Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2013 ПО ДЕЛУ N А45-4304/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N А45-4304/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года
Текст постановления изготовлен в полном объеме 03 сентября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Марченко
судей И.И. Бородулиной, О.А. Скачковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Г. Большаниной с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: И.О. Марчинскаса, доверенность от 20.05.2013 года,
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
третьего лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от
02 июля 2013 года по делу N А45-4304/2013 (судья О.В. Чернова)
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "НовоЛуговое", г. Новосибирск (ОГРН 1125476180411, ИНН 5433191058)
к заинтересованному лицу: Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861)
третье лицо: Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, с. Верх-Тул, Новосибирская область, Новосибирский район
о признании незаконным решения,

установил:

Дачное некоммерческое товарищество "НовоЛуговое" (далее - ДНТ "НовоЛуговое", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 15.02.2013 N 553/01-12 "О предоставлении земельного участка" и об обязании Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо) предоставить ДНТ "НовоЛуговое" для ведения садоводства земельный участок примерной площадью 24 га из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района в кадастровом квартале 54:19:062501, согласно предоставленной ДНТ "НовоЛуговое" схеме примерного местоположения участка на местности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2013 года заявленные требования ДНТ "НовоЛуговое" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Новосибирского района Новосибирской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ДНТ "НовоЛуговое".
В обоснование жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и потому оно подлежит отмене.
В отзыве заявитель решение суда первой инстанции просил оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) по закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 27.11.2012 ДНТ "НовоЛуговое" обратился в Администрацию Верх-Тулинского сельсовета с просьбой рассмотреть возможность предоставления для ведения садоводства земельного участка примерной площадью 24 га из земель сельскохозяйственного назначения Верх-Тулинского сельсовета фонда перераспределения земель Новосибирского района в кадастровом квартале 54:19:062501.
По результатам рассмотрения на имя главы Администрации Новосибирского района Новосибирской области было выдано ходатайство Администрации Верх-Тулинского сельсовета о возможности формирования и последующего предоставления ДНТ "НовоЛуговое" истребуемого земельного участка.
17.01.2013 ДНТ "НовоЛуговое" обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить для ведения садоводства земельный участок примерной площадью 24 га, расположенный в кадастровом квартале 54:19:062501, согласно схеме примерного местоположения земельного участка.
Решением Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 15.02.2013 N 553/01-12 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок оформляется другим заявителем.
Полагая незаконными действия Администрации Новосибирского района Новосибирской области по отказу в предоставлении спорного земельного участка, выраженного в письме от 15.02.2013 N 553/01-12, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ДНТ "НовоЛуговое" требования, суд первой инстанции исходил из положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.11.2010 N ВАС-12881/10, в соответствии с которыми вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке, и пришел к выводу о том, что отказ от 15.02.2013 N 553/01-12 не основан на положениях пункта 5 статьи 34 ЗК РФ, является преждевременным, незаконным, нарушающим права и законные интересы ДНТ "НовоЛуговое".
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ДНТ "НовоЛуговое" требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке также содержатся в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области", утвержденного решением N 5 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 17.02.2011 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Положения граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка должны обратиться с заявлением в Администрацию Новосибирского района с заявлением, в котором должны содержаться: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местонахождение земельного участка; испрашиваемое право на землю (собственность или аренда); данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждается Администрацией Новосибирского района Новосибирской области с учетом зонирования территории в срок, не превышающий один месяц со дня поступления в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области или ее уполномоченным сотрудникам, в соответствующих поселениях заявления гражданина, указанного в части 2 настоящей статьи.
Утвержденная схема расположения земельного участка является основанием для проведения кадастровых работ. Заявитель за свой счет обеспечивает проведение кадастровых работ в отношении земельного участка и обращается в орган кадастрового учета с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет (пункт 3 статьи 8 Положения).
Таким образом, Администрация Новосибирского района Новосибирской области в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязана была обеспечить изготовление схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем, заявление ДНТ "НовоЛуговое" рассмотрено с нарушением положений статьи 34 ЗК РФ, содержащих обязательную процедуру для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, предшествующей в дальнейшем процедуре принятия решения о предоставлении спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно признал отказ Администрации незаконным, обязав устранить допущенные нарушения прав и интересов ДНТ "НовоЛуговое" в соответствии с нормами земельного законодательства.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно материалам дела заинтересованное лицо в обоснование правомерности отказа ссылается на обращение 29.12.2012 года в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" и утверждение схемы расположения земельного участка указанному лицу в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что у Администрации Новосибирского района Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа по изложенному в решении основанию.
В нарушение пункта 2 статьи 34 ЗК РФ в заявлении муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" не указано: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местонахождение земельного участка; испрашиваемое право на землю (собственность или аренда); данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства.
Кроме того, статьей 34 ЗК РФ регулируется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством гражданам, а не юридическим лицам.
Согласно статье 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 10 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением пункта 4.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи (пункт 2).
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Заинтересованным лицом не представлено доказательств соблюдения установленного земельным законодательством порядка.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 24.12.2012 на испрашиваемом земельном участке отсутствуют сформированные и поставленные на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости земельные участки.
Учитывая изложенное апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы о невозможности предоставления доказательств соблюдения установленного порядка в связи с тем, что муниципальное казенное предприятие Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" просило предоставить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, а не аренды.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельного участка.
В заявлении муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" указано на то, что земельный участок необходим, как для развития сельскохозяйственного производства, так и для осуществления градостроительной деятельности, что не соответствует целевому использованию земли для осуществления сельскохозяйственного использования.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории 54:19:062501, у Администрации Новосибирского района Новосибирской области имелась возможность предоставления земельного участка, как заявителю для ведения садоводства, так и муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" для ведения сельскохозяйственной деятельности, поскольку заявитель испрашивал только часть земельного участка в размере примерно 24 га.
При изложенных обстоятельствах отказ Администрации Новосибирского района Новосибирской области в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Довод заявителя о нарушении прав и интересов лица, не привлеченного к участию в деле - муниципального казенного предприятия Новосибирского района Новосибирской области "Земельного бюро", отклоняется как несостоятельный.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2013 года по делу N А45-4304/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.А.СКАЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)