ИНН 2311057892, ОГРН 1022301814336) Ардакова А.В. (доверенность от 08.06.2012), от заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) Марченко А.О. (доверенность от 02.08.2013), в отсутствие третьих лиц: ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, ОНО ОПХ "Колос" ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-18008/2012, установил следующее.
ООО "Научно-производственная фирма "БИОПРО" (далее - фирма, общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным, выраженный в письме от 28.05.2012 N 09-10/6829 отказ управления в предоставлении фирме в собственность земельного участка площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3;
- обязать заинтересованное лицо подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3, и направить его в адрес заявителю в двухнедельный срок (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л.д. 69).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, ОНО ОПХ "Колос" ГНУ Краснодарского НИИ сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013, отказ управления, выраженный в письме от 28.05.2012 N 09-10/6829, признан незаконным, противоречащим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал управление в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, а также в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка направить в адрес общества проект договора купли-продажи. Суды указали, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000000:210, находящегося в федеральной собственности, не препятствует реализации обществом преимущественного права, поскольку при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. По существу заявление общества управлением не рассмотрено. Поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не содержит положений, определяющих право уполномоченного органа запрашивать у заявителя дополнительные документы, несоблюдение управлением установленного законом срока принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушающим права заявителя.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, резолютивная часть решения не соответствует заявленным требованиям, поскольку суд обязал управление принять решение о предоставлении в собственность обществу за плату земельный участок площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3. Однако указанное требование обществом не заявляло. В целях рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка обществу, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", необходимо обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на все вновь образованные земельные участки из федерального земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:210. Согласно подпункту "ж" пункта 4.8. Положения о Территориальном управлении Росимущества в Краснодарском крае, управление осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности по поручению Росимущества. По мнению управления, требование заявителя обязать заинтересованное лицо в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка является незаконным и не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса устанавливает месячный срок для принятия такого решения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права обществу на праве собственности принадлежит производственное здание площадью 1868,8 кв. м (литера А), производственное здание площадью 2935,9 кв. м (литеры В, в, в1), весовая площадью 143,1 кв. м (литера Б) и трансформаторная подстанция площадью 32 кв. м (литера Г1), расположенные в г. Краснодаре, Прикубанском округе, пос. Колосистом.
Указанные объекты общество приобрело у ОНО ОПХ "Колос" ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко по договору купли-продажи от 14.03.2000 N 1. Сделка совершена на основании разрешения Россельхозакадемии от 20.01.2000 N 18-02/13.
27 апреля 2010 года общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 499 кв. м с кадастровым номером 23:43:01 06 012:474 (ныне 23:43:01 06 012:640), расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, п. Колосистый, пер. Звездный, 3, на котором расположены объекты недвижимости, приложив пакет документов (т. 1, л.д. 25).
Согласно кадастровому паспорту от 05.08.2011 земельный участок площадью 12 499 кв. м имеет кадастровый номер 23:43:01 06 012:640, относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, 05.08.2011 внесен в государственный кадастр, сведения о правах отсутствуют.
Письмом от 01.06.2010 N 09-10/7009 управление сообщило обществу, что испрашиваемый земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:282, который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000000:210. Земельный участок 23:43:000000000:210 является собственностью Российской Федерации согласно свидетельству от 04.06.2008 серии 23-АД N 852486. Однако на участок 23:43:0000000:282 право федеральной собственности не зарегистрировано. Управление сослалось на необходимость первоначально обеспечить государственную регистрацию права на все земельные участки, образованные из участка 23:43:000000000:210. Помимо этого у общества запрошены документы, подтверждающие согласование купли-продажи объектов недвижимости с управлением, и отсутствие в ЕГРП обременений и ограничений на расположенные на испрашиваемом участке объекты капитального строительства.
В письме от 24.02.2012 N 09-10/2313 управление указало, что рассматривает обращение фирмы о предоставлении в собственность участка 23:43:01 06 012:640, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, являющихся собственностью заявителя.
Письмом от 28.05.2012 N 09-10/0829 управление сообщило о том, что заявление общества будет рассмотрено после решения вопроса о защите прав и интересов Российской Федерации на земельные участки, незаконно сформированные из участка 23:43:0000000:210.
Общество, полагая, что отказ управления противоречит нормам действующего законодательства и нарушает преимущественное право собственника недвижимых объектов на приватизацию земельного участка, на котором они расположены, обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Материалы дела подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640, образован из земельного участка при разделе участка с кадастровым номером 23:43:000000000:210, последний до раздела находился в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации от 04.06.2008 серии 23-АД N 852486).
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельного участка. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 06 012:640 является федеральной собственностью.
Суды при разрешении спора установили, что к заявлению о переоформлении прав общество приложило документы согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что общество, имеющее как собственник объектов недвижимости право на выкуп спорного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в управление полный пакет документов. Вместе с тем заинтересованное лицо в установленный законом срок не приняло решение о предоставлении обществу земельного участка в собственность и не направило в его адрес проект договоров купли-продажи.
Доводы управления об отсутствии полномочий принимать решение о предоставлении земельных участков в собственность отклоняются судом округа как необоснованные.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка заинтересованного лица на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом участке, права на выкуп.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому не принимаются кассационным судом.
Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нормы права при разрешении спора применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А32-18008/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)