Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6348/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N А21-6348/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованных лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24326/2012) Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2012 по делу N А21-6348/2012 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по заявлению ЗАО "Верхне-Прегольский порт"
к 1. Правительству Калининградской области,
2. Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области
о признании незаконным решения,

установил:

Закрытое акционерное общество "Верхне-Прегольский порт" (далее - ЗАО "Верхне-Прегольский порт", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным решения руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство, заинтересованное лицо-2) от 06.06.2012 N 1715 об отказе в рассмотрении обращения заявителя о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель иного специального назначения с разрешенным использованием - для добычи песчано-гравийного материала.
В порядке восстановления нарушенных прав Общество просило обязать правительство Калининградской области (далее - заинтересованное лицо - 1, Правительство) осуществить перевод земельных участков с кадастровым номером 39:02:00 00 00:185 площадью 846 000 кв. м и кадастровым номером 39:02:00 00 00:185 площадью 30 000 кв. м из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для добычи песчано-гравийного материала.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2012 действия Агентства, выразившиеся в оставлении без рассмотрения ходатайства ЗАО "Верхне-Прегольский порт" о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель иного специального назначения с разрешенным использованием - для добычи песчано-гравийного материала, признанны незаконными. Суд обязал Агентство рассмотреть ходатайство ЗАО "Верхне-Прегольский порт" о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель иного специального назначения с разрешенным использованием - для добычи песчано-гравийного материала, с принятием соответствующего акта. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Агентства в пользу ЗАО "Верхне-Прегольский порт" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Агентство подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить. Суть доводов апелляционной жалобы заключается в том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение является незаконным и необоснованным. Также податель жалобы указал, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установлено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации. Правительством Калининградской области принято постановление от 03.05.2011 N 280 "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель и составе прилагаемых к нему документов". Как заметил податель жалобы, на момент рассмотрения ходатайства заявителя и по настоящее время постановление правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280 является действующим нормативным правовым актом правительства Калининградской области, который не отменен и не оспорен в судебном порядке, в связи с чем Агентство действовало правомерно при рассмотрении ходатайства заявителя. В апелляционной жалобе Агентство привело перечень документов, не приложенных к ходатайству заявителя для перевода земельных участков в другую категорию земель, в отсутствие которых установить наличие условий исключительности такого перевода, по мнению подателя жалобы, не представляется возможным. Следовательно, как полагает Агентство, требования заявителя в части признания незаконным решения руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 06.06.2012 N 1715 об отказе в рассмотрении обращения ЗАО "Верхне-Прегольский порт" о переводе земельных участков в другую категорию земель не подлежат удовлетворению.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Верхне-Прегольский порт" просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая решение законным и обоснованным. Общество указало на то, что из абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливаются федеральными законами. По мнению Общества, перечень документов, установленный постановлением Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280 и необходимый для представления лицами, ходатайствующими о переводе земельных участков из одной категории в другую, по своему содержанию гораздо шире, нежели содержащийся в части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ. Таким образом, постановлением Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280 установлены завышенные требования к лицам, ходатайствующих о переводе земельных участков из одной категории в другую, что также подтверждено письмом прокуратуры Калининградской области от 21.06.2012 N 7-613-2012. Как полагает Общество, вышеизложенное соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 30.03.2011 N 71-Г11-13), согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов, в то время, как содержание ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов специально определены частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, который не содержит указаний о праве субъектов Российской Федерации изменять либо дополнять содержащиеся в них положения. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений лишь в части, неурегулированной Федеральными законами. Также Общество указало, что Агентство привело перечень недостающих документов, которые обязательно должны содержаться в тексте ходатайства в соответствии с подпунктами 6 - 8 пункта 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280, однако эти документы были приложены Обществом к ходатайству. По мнению Общества, требованиями по подготовке и оформлению документов, установленными Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ РФ 6.30-2003, определено, что документ и приложения к нему рассматриваются как единый документ. Приложения, на которые имеются ссылки в тексте документа, являются его неотъемлемой частью.
Правительство Калининградской области в своем отзыве полностью согласилось с доводами апелляционной жалобы Агентства, полагая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 39:02:00 00 00:186 площадью 846 000 кв. м, 39:02:00 00 00:185 площадью 30 000 кв. м, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, примерно в 3 000 м по направлению на северо-восток от ориентира пос. Комсомольск (далее - земельные участки), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.06.2008 39-АА N 597142, 39-АА N 597143. Разрешенное использование земельных участков - сельскохозяйственное использование.
13.03.2012 Общество обратилось в правительство Калининградской области с ходатайством о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для организации карьера и разработки участка месторождения строительных песков и песчано-гравийного материала "Каштановка" с приложением необходимых документов. Однако письмом от 19.04.2012 N 1199 Агентство сообщило Обществу о возврате ходатайства с приложенными документами со ссылкой на несоответствие ходатайства требованиям законодательства.
23.05.2012 Общество повторно обратилось в Правительство с ходатайством о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, сославшись дополнительно на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2011 N 71-Г11-13. Письмом от 06.06.2012 N 1715 Агентство вновь возвратило ходатайство.
Полагая действия Агентства незаконными, нарушающими его права и законные интересы, Общество оспорило их в судебном порядке.
При разрешении данного спора суд первой инстанции исходил из того, что частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу предъявленных требований суд первой инстанции руководствовался тем, что он должен установить наличие одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как указал суд первой инстанции, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Как следует из оспариваемого письма Агентства, Обществу отказано в рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков в другую категорию земель со ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ и подпункты 6 - 8 пункта 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280.
Таким образом, предметом разногласий явился объем и перечень документов, подлежащих представлению заявителем и необходимых для рассмотрения его ходатайства.
В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Статьей 1 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ следует, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в части 3 статьи 2 того же Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а в части 4 этой же статьи - перечень документов, необходимых для подачи такого ходатайства.
Агентством указано, что сведения, изложенные в пункте 3 части 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, должны содержаться в тексте ходатайства, а не в виде отдельных материалов.
Судом первой инстанции установлено, что в тексте первоначального и повторного ходатайств Общества содержатся предусмотренные законом сведения, а именно кадастровые номера земельных участков; категория земель, в состав которых входят земельные участки, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Основанием для отказа в рассмотрении ходатайства послужило, в том числе несоответствие, по мнению Агентства, состава документов, прилагаемых к ходатайству, требованиям, установленным постановлением Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280.
Судом первой инстанции установлено, что к ходатайствам о переводе земельных участков из одной категории земель в другую Обществом были приложены все необходимые документы, исчерпывающий перечень которых содержится в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы, поскольку вывод суда первой инстанции о том, что установленный постановлением Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280 перечень документов, обязанность по представлению которых возложена, в том числе на заинтересованных лиц, ходатайствующих о переводе земельных участков из одной категории в другую, по своему содержанию гораздо шире, нежели содержащийся в части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, соответствует фактическим обстоятельствам и нормам законодательства, регулирующего спорные отношения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Агентства правовых оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Общества и правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, который является законным и обоснованным и соответствует представленным в дело доказательствам.
Учитывая, что нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 ноября 2012 года по делу N А21-6348/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.М.ГОРБИК

Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)