Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Сухотиной В.М.
Судей: Мухиной И.Н.
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винниковой О.Н.
при участии:
от истца: Ведрова Т.А. по доверенности от 08 октября 2012 года N 02-16/1960, удостоверение
от ответчика: без участия
от третьих лиц: без участия
от прокурора: без участия
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального образования "Томский район" в лице Администрации Томского района (рег. N 07АП-1969/13)
на решение Арбитражного суда Томской области от 04 февраля 2013 года по делу N А67-7169/2012
по иску Муниципального образования "Томский район" в лице администрации Томского района (ИНН 7014044522, ОГРН 1067014000019)
к Областному государственному учреждению "Томские леса" (ИНН 7014025015, ОГРН 1027000771270)
третьи лица: 1)Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, 2)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, 3)Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, 4)Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, 5)Департамент лесного хозяйства Томской области
при участии Томского межрайонного природоохранного прокурора
о признании зарегистрированного права оперативного управления на земельный участок отсутствующим,
установил:
Муниципальное образование "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - Администрация, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к областному государственному учреждению "Томские леса" (далее - ОГУ "Томские леса", ответчик) о признании зарегистрированного права оперативного управления ОГУ "Томские леса" на земельный участок лесного фонда площадью 93 838,5 га с условным номером у7:14:10:1 отсутствующим.
Заявленные требования со ссылками на статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что за ОГУ "Томские леса" зарегистрировано право оперативного управления на участок лесного фонда площадью 93 838,5 га с условным номером у7:14:10:1. Основанием возникновения права оперативного управления на данный участок является приказ Минсельхоза России от 25.01.2001 N 7-3 "О передаче участков лесного фонда федеральным учреждениям - сельских лесхозам Томского управления лесами Сельскохозяйственных организаций Минсельхоза России". Однако согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, в действовавший на 25.01.2001 редакции, у Минсельхоза России отсутствовали полномочия по распоряжению федеральной собственностью, следовательно, указанный приказ издан Минсельхозом России за пределами его полномочий. Таким образом, зарегистрированное право оперативного управления ответчика на спорный земельный участок подлежит признанию отсутствующим (т. 1 л.д. 4 - 5, 93 - 94).
Определением арбитражного суда от 29.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области.
Определением от 22.11.2012 к участию в деле допущен Томский межрайонный природоохранный прокурор.
Определением от 19.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 04.02.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обосновании апелляционной жалобы Администрация указывает, что вывод суда о том, что истцом не представлено доказательств того, что спорный участок не является участком лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, несостоятелен и опровергается материалами дела. Полагает, что значительная по площади часть земельного участка с условным номером у7:14:10:1 была отнесена к землям сельскохозяйственного назначения. Исходя из государственных актов на землю и положений действовавшего законодательства, все земли, предоставленные АОЗТ "Томь", сельскохозяйственным кооперативам "Кафтанчиковский", "Рыбалово", "Воронинский", "Корнилово", ЗАО "Овощевод", СПК "Батуринский", Колхоз "Вершининский", унитарное государственное предприятие "Опытно-производственное хозяйство им. Б.Н. Сидоренко", АОЗТ "Октябрь" имели в указанный период основное целевое назначение, т.е. категорию - земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные совхозам, колхозам и другим пользователям для сельскохозяйственных целей. Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что специально уполномоченный орган не согласовал границы лесного фонда по территории лесничеств. С учетом изложенного, регистрация права оперативного управления является недействительной.
ТУ Росимущества в Томской области в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить иск Администрации. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что земельный участок лесного фонда площадью 93 838,5 га с кадастровым номером 70:14:0000000:699, с условным номером у7:14:10:1 в Реестре государственного имущества Томской области не учитывается, к объектам областной государственной собственности не относится. Просил рассмотреть дело в отсутствие свое представителя.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и судом установлено, что на основании приказа Минсельхоза России от 25.01.2001 N 7-3 и приказа по Томскому управлению лесами сельскохозяйственных организаций "Томсксельхозлес" от 14.02.2001 N 15 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления Государственного учреждения Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций "Томсксельхозлес" (далее - ГУ "Томсксельхозлес") на участок лесного фонда с условным номером у70:14:10:1 площадью 93 838,5 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2001 серии 70-АА 022471 (т. 1 л.д. 9, 10, 11).
Согласно выписке из ЕГРП от 22.10.2012 N 00/036/2012-916 право оперативного управления на указанный участок лесного фонда зарегистрировано 19.09.2003 за федеральным государственным учреждением "Томское управление лесами" (т. 1 л.д. 12).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 19.10.2012 N 7000301/1274327 в настоящее время данный участок земель лесного фонда имеет кадастровый N 70:14:0000000:699 (т. 1 л.д. 13).
Вступившим в законную силу решением Томского районного суда Томской области от 29.06.2011 по делу N 2-289/11 установлено, что в целях организации и ведения лесного хозяйства, проведения не истощительного лесопользования в лесах, находящихся в границах земель агропромышленного комплекса Томской области, 10.12.1998 в соответствии с Приказом Минсельхозпрода России от 16.11.1998 N 7-234 создано ГУ "Томсксельхозлес". Согласно уставу указанное учреждение приняло на себя полномочия по достижению поставленных целей на праве оперативного управления федеральной собственностью - сельскими лесами Томской области (пункт 2.1 устава). При этом ГУ "Томсксельхозлес" осуществляло управление лесами в границах земель сельскохозяйственных организаций Томской области находящихся в федеральной собственности, на общей площади 1 553 988 га (пункт 2.1 устава). (л.д. 115 - 145 т. 1)
ГУ "Томсксельхозлес" в 2011 году переименованного в ФГУ "Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций (далее - ФГУ "Томсксельхозлес").
Приказом Минсельхоза России от 27.02.2002 N 175 ФГУ "Томсксельхозлес" реорганизовано в ФГУ "Томское управление сельскими лесами "Томсксельлес" (далее - ФГУ "Томсксельлес") путем присоединения к нему в качестве филиалов пятнадцати федеральных государственных учреждений - сельских лесхозов Томской области.
Впоследствии ФГУ "Томсксельлес" неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось. Универсальным правопреемником названного учреждения в настоящее время является ОГУ "Томские леса".
Спорный земельный участок образован в границах лесоустроенной территории бывших колхозных и совхозных лесов, входивших в состав лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не требуют доказывания при рассмотрении настоящего дела.
Администрация, считая, что приказ Минсельхоза России от 25.01.2001 N 7-3 издан с превышением полномочий, а право оперативного управления ОГУ "Томские леса" на спорный участок лесного фонда может нарушить права муниципального образования как собственника земельных ресурсов муниципального образования при проведении процедуры межевания, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд руководствовался положениями статей 3, 4, 5, 25, 28, 116, 118 Лесного кодекса РСФСР, статей 2, 3, 10, 75, Основами лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, статей 7, 8, 10, 11, 19, 72 Лесного кодекса РФ, и исходил из того, что на момент издания приказа от 25.01.2001 N 7-3 Минсельхоз России обладал полномочиями по передаче ответчику в оперативное управление участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций и переданных им в безвозмездное пользование.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы арбитражного суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии со статьей 4 Лесного кодекса РСФСР (с изменениями от 03.12.1979, 18.01.1985) единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
В государственный лесной фонд не входят, в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения (статья 5 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно статье 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (статья 26 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно статье 28 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.
Статьей 116 Лесного кодекса РСФСР установлено, что для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.
В соответствии со статьей 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также, повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительное действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.
Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Основы Лесного законодательства Российской Федерации от 1993 года утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ.
Согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда собственность субъектов Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов Российской Федерации (статьи 46, 47 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в статье 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1997 N 1601 было утверждено Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.07.1997 N 804 и 11.09.1998 N 1090 в качестве специального уполномоченного государственного органа управления в этой области было определено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, приказом которого от 30.10.1998 N 634 в субъектах Российской Федерации были созданы Управления лесами сельскохозяйственных организаций (сельские лесхозы), пришедшие на смену межхозяйственным лесхозам.
В 2001 году Минсельхозпрод России реорганизован в Минсельхоз России.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности, на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества); участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.97 N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" и Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование (пункт 5), осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование (подпункт 42 пункта 7). Пунктом 8 предусмотрено, что Минсельхоз России для осуществления своих функций имеет право утверждать уставы (положения) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (право оперативного управления).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314, Постановлениям Правительства Российской Федерации от 22.07.04 N 370, от 16.06.04 N 283, от 30.07.04 N 400 федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством, являются МПР России, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.06.04 N 315 признало утратившим силу Постановление от 29.11.2000 N 901, которым Минсельхоз России признавалось специально уполномоченным органом.
На момент издания приказа от 25.01.2001 N 7-3 Минсельхоз России обладал полномочиями по передаче ответчику в оперативное управление участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций и переданных им в безвозмездное пользование.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что спорный земельный участок не является участком лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, Администрация в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в удовлетворении исковых требований.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 04 февраля 2013 года по делу N А67-7169/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.М.СУХОТИНА
Судьи
И.Н.МУХИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N А67-7169/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А67-7169/2012
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Сухотиной В.М.
Судей: Мухиной И.Н.
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винниковой О.Н.
при участии:
от истца: Ведрова Т.А. по доверенности от 08 октября 2012 года N 02-16/1960, удостоверение
от ответчика: без участия
от третьих лиц: без участия
от прокурора: без участия
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального образования "Томский район" в лице Администрации Томского района (рег. N 07АП-1969/13)
на решение Арбитражного суда Томской области от 04 февраля 2013 года по делу N А67-7169/2012
по иску Муниципального образования "Томский район" в лице администрации Томского района (ИНН 7014044522, ОГРН 1067014000019)
к Областному государственному учреждению "Томские леса" (ИНН 7014025015, ОГРН 1027000771270)
третьи лица: 1)Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, 2)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, 3)Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, 4)Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, 5)Департамент лесного хозяйства Томской области
при участии Томского межрайонного природоохранного прокурора
о признании зарегистрированного права оперативного управления на земельный участок отсутствующим,
установил:
Муниципальное образование "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - Администрация, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к областному государственному учреждению "Томские леса" (далее - ОГУ "Томские леса", ответчик) о признании зарегистрированного права оперативного управления ОГУ "Томские леса" на земельный участок лесного фонда площадью 93 838,5 га с условным номером у7:14:10:1 отсутствующим.
Заявленные требования со ссылками на статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что за ОГУ "Томские леса" зарегистрировано право оперативного управления на участок лесного фонда площадью 93 838,5 га с условным номером у7:14:10:1. Основанием возникновения права оперативного управления на данный участок является приказ Минсельхоза России от 25.01.2001 N 7-3 "О передаче участков лесного фонда федеральным учреждениям - сельских лесхозам Томского управления лесами Сельскохозяйственных организаций Минсельхоза России". Однако согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, в действовавший на 25.01.2001 редакции, у Минсельхоза России отсутствовали полномочия по распоряжению федеральной собственностью, следовательно, указанный приказ издан Минсельхозом России за пределами его полномочий. Таким образом, зарегистрированное право оперативного управления ответчика на спорный земельный участок подлежит признанию отсутствующим (т. 1 л.д. 4 - 5, 93 - 94).
Определением арбитражного суда от 29.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области.
Определением от 22.11.2012 к участию в деле допущен Томский межрайонный природоохранный прокурор.
Определением от 19.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 04.02.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обосновании апелляционной жалобы Администрация указывает, что вывод суда о том, что истцом не представлено доказательств того, что спорный участок не является участком лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, несостоятелен и опровергается материалами дела. Полагает, что значительная по площади часть земельного участка с условным номером у7:14:10:1 была отнесена к землям сельскохозяйственного назначения. Исходя из государственных актов на землю и положений действовавшего законодательства, все земли, предоставленные АОЗТ "Томь", сельскохозяйственным кооперативам "Кафтанчиковский", "Рыбалово", "Воронинский", "Корнилово", ЗАО "Овощевод", СПК "Батуринский", Колхоз "Вершининский", унитарное государственное предприятие "Опытно-производственное хозяйство им. Б.Н. Сидоренко", АОЗТ "Октябрь" имели в указанный период основное целевое назначение, т.е. категорию - земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные совхозам, колхозам и другим пользователям для сельскохозяйственных целей. Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что специально уполномоченный орган не согласовал границы лесного фонда по территории лесничеств. С учетом изложенного, регистрация права оперативного управления является недействительной.
ТУ Росимущества в Томской области в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить иск Администрации. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что земельный участок лесного фонда площадью 93 838,5 га с кадастровым номером 70:14:0000000:699, с условным номером у7:14:10:1 в Реестре государственного имущества Томской области не учитывается, к объектам областной государственной собственности не относится. Просил рассмотреть дело в отсутствие свое представителя.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и судом установлено, что на основании приказа Минсельхоза России от 25.01.2001 N 7-3 и приказа по Томскому управлению лесами сельскохозяйственных организаций "Томсксельхозлес" от 14.02.2001 N 15 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления Государственного учреждения Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций "Томсксельхозлес" (далее - ГУ "Томсксельхозлес") на участок лесного фонда с условным номером у70:14:10:1 площадью 93 838,5 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2001 серии 70-АА 022471 (т. 1 л.д. 9, 10, 11).
Согласно выписке из ЕГРП от 22.10.2012 N 00/036/2012-916 право оперативного управления на указанный участок лесного фонда зарегистрировано 19.09.2003 за федеральным государственным учреждением "Томское управление лесами" (т. 1 л.д. 12).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 19.10.2012 N 7000301/1274327 в настоящее время данный участок земель лесного фонда имеет кадастровый N 70:14:0000000:699 (т. 1 л.д. 13).
Вступившим в законную силу решением Томского районного суда Томской области от 29.06.2011 по делу N 2-289/11 установлено, что в целях организации и ведения лесного хозяйства, проведения не истощительного лесопользования в лесах, находящихся в границах земель агропромышленного комплекса Томской области, 10.12.1998 в соответствии с Приказом Минсельхозпрода России от 16.11.1998 N 7-234 создано ГУ "Томсксельхозлес". Согласно уставу указанное учреждение приняло на себя полномочия по достижению поставленных целей на праве оперативного управления федеральной собственностью - сельскими лесами Томской области (пункт 2.1 устава). При этом ГУ "Томсксельхозлес" осуществляло управление лесами в границах земель сельскохозяйственных организаций Томской области находящихся в федеральной собственности, на общей площади 1 553 988 га (пункт 2.1 устава). (л.д. 115 - 145 т. 1)
ГУ "Томсксельхозлес" в 2011 году переименованного в ФГУ "Томское управление лесами сельскохозяйственных организаций (далее - ФГУ "Томсксельхозлес").
Приказом Минсельхоза России от 27.02.2002 N 175 ФГУ "Томсксельхозлес" реорганизовано в ФГУ "Томское управление сельскими лесами "Томсксельлес" (далее - ФГУ "Томсксельлес") путем присоединения к нему в качестве филиалов пятнадцати федеральных государственных учреждений - сельских лесхозов Томской области.
Впоследствии ФГУ "Томсксельлес" неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось. Универсальным правопреемником названного учреждения в настоящее время является ОГУ "Томские леса".
Спорный земельный участок образован в границах лесоустроенной территории бывших колхозных и совхозных лесов, входивших в состав лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не требуют доказывания при рассмотрении настоящего дела.
Администрация, считая, что приказ Минсельхоза России от 25.01.2001 N 7-3 издан с превышением полномочий, а право оперативного управления ОГУ "Томские леса" на спорный участок лесного фонда может нарушить права муниципального образования как собственника земельных ресурсов муниципального образования при проведении процедуры межевания, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд руководствовался положениями статей 3, 4, 5, 25, 28, 116, 118 Лесного кодекса РСФСР, статей 2, 3, 10, 75, Основами лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, статей 7, 8, 10, 11, 19, 72 Лесного кодекса РФ, и исходил из того, что на момент издания приказа от 25.01.2001 N 7-3 Минсельхоз России обладал полномочиями по передаче ответчику в оперативное управление участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций и переданных им в безвозмездное пользование.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы арбитражного суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии со статьей 4 Лесного кодекса РСФСР (с изменениями от 03.12.1979, 18.01.1985) единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
В государственный лесной фонд не входят, в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения (статья 5 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно статье 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (статья 26 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно статье 28 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.
Статьей 116 Лесного кодекса РСФСР установлено, что для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.
В соответствии со статьей 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также, повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительное действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.
Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Основы Лесного законодательства Российской Федерации от 1993 года утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ.
Согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда собственность субъектов Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов Российской Федерации (статьи 46, 47 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в статье 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.1997 N 1601 было утверждено Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.07.1997 N 804 и 11.09.1998 N 1090 в качестве специального уполномоченного государственного органа управления в этой области было определено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, приказом которого от 30.10.1998 N 634 в субъектах Российской Федерации были созданы Управления лесами сельскохозяйственных организаций (сельские лесхозы), пришедшие на смену межхозяйственным лесхозам.
В 2001 году Минсельхозпрод России реорганизован в Минсельхоз России.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности, на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества); участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.97 N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" и Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование (пункт 5), осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование (подпункт 42 пункта 7). Пунктом 8 предусмотрено, что Минсельхоз России для осуществления своих функций имеет право утверждать уставы (положения) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (право оперативного управления).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314, Постановлениям Правительства Российской Федерации от 22.07.04 N 370, от 16.06.04 N 283, от 30.07.04 N 400 федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством, являются МПР России, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.06.04 N 315 признало утратившим силу Постановление от 29.11.2000 N 901, которым Минсельхоз России признавалось специально уполномоченным органом.
На момент издания приказа от 25.01.2001 N 7-3 Минсельхоз России обладал полномочиями по передаче ответчику в оперативное управление участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций и переданных им в безвозмездное пользование.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что спорный земельный участок не является участком лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, Администрация в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в удовлетворении исковых требований.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 04 февраля 2013 года по делу N А67-7169/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.М.СУХОТИНА
Судьи
И.Н.МУХИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)