Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Север" представителей Землемеровой О.Ю. по доверенности от 01.12.2012, Прохорова Э.А. по доверенности от 23.01.2012 (17.01.2013 до объявленного перерыва), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области представителя Воробьева С.В. по доверенности от 10.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2012 года по делу N А13-9878/2012 (судья Попова С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север" (ОГРН 1073525015970, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление) о возложении на него обязанности установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере 1 420 712 руб. и направить в установленном законом порядке сведения о новой кадастровой стоимости в орган кадастрового учета - филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области.
Определением суда от 11.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата").
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил исковые требования, просил установить рыночную стоимость земельного участка, из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб., установить кадастровую стоимость земельного участка, из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, равной рыночной стоимости в размере 1 420 712 руб., возложить на ответчиков обязанность внести рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере 1 420 712 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суд принял изменение иска.
Решением от 22.11.2012 суд установил рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб. Установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, равной рыночной стоимости в размере 1 420 712 руб. Возложил на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" обязанность внести рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере 1 420 712 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требований к Управлению отказал. Суд также взыскал с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" в пользу Общества 4000 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Доводы подателя жалобы к следующему. В нарушение позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, о том, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд в обжалуемом решении установил рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб. В отчете рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007 (дата кадастровой оценки), что является неправомерным, так как на момент вынесения решения суда рыночная стоимость, указанная в заключении экспертизы, является не актуальной по причине изменения рыночной цены с течением времени. Судом не принято во внимание и не дана оценка доводам ответчиков о том, что рыночная стоимость в нарушение статьи 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и главы 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определена на дату (01.01.2007), на которую спорный земельный участок как объект недвижимости не существовал. На государственный кадастровый учет он поставлен только 27.09.2010. В связи с этим рыночная стоимость ранее этой даты для данного земельного участка не могла быть определена. Орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. В силу характера возложенных функций и задач у органа кадастрового учета отсутствуют специалисты, обладающие познаниями в вопросах оценки объектов недвижимости. Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом действия этого органа по ранее внесенной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, как правило, не оспариваются. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", наделенное полномочиями органа кадастрового учета, и Управление по указанной категории дел являются ненадлежащими ответчиками. Кроме того, на момент вынесения решения суда Общество являлось ненадлежащим истцом, поскольку к моменту судебного разбирательства ему не принадлежали вышеуказанные земельные участки. Принятое решение суда не восстанавливает его права и законные интересы. Поскольку удовлетворение исковых требований не связано с нарушением ответчиком прав и законных интересов истца, государственная пошлина с него не взыскивается. Решение суда в указанной части также является необоснованным.
Определением апелляционной инстанции от 11.12.2012 жалоба принята к производству, судебное заседание по ее рассмотрению назначено на 17.01.2013.
В судебном заседании 17.01.2013 объявлен перерыв до 24.01.2013.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представители Общества возразили против данных доводов и требований, представили письменные возражения, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Управление представило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей Общества и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенный по адресу: город Вологда, улица Элеваторная.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.12.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2011 серии 35-АБ N 045682.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, в государственный кадастр недвижимости кадастровый номер земельного участка истца 35:24:0203003:160 внесен 27.09.2010.
Предыдущий кадастровый номер земельного участка 35:24:0203003:140.
Номера образованных из него участков: 35:24:0203003:160, 35:24:0203003:161, 35:24:0203003:162.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, кадастровым номером 35:24:0203003:160, установлена в размере 28 257 927 руб. 75 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 18.04.2012 N 18-1/04, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Северо-западный центр юридических услуг" Жирновым И.Н., рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0203003:160, определенная по состоянию на 01.01.2007, составляет 1 420 712 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
В силу пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям вышеуказанные нормы неприменимы и Общество лишено возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом N 167-ФЗ.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости имущества от 18.04.2012 N 18-1/04, выполненный оценщиком.
Согласно данному отчету, рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0203003:160, определенная по состоянию на 01.01.2007, составляет 1 420 712 руб.
Ответчики ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не опровергли представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка, не представили доказательства, подтверждающие свои доводы.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно установлена судом первой инстанции на основании представленного отчета, поскольку на дату обращения в арбитражный суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев и не истек установленный законодательством срок, в течение которого определенная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, отклоняется апелляционной коллегией.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Поскольку заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу изложенного Общество правомерно предъявило требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" как к надлежащему ответчику. В свою очередь, в иске к Управлению суд отказал.
Истец воспользовался правами, предусмотренными главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 221 кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата".
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании с него государственной пошлины не принимается во внимание, поскольку суд первой инстанции взыскал с данного ответчика не государственную пошлину, а возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины, что соответствует требованиям статьи 110 АПК РФ.
Кроме того, из материалов дела видно, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" как сторона по делу имеет четко выраженную позицию относительно предмета спора, не согласно полностью с теми требованиями, которые заявил истец. Поэтому основания считать, что требования заявлены не к тому ответчику, отсутствуют.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что Общество является ненадлежащим истцом и не вправе заявлять требования на дату, когда ему не принадлежал земельный участок на праве собственности, также не принимается во внимание.
Истец обратился в арбитражный суд за защитой своего права на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб., что значительно ниже указанной в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости в размере 28 257 927 руб. 75 коп.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154, определена по всем кадастровым районам области по состоянию на 01.01.2007, а проведение аналогичных работ возможно только через 5 лет, то рыночная стоимость земельного участка устанавливается на ту же дату 01.01.2007. В противном случае, у истца, у специалистов и у суда отсутствуют правовые основания для сравнения указанных значений, взятых на разные даты, в связи с необъективностью и не совпадением критериев, по которым эти значения сравниваются.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная инстанция полагает, что решение суда является законным, а доводы жалобы - необоснованными.
Судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2012 года по делу N А13-9878/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А13-9878/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А13-9878/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Север" представителей Землемеровой О.Ю. по доверенности от 01.12.2012, Прохорова Э.А. по доверенности от 23.01.2012 (17.01.2013 до объявленного перерыва), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области представителя Воробьева С.В. по доверенности от 10.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2012 года по делу N А13-9878/2012 (судья Попова С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север" (ОГРН 1073525015970, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление) о возложении на него обязанности установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере 1 420 712 руб. и направить в установленном законом порядке сведения о новой кадастровой стоимости в орган кадастрового учета - филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области.
Определением суда от 11.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата").
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил исковые требования, просил установить рыночную стоимость земельного участка, из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб., установить кадастровую стоимость земельного участка, из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, равной рыночной стоимости в размере 1 420 712 руб., возложить на ответчиков обязанность внести рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере 1 420 712 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суд принял изменение иска.
Решением от 22.11.2012 суд установил рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб. Установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, равной рыночной стоимости в размере 1 420 712 руб. Возложил на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" обязанность внести рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенного по адресу: город Вологда, улица Элеваторная, в размере 1 420 712 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требований к Управлению отказал. Суд также взыскал с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" в пользу Общества 4000 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Доводы подателя жалобы к следующему. В нарушение позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, о том, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд в обжалуемом решении установил рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб. В отчете рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007 (дата кадастровой оценки), что является неправомерным, так как на момент вынесения решения суда рыночная стоимость, указанная в заключении экспертизы, является не актуальной по причине изменения рыночной цены с течением времени. Судом не принято во внимание и не дана оценка доводам ответчиков о том, что рыночная стоимость в нарушение статьи 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и главы 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определена на дату (01.01.2007), на которую спорный земельный участок как объект недвижимости не существовал. На государственный кадастровый учет он поставлен только 27.09.2010. В связи с этим рыночная стоимость ранее этой даты для данного земельного участка не могла быть определена. Орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. В силу характера возложенных функций и задач у органа кадастрового учета отсутствуют специалисты, обладающие познаниями в вопросах оценки объектов недвижимости. Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом действия этого органа по ранее внесенной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, как правило, не оспариваются. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", наделенное полномочиями органа кадастрового учета, и Управление по указанной категории дел являются ненадлежащими ответчиками. Кроме того, на момент вынесения решения суда Общество являлось ненадлежащим истцом, поскольку к моменту судебного разбирательства ему не принадлежали вышеуказанные земельные участки. Принятое решение суда не восстанавливает его права и законные интересы. Поскольку удовлетворение исковых требований не связано с нарушением ответчиком прав и законных интересов истца, государственная пошлина с него не взыскивается. Решение суда в указанной части также является необоснованным.
Определением апелляционной инстанции от 11.12.2012 жалоба принята к производству, судебное заседание по ее рассмотрению назначено на 17.01.2013.
В судебном заседании 17.01.2013 объявлен перерыв до 24.01.2013.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представители Общества возразили против данных доводов и требований, представили письменные возражения, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Управление представило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей Общества и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровым номером 35:24:0203003:160, общей площадью 7995 кв. м, расположенный по адресу: город Вологда, улица Элеваторная.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.12.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2011 серии 35-АБ N 045682.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, в государственный кадастр недвижимости кадастровый номер земельного участка истца 35:24:0203003:160 внесен 27.09.2010.
Предыдущий кадастровый номер земельного участка 35:24:0203003:140.
Номера образованных из него участков: 35:24:0203003:160, 35:24:0203003:161, 35:24:0203003:162.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, кадастровым номером 35:24:0203003:160, установлена в размере 28 257 927 руб. 75 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 18.04.2012 N 18-1/04, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Северо-западный центр юридических услуг" Жирновым И.Н., рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0203003:160, определенная по состоянию на 01.01.2007, составляет 1 420 712 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
В силу пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям вышеуказанные нормы неприменимы и Общество лишено возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом N 167-ФЗ.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости имущества от 18.04.2012 N 18-1/04, выполненный оценщиком.
Согласно данному отчету, рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0203003:160, определенная по состоянию на 01.01.2007, составляет 1 420 712 руб.
Ответчики ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не опровергли представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка, не представили доказательства, подтверждающие свои доводы.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно установлена судом первой инстанции на основании представленного отчета, поскольку на дату обращения в арбитражный суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев и не истек установленный законодательством срок, в течение которого определенная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, отклоняется апелляционной коллегией.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Поскольку заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу изложенного Общество правомерно предъявило требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" как к надлежащему ответчику. В свою очередь, в иске к Управлению суд отказал.
Истец воспользовался правами, предусмотренными главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 221 кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 3 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата".
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании с него государственной пошлины не принимается во внимание, поскольку суд первой инстанции взыскал с данного ответчика не государственную пошлину, а возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины, что соответствует требованиям статьи 110 АПК РФ.
Кроме того, из материалов дела видно, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" как сторона по делу имеет четко выраженную позицию относительно предмета спора, не согласно полностью с теми требованиями, которые заявил истец. Поэтому основания считать, что требования заявлены не к тому ответчику, отсутствуют.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что Общество является ненадлежащим истцом и не вправе заявлять требования на дату, когда ему не принадлежал земельный участок на праве собственности, также не принимается во внимание.
Истец обратился в арбитражный суд за защитой своего права на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 420 712 руб., что значительно ниже указанной в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости в размере 28 257 927 руб. 75 коп.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154, определена по всем кадастровым районам области по состоянию на 01.01.2007, а проведение аналогичных работ возможно только через 5 лет, то рыночная стоимость земельного участка устанавливается на ту же дату 01.01.2007. В противном случае, у истца, у специалистов и у суда отсутствуют правовые основания для сравнения указанных значений, взятых на разные даты, в связи с необъективностью и не совпадением критериев, по которым эти значения сравниваются.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная инстанция полагает, что решение суда является законным, а доводы жалобы - необоснованными.
Судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 ноября 2012 года по делу N А13-9878/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)