Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Головниной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
- от ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Ковалев Е.В., представитель, доверенность от 17.01.2012 N 28АА0244723;
- от ТУ Росимущества по Амурской области: Сутырина М.В., представитель, доверенность от 26.12.2011 N 28АА0232673;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
на решение от 01.10.2013
по делу N А04-3452/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Антоновой С.А.
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
об обязании подготовить и подписать проекты дополнительных соглашений к договорам
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084 ИНН 7717127211, далее - ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712 ИНН 2801150690, далее - ТУ Росимущества по Амурской области) об обязании подготовить и подписать проекты дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, в части касающейся изменения размера арендной платы.
Решением от 01.10.2013 исковые требования удовлетворены, суд внес соответствующие изменения в договоры аренды земельных участков.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Амурской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В доводах жалобы заявитель ссылается на то, что на земельных участках являющихся предметом договоров аренды, имеются различные сооружения, сети связи отсутствуют. Не согласно с выводом суда первой инстанции, что расположенные на земельных участках объекты относятся к объектам инженерной инфраструктуры, обеспечивающим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Полагает, что доказательства того, что непосредственно все объекты созданы и используются для размещения сетей и кабелей связи в материалах дела, отсутствуют.
Также заявитель указал, что факт того, что объекты истца обеспечивают его работу как предприятия связи, учтен при определении размера арендной платы (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка). В связи с чем, считает, что утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 18.05.2012 N 291 ставки, к отношениям сторон применяться не могут. Указывает, что судом не дана оценка доводу ответчика о разрешенном использовании и категории земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "РТРС" отклонило доводы жалобы как несостоятельные, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТУ Росимущества по Амурской области и ФГУП "РТРС" поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, соответственно, дав по ним пояснения.
В порядке статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании 17.12.2013 объявлялся перерыв до 19.12.2013 до 15 часов 30 минут.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между ТУ Росимуществом по Амурской области (арендодатель) и ФГУП "РТРС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности от 25.01.2011 N 339, от 17.08.2010 N 334, от 02.12.2011 N 353, от 31.01.2011 N 341 и от 03.08.2010 N 333.
В договоре аренды от 25.01.2011 N 339 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 36 112 кв. м, расположенный по адресу: Амурская область пгт. Прогресс с разрешенным использованием - под производственную базу.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке имеются следующие объекты недвижимости - здание цеха УКВ, железобетонный резервуар, мачта, скважина, водонапорная башня, гараж.
В договоре аренды от 17.08.2010 N 334 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 19 100 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область г. Свободный ул. Почтамская, 1 с разрешенным использованием - для технических нужд.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке имеются следующие объекты недвижимости - здание РТС, проходная ГО, помещение караульной службы, мачта, здание подсобное служебное.
В договоре аренды от 02.12.2011 N 353 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 359 674 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область г. Белогорск, 5 км, с разрешенным использованием - для производственных и иных целей.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке расположены следующие объекты - здание производственное, трансформаторная подстанция, дизельная, склад, мачта, гараж, проходная РПА, туннель, водонапорная башня, антенный павильон.
В договоре аренды от 31.01.2011 N 341 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 10 326 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область г. Тында, юго-западная часть кадастрового квартала, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка с разрешенным использованием - для закрепления земельного участка.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке имеются следующие объекты недвижимости - подъездная дорога, мачта, гараж станции "Орбита", здание станции "Орбита".
В договоре аренды от 03.08.2010 N 333 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящийся по адресу: Амурская область, Белогорский район, Васильевский с/с, с.Васильевка, с разрешенным использованием - под территорию радиостанции.
Согласно пунктам пункты 1.1 - 1.2 договора на территории земельного участка расположен объект недвижимости техническое здание.
Размер арендной платы установлен сторонами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в год.
05.08.2012 вступил в законную силу Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов", устанавливающий, что размер арендной платы за земельный участок не может превышать:
- - 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;
- - 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
В связи с изданием данного приказа, ФГУП "РТРС" направило в адрес ТУ Росимущества по Амурской области письмо от 30.05.2012 N 019-09-08/1824 с просьбой о подготовке дополнительных соглашений к договорам аренды.
Письмом от 01.11.2012 N 03/7317 ТУ Росимущества по Амурской области сообщило, что Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291, размер арендной платы предусмотрен в отношении земельных участков находящихся в собственности РФ и предоставленных для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских и общедоступных телеканалов и радиоканалов. Поскольку в кадастровых паспортах на спорные земельные участки не указано соответствующее разрешенное использование, отвечающее требованиям Приказа, то оснований для изменения условий договора не имеется.
ФГУП "РТРС" полагая, что объекты, расположенные на земельных участках, связаны с деятельностью по эфирной наземной трансляции общероссийских общеобязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, так как используются истцом для размещения оборудования, осуществляющего телевизионное вещание и радиовещание указанных теле и радиоканалов и, считая, что земельные участки входят сферу Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291, а отказ ответчика в подготовке дополнительных соглашений является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В данном случае изменение условий договора, его цены, вызвано вступлением в силу Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Так, согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, которые предоставлены (заняты) для размещения: сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В соответствии с указанным пунктом Постановления, издан Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291, которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Пунктом 1 Приказа установлено, что размер арендной платы в отношении указанных выше земельных участков, не может превышать:
- 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;
- 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Для Амурской области утверждена ставка арендной платы в размере 0,07 руб. за квадратный метр.
Арифметически, ответчик расчет не оспаривает.
Ответчик не согласен, что размещенные на земельных участках объекты, отнесены к объектам инженерной инфраструктуры и предназначены для обеспечения эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных теле и радиоканалов.
Между тем, согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам регистрации радиоэлектронного средства, на земельных участках, переданных истцу в аренду, зарегистрированы передающие устройства (передатчики аналоговые телевизионного вещания, передатчики аналоговые звукового радиовещания).
Кроме того, разрешениями на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 31.05.2007 N 07-006286, от 18.04.2012 N 133-12-0020, от 15.12.2010 N 985-10-0001, от 07.12.2011 N 1087-11-0159, от 03.06.2012 N 560-12-0094, от 22.09.2012 N 974-12-0016, от 22.04.2013 N 446-13-0157 истцу предоставлено право использования радиоэлектронных средств телевизионного вещания в пунктах расположения земельных участков (пгт. Прогресс, г. Свободный, г. Белогорск, г. Тында, с.Васильевка) на различных частотах.
Из лицензий выданных истцу, установлено право ФГУП "РТРС" на вещание общеобязательных общероссийских телеканалов в населенных пунктах, где расположены земельные участки.
Таким образом, из изложенного следует, что в населенных пунктах пгт. Прогресс, г. Свободный, г. Белогорск, г. Тында, с.Васильевка находятся объекты связи.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.
Как следует из Приказа директора Амурского филиала ФГУП "РТРС" от 06.08.2012 N 15-на "Об утверждении Положения об организации ремонтно-профилактических работ на АТВС (ЦТВС) филиала РТРС "Амурский ОРТПЦ" для обеспечения качественной и бесперебойной работы телевизионного и радиовещательного оборудования предусмотрено проведение профилактических и аварийно-восстановительных работ, для чего создается аварийно-профилактическая группа.
При этом для выполнения указанных работ необходимо создание условий труда, что предусматривает на земельных участках соответствующие помещения.
Кроме того, согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" объекты общероссийских и региональных государственных телевизионных и радиовещательных организаций отнесены к объектам, подлежащим государственной охране.
В связи с чем, для осуществления охраны находящихся на земельных участках объектов связи, ФГУП "РТРС" заключен договор с ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" от 04.04.2013 N ДТР-137-13. Согласно приложению N 1 к договору, охране подлежали радиостанция N 3 в г. Белогорск, цехи УКВ, расположенные в пгт.Прогресс и г. Свободный, а также станция "Орбита" в г. Тында.
Также истцом были заключены договоры на обслуживание, согласно которым исполнители (граждане) обязуются оказать услуги по допуску работников филиала истца на объекты расположенные в г. Белогорске и с.Васильевка Амурской области, проверять целостность обслуживаемого объекта.
Таким образом, охрана объектов связи также требует наличия условий для пребывания охраны на земельных участках (наличие проходных, гаражей).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расположенные на арендуемых земельных участках объекты, в частности технические здания, проходные, гаражи, подъездные дороги и другие объекты относятся к таким объектам инженерной инфраструктуры, которые обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В связи с чем, довод жалобы, что расположенные на земельных участках объекты не относятся объектам инженерной инфраструктуры, апелляционной инстанцией отклоняется.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам и разрешениям, установлено, что на земельном участке, по договору 02.12.2011 N 353, расположены сети связи и объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эфирную наземную трансляцию радиоканалов на средних частотах, в связи с чем, применение ставки не превышающей 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка является обоснованным и соответствующим Приказу Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291.
На иных земельных участках, как установлено судом первой инстанции, сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию радиоканалов на "Очень высоких частотах" или "Ультравысоких частотах", за исключением земельного участка по договору от 03.08.2010 N 333, на котором расположены сети связи и объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие подавление радио и телесигнала, в связи с чем, применение в отношении них ставки не превышающей 0,3% кадастровой стоимости является правомерным.
Произведенный расчет арендной платы судом проверен и признан верным.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом не дана оценка доводу о разрешенном использовании и категории земельных участков.
Так, из договоров аренды земельных участков следует, что земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов в отношении 4 земельных участков, и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Вместе с тем, согласно Приказу Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291 применение ставок арендной платы не связано с указанием в кадастровом паспорте какой-либо категории земельного участка либо определенного разрешенного использования.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01 октября 2013 года по делу N А04-3452/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.КОЗЛОВА
Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
Е.Н.ГОЛОВНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 N 06АП-6275/2013 ПО ДЕЛУ N А04-3452/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. N 06АП-6275/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Головниной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
- от ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Ковалев Е.В., представитель, доверенность от 17.01.2012 N 28АА0244723;
- от ТУ Росимущества по Амурской области: Сутырина М.В., представитель, доверенность от 26.12.2011 N 28АА0232673;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
на решение от 01.10.2013
по делу N А04-3452/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Антоновой С.А.
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
об обязании подготовить и подписать проекты дополнительных соглашений к договорам
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Амурский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084 ИНН 7717127211, далее - ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712 ИНН 2801150690, далее - ТУ Росимущества по Амурской области) об обязании подготовить и подписать проекты дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, в части касающейся изменения размера арендной платы.
Решением от 01.10.2013 исковые требования удовлетворены, суд внес соответствующие изменения в договоры аренды земельных участков.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Амурской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В доводах жалобы заявитель ссылается на то, что на земельных участках являющихся предметом договоров аренды, имеются различные сооружения, сети связи отсутствуют. Не согласно с выводом суда первой инстанции, что расположенные на земельных участках объекты относятся к объектам инженерной инфраструктуры, обеспечивающим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Полагает, что доказательства того, что непосредственно все объекты созданы и используются для размещения сетей и кабелей связи в материалах дела, отсутствуют.
Также заявитель указал, что факт того, что объекты истца обеспечивают его работу как предприятия связи, учтен при определении размера арендной платы (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка). В связи с чем, считает, что утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 18.05.2012 N 291 ставки, к отношениям сторон применяться не могут. Указывает, что судом не дана оценка доводу ответчика о разрешенном использовании и категории земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "РТРС" отклонило доводы жалобы как несостоятельные, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТУ Росимущества по Амурской области и ФГУП "РТРС" поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, соответственно, дав по ним пояснения.
В порядке статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании 17.12.2013 объявлялся перерыв до 19.12.2013 до 15 часов 30 минут.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между ТУ Росимуществом по Амурской области (арендодатель) и ФГУП "РТРС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности от 25.01.2011 N 339, от 17.08.2010 N 334, от 02.12.2011 N 353, от 31.01.2011 N 341 и от 03.08.2010 N 333.
В договоре аренды от 25.01.2011 N 339 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 36 112 кв. м, расположенный по адресу: Амурская область пгт. Прогресс с разрешенным использованием - под производственную базу.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке имеются следующие объекты недвижимости - здание цеха УКВ, железобетонный резервуар, мачта, скважина, водонапорная башня, гараж.
В договоре аренды от 17.08.2010 N 334 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 19 100 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область г. Свободный ул. Почтамская, 1 с разрешенным использованием - для технических нужд.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке имеются следующие объекты недвижимости - здание РТС, проходная ГО, помещение караульной службы, мачта, здание подсобное служебное.
В договоре аренды от 02.12.2011 N 353 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 359 674 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область г. Белогорск, 5 км, с разрешенным использованием - для производственных и иных целей.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке расположены следующие объекты - здание производственное, трансформаторная подстанция, дизельная, склад, мачта, гараж, проходная РПА, туннель, водонапорная башня, антенный павильон.
В договоре аренды от 31.01.2011 N 341 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 10 326 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область г. Тында, юго-западная часть кадастрового квартала, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка с разрешенным использованием - для закрепления земельного участка.
Согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора на участке имеются следующие объекты недвижимости - подъездная дорога, мачта, гараж станции "Орбита", здание станции "Орбита".
В договоре аренды от 03.08.2010 N 333 стороны согласовали, что в аренду передается земельный участок из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящийся по адресу: Амурская область, Белогорский район, Васильевский с/с, с.Васильевка, с разрешенным использованием - под территорию радиостанции.
Согласно пунктам пункты 1.1 - 1.2 договора на территории земельного участка расположен объект недвижимости техническое здание.
Размер арендной платы установлен сторонами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в год.
05.08.2012 вступил в законную силу Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов", устанавливающий, что размер арендной платы за земельный участок не может превышать:
- - 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;
- - 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
В связи с изданием данного приказа, ФГУП "РТРС" направило в адрес ТУ Росимущества по Амурской области письмо от 30.05.2012 N 019-09-08/1824 с просьбой о подготовке дополнительных соглашений к договорам аренды.
Письмом от 01.11.2012 N 03/7317 ТУ Росимущества по Амурской области сообщило, что Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291, размер арендной платы предусмотрен в отношении земельных участков находящихся в собственности РФ и предоставленных для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских и общедоступных телеканалов и радиоканалов. Поскольку в кадастровых паспортах на спорные земельные участки не указано соответствующее разрешенное использование, отвечающее требованиям Приказа, то оснований для изменения условий договора не имеется.
ФГУП "РТРС" полагая, что объекты, расположенные на земельных участках, связаны с деятельностью по эфирной наземной трансляции общероссийских общеобязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, так как используются истцом для размещения оборудования, осуществляющего телевизионное вещание и радиовещание указанных теле и радиоканалов и, считая, что земельные участки входят сферу Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291, а отказ ответчика в подготовке дополнительных соглашений является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В данном случае изменение условий договора, его цены, вызвано вступлением в силу Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Так, согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, которые предоставлены (заняты) для размещения: сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В соответствии с указанным пунктом Постановления, издан Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291, которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Пунктом 1 Приказа установлено, что размер арендной платы в отношении указанных выше земельных участков, не может превышать:
- 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;
- 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Для Амурской области утверждена ставка арендной платы в размере 0,07 руб. за квадратный метр.
Арифметически, ответчик расчет не оспаривает.
Ответчик не согласен, что размещенные на земельных участках объекты, отнесены к объектам инженерной инфраструктуры и предназначены для обеспечения эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных теле и радиоканалов.
Между тем, согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам регистрации радиоэлектронного средства, на земельных участках, переданных истцу в аренду, зарегистрированы передающие устройства (передатчики аналоговые телевизионного вещания, передатчики аналоговые звукового радиовещания).
Кроме того, разрешениями на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 31.05.2007 N 07-006286, от 18.04.2012 N 133-12-0020, от 15.12.2010 N 985-10-0001, от 07.12.2011 N 1087-11-0159, от 03.06.2012 N 560-12-0094, от 22.09.2012 N 974-12-0016, от 22.04.2013 N 446-13-0157 истцу предоставлено право использования радиоэлектронных средств телевизионного вещания в пунктах расположения земельных участков (пгт. Прогресс, г. Свободный, г. Белогорск, г. Тында, с.Васильевка) на различных частотах.
Из лицензий выданных истцу, установлено право ФГУП "РТРС" на вещание общеобязательных общероссийских телеканалов в населенных пунктах, где расположены земельные участки.
Таким образом, из изложенного следует, что в населенных пунктах пгт. Прогресс, г. Свободный, г. Белогорск, г. Тында, с.Васильевка находятся объекты связи.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.
Как следует из Приказа директора Амурского филиала ФГУП "РТРС" от 06.08.2012 N 15-на "Об утверждении Положения об организации ремонтно-профилактических работ на АТВС (ЦТВС) филиала РТРС "Амурский ОРТПЦ" для обеспечения качественной и бесперебойной работы телевизионного и радиовещательного оборудования предусмотрено проведение профилактических и аварийно-восстановительных работ, для чего создается аварийно-профилактическая группа.
При этом для выполнения указанных работ необходимо создание условий труда, что предусматривает на земельных участках соответствующие помещения.
Кроме того, согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" объекты общероссийских и региональных государственных телевизионных и радиовещательных организаций отнесены к объектам, подлежащим государственной охране.
В связи с чем, для осуществления охраны находящихся на земельных участках объектов связи, ФГУП "РТРС" заключен договор с ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" от 04.04.2013 N ДТР-137-13. Согласно приложению N 1 к договору, охране подлежали радиостанция N 3 в г. Белогорск, цехи УКВ, расположенные в пгт.Прогресс и г. Свободный, а также станция "Орбита" в г. Тында.
Также истцом были заключены договоры на обслуживание, согласно которым исполнители (граждане) обязуются оказать услуги по допуску работников филиала истца на объекты расположенные в г. Белогорске и с.Васильевка Амурской области, проверять целостность обслуживаемого объекта.
Таким образом, охрана объектов связи также требует наличия условий для пребывания охраны на земельных участках (наличие проходных, гаражей).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расположенные на арендуемых земельных участках объекты, в частности технические здания, проходные, гаражи, подъездные дороги и другие объекты относятся к таким объектам инженерной инфраструктуры, которые обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В связи с чем, довод жалобы, что расположенные на земельных участках объекты не относятся объектам инженерной инфраструктуры, апелляционной инстанцией отклоняется.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам и разрешениям, установлено, что на земельном участке, по договору 02.12.2011 N 353, расположены сети связи и объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эфирную наземную трансляцию радиоканалов на средних частотах, в связи с чем, применение ставки не превышающей 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка является обоснованным и соответствующим Приказу Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291.
На иных земельных участках, как установлено судом первой инстанции, сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию радиоканалов на "Очень высоких частотах" или "Ультравысоких частотах", за исключением земельного участка по договору от 03.08.2010 N 333, на котором расположены сети связи и объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие подавление радио и телесигнала, в связи с чем, применение в отношении них ставки не превышающей 0,3% кадастровой стоимости является правомерным.
Произведенный расчет арендной платы судом проверен и признан верным.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом не дана оценка доводу о разрешенном использовании и категории земельных участков.
Так, из договоров аренды земельных участков следует, что земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов в отношении 4 земельных участков, и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Вместе с тем, согласно Приказу Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291 применение ставок арендной платы не связано с указанием в кадастровом паспорте какой-либо категории земельного участка либо определенного разрешенного использования.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01 октября 2013 года по делу N А04-3452/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.КОЗЛОВА
Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
Е.Н.ГОЛОВНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)