Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.09.2012 ПО ДЕЛУ N 44Г-124

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. по делу N 44г-124


Судья 1-й инстанции: Ефремова С.А.
Судья 2-й инстанции: Зенкина В.Л. - предс.,
Анашкин А.А. - докл.,
Овсянникова М.В.

Президиум Московского городского суда в составе:
председателя Президиума Егоровой О.А.
и членов Президиума: Колышницыной Е.Н., Фомина Д.А., Мариненко А.И., Васильевой Н.А.,
при секретаре Ч.
рассмотрел в заседании по докладу судьи Курциньш С.Э. по кассационной жалобе начальника Управления социальной защиты населения района "Ивановское" города Москвы <...> на решение Перовского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г. гражданское дело по иску <...> к Управлению социальной защиты населения района "Ивановское" г. Москвы, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным отказа в получении удостоверения, признании подвергшимся радиационному воздействию, об обязании принять документы и выдать удостоверение,
установил:

<...> обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района "Ивановское" г. Москвы (далее по тексту - УСЗН района "Ивановское" г. Москвы), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) о признании незаконным отказа в получении удостоверения, признании подвергшимся радиационному воздействию, об обязании принять документы и выдать удостоверение, указав, что он с рождения (с 26 сентября <...> г.) и до 29 октября <...> г. проживал в г. <...> бывшей Казахской ССР - в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором на протяжении 40 лет происходили испытания ядерного оружия, в связи с чем <...> подвергался хроническому радиационному воздействию с эквивалентной дозой воздействия на население до 35 (БЭР) и получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 (БЭР), однако при обращении в УСЗН "Ивановское" г. Москвы, ему было отказано в получении удостоверения единого образца, подтверждающего его право на льготы и получение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по причине отсутствия г. <...> в перечне населенных пунктов, утвержденных Правительством Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г., постановлено:
Исковые требования <...> к УСЗН "Ивановское" г. Москвы о признании незаконным отказа в получении удостоверения, признании подвергшимся радиационному воздействию, об обязании принять документы и выдать удостоверение удовлетворить.
Признать <...> подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы радиационного воздействия свыше 25 СЗВ (бэр).
Признать незаконным отказ УСЗН района "Ивановское" г. Москвы, направленный <...> в ответ на его заявление по вопросу оформления документов для получения удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с дозой радиационного воздействия свыше 25 СЗВ (бэр).
Обязать УСЗН района "Ивановское" г. Москвы принять от <...> заявление и соответствующие документы, подтверждающие право на льготы и меры социальной поддержки, внести в реестр учета граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с дозой радиационного воздействия свыше 25 СЗВ (бэр) и направить данные в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для оформления удостоверения <...> в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ, на основе действующего законодательства о выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение социальной поддержки в соответствии с ФЗ N 2 от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить и выдать <...> удостоверение гражданина подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с указанием в удостоверении дозы радиационного воздействия превышающей 25 СЗВ (бэр).
В кассационной и дополнительной кассационной жалобах УСЗН района "Ивановское" г. Москвы ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов.
Указанное выше гражданское дело, затребованное для проверки в кассационном порядке 18 июня 2012 г., поступило в экспедицию суда 31 июля 2012 г.
Определением судьи Московского городского суда от 17 августа 2012 г. кассационная жалоба вместе с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Выслушав доводы представителей УСЗН района Ивановское г. Москвы по доверенности В., <...>, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в кассационной жалобе, обоснованными, решение Перовского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г. - подлежащими отмене, дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и второй инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что гражданин Российской Федерации <...>, <...> г. рождения, в период с сентября <...> г. по октябрь <...> г. и с ноября <...> г. по сентябрь <...> г. проживал в <...> районе Восточно-Казахстанской области.
В соответствии со справкой от 02 февраля 1996 г. N 1226, выданной <...>, оформленной на бланке главы <...> районной администрации Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, <...> район Восточно-Казахстанской области - зона повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр.
Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан N 513 от 09 июня 1992 г. <...> район Восточно-Казахстанской области объявлен зоной экологического бедствия.
18 января 1994 г. <...> выдано удостоверение серии <...>, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, форма которого утверждена постановлением Кабинета министров Республики Казахстан от 26 мая 1993 г. N 431.
25 марта 2008 г. УСЗН района "Ивановское" г. Москвы, рассмотрев заявление <...> от 14 марта 2008 г. о выдаче удостоверения единого на территории Российской Федерации образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отказало в направлении документов в МЧС России для выдачи удостоверения единого образца.
Основанием отказа послужило отсутствие межгосударственного соглашения России и Казахстана о взаимном признании прав и льгот пострадавших от воздействия радиации и взаимном признании документов этих граждан о праве на льготы; отсутствие населенного пункта, в котором проживал <...> в период с 26 сентября <...> г. по 01 октября <...> г., в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р (с последующими изменениями и дополнениями).
Кроме того, как указано в отказе, представленные <...> документы о полученной им дозе облучения не подтверждают факта получения <...> дозы облучения, поскольку органы исполнительной власти - администрация <...> района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан - не наделены полномочиями по установлению дозы радиационного облучения граждан.
Удовлетворяя заявленные <...> требования, суд руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53) и исходил из того, что этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Приняв во внимание, что Правительством Российской Федерации не приняты какие-либо нормативно-правовые акты относительно перечней населенных пунктов, пострадавших от иных (не 29 августа 1949 г. и 07 августа 1961 г.) ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне и количества радиационного облучения, полученного проживавшими в них лицами, суд первой инстанции, исходя из факта подписания Россией и Казахстаном Соглашения "О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний", согласно которому стороны обязались согласовывать свои действия в вопросах социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, в решении проблем охраны их здоровья, касающихся обеспечения необходимого базового уровня охраны здоровья и защиты прав этих лиц, пришел к выводу о том, что <...> относится к числу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона N 2-ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку <...> в период с <...> г. по <...> г. проживал на территории г. <...> Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, который, согласно закону Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", является территорией, подвергшейся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия, а в соответствии со справкой от 02 февраля 1996 г. N 1226 является зоной повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр.
Судебная коллегия нашла выводы суда первой инстанции правильными, соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Отклоняя доводы жалобы УСЗН района "Ивановское" г. Москвы о том, что имеющееся у <...> удостоверение, выданное в Республике Казахстан, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" и выданные в соответствии с ним справки о праве на льготы на территории Российской Федерации не действительны, ввиду отсутствия межгосударственного соглашения, судебная коллегия сослалась на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 04 декабря 2007 г. N 960-О-П, согласно которой меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Статус лица, пострадавшего при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяется, с учетом положений Конституции Российской Федерации, объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. Само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Между тем, доводы кассационной и дополнительной кассационной жалобы УСЗН района "Ивановское" г. Москвы о существенном нарушении норм материального права, которые повлияли на исход дела, являются обоснованными.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 2-ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона N 2-ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Населенные пункты сгруппированы в Перечне, в том числе, по признаку получения населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения (превышающей 25 сЗв и больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв).
Согласно п. 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 634, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с Методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом МЧС России от 18 сентября 2009 г. N 540, при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных конкретными лицами суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Методическими указаниями определения суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 г. N 5 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 18 марта 2010 года N 16642), установлены методики адресной оценки суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица.
Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Как усматривается из материалов дела, <...> проживал в г. <...> Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан с 26 сентября <...> г. по 01 октября <...> г. и с 01 ноября <...> г. по 01 сентября <...> г.
Город <...> Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определенный на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с Методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Согласно материалам дела, документом, подтверждающим получение <...> суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), является справка районной администрации Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан от 02 февраля 1996 г. N 1226, в соответствии с которой <...> район Восточно-Казахстанской области - зона повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", ч. 2 ст. 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется.
С учетом изложенного, решение Перовского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г. законными признать нельзя, в связи с чем они подлежат отмене. А дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда
постановил:

решение Перовского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Председатель Президиума
Московского городского суда
О.А.ЕГОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)