Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-25572/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N А55-25572/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Сотникова Максима Александровича - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года по делу N А55-25572/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Сотникова Максима Александровича, (ОГРНИП 304631208300090), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконными заключения, отказа,

установил:

- Индивидуальный предприниматель Сотников Максим Александрович обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением (с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 04.04.2012 N СП-6/542-0-1 о невозможности утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином;
- - о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 04.05.2012 N 12-1/3803/11-а в предоставлении в аренду земельного участка Индивидуальному предпринимателю Сотникову Максиму Александровичу земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином;
- - обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином;
- - обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения ранее поданного заявления Индивидуального предпринимателя Сотникова Максима Александровича земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Сотникову М.А. отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что заключение Департамента не содержит каких-либо прямых ограничений в отношении нестационарного торгового объекта, используемого заявителем.
Податель жалобы считает, что целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
По мнению подателя жалобы, права и законные интересы заявителя не нарушены, препятствия в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под занимаемый временный магазин до момента утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Самара не возможно, поскольку повлечет изменение расчетных показателей, следствием чего станет несоответствие проекта разработанной схемы размещения нестационарных торговых объектов градостроительным нормам.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области также подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 по делу N А55-25572/2012 в части признания незаконным отказа министерства N 12-1/3803/11 от 04.05.2012 и возложении на министерство обязанности по устранению допущенных нарушений; отказать ИП Сотникову М.А. в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа министерства N 12-1/3803/11 от 04.05.2012 и возложении на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений.
В апелляционной жалобе указывает, что отказ Министерства N 12-1/3803/11 от 04.05.2012 в предоставлении в аренду ИП Сотникову М.А. земельного участка основан только на пункте 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, (далее - Порядок), в соответствии с которым в двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Решение об отказе N 12-1/3803/11 от 04.05.2012 было принято министерством в связи с получением заключения департамента N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Сотниковым М.А. земельного участка независимо от его содержания.
Учитывая, что испрашиваемый ИП Сотниковым М.А. земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, министерством не может быть принято решение о его предоставлении в аренду.
По мнению подателя жалобы, поскольку министерство действовало в четком соответствии с требованиями Порядка, какие-либо нарушения норм действующего законодательства в рамках возложенных полномочий у министерства отсутствуют.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель Сотников Максим Александрович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином.
Министерство имущественных отношений Самарской области в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением N СП-6/542-0-1 от 04.04.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
На основании полученного Министерством Заключения Департамента, Министерство 04.05.2012 приняло решение N 12-1/3803/11 об отказе в предоставлении земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанных заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Суд, установив факт пропуска заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока подачи заявления, приняв во внимание позицию предпринимателя, изложенную в письменных объяснениях от 12 декабря 2012 года и исследовав причины пропуска срока, пришел к правильному выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока. Удовлетворяя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд руководствовался нормами части 4 статьи 198 АПК РФ и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В их обязанность входит:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка Департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
В рассматриваемом случае, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка основан на ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а так же размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационной сети "Интернет" (п. 5 ст. 10 N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
В соответствии с указанной нормой, основаниями для отказа в утверждении Схемы являются:
- 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
- 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
- 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
- 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
- 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Судом правильно указано в решении на то, что основания, по которым заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД.
Отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством.
Вопреки положениям статьи 200 АПК РФ Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара не доказал законность принятого Заключения.
Оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы заявителя. Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению этого участка заявителю в аренду, отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка препятствует предоставлению в аренду земельного участка и осуществлению заявителем предпринимательской деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Судом также сделан правильный вывод о том, что принятие Министерством имущественных отношений оспариваемого отказа в предоставлении в аренду заявителю земельного участка на основании незаконного Заключения, не может являться законным и обоснованным, указанный отказ так же не соответствует выше названным правовым нормам, нарушает права и интересы заявителя.
С учетом изложенного, а также положений ст. 201 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года по делу N А55-25572/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)