Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Колмакова Д.В. по дов. от 04.07.2012,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области и дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 по делу N А45-24110/2012 (судья Емельянова Г.М.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" (ИНН 5433180384, ОГРН 1105475000531), Новосибирская область, Новосибирский район, дачный поселок Мочище, к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент", об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Рассвет" (далее - ДНТ "Рассвет", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее также - Департамент, заинтересованное лицо):
- - о признании недействительным отказа в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично- парниковых сооружений, оформленный письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012;
- - об обязании Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 290512 от 29.05.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка;
- - о признании недействительным отказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в выборе земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012;
- - об обязании Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 2,0 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 заявленные требования удовлетворены частично - отказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012 признан незаконным.
Суд обязал Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 290512 от 29.05.2012 и принятия соответствующего решения в соответствии со статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части признания недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка площадью 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, оформленного письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12 и обязания повторного рассмотрения заявления ДНТ "Рассвет" от 29.05.2012 N 290512 о выделении земельного участка.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что согласно схеме градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, вся свободная часть земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 располагается в пределах зоны (100 м) придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, что не позволяет использовать свободную часть земельного участка для испрашиваемого заявителем вида деятельности - строительства цветочно-оранжерейного хозяйства.
ДТН "Рассвет" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Департамента не соглашается с ее доводами, просит в указанной части решение суда оставить без изменения.
Заявитель, также не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка, оформленного письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
ДНТ "Рассвет" в обоснование заявленных требований ссылается на выписку из ЕГРП N 11/068/2012-841 от 14.05.2012, согласно которой назначение земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 - земли сельскохозяйственного назначения, никакого иного назначения данных земель не содержат и данные кадастрового учета, в связи с чем, по мнению апеллянта, ЗК РФ позволяет расположить некоммерческой организации - ДНТ "Рассвет" в границах земельного участка 54:19:112001:1418 цветочно-оранжерейное хозяйство и теплично-парниковые сооружения.
Кроме того, апеллянт ссылается на то обстоятельство, что Департаментом не представлены соответствующие данные государственного кадастрового учета, подтверждающие окончание процедуры перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, в том числе в зону перспективной застройки ОД-1.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу ДНТ "Рассвет" в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представило.
Третьи лица отзывы на поступившие апелляционные жалобы не представили, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Представитель заявителя в судебное заседание также не явился.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, наставал на ее удовлетворении; против удовлетворения апелляционной жалобы ДНТ "Рассвет" возражал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва заявителя на апелляционную жалобу Департамента, заслушав представителя Департамента, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.06.2012 ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 3 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12 Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области отказал в предоставлении испрашиваемого участка по мотиву отсутствия на данном земельном участке свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
24.07.2012 ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент с заявлением о выделении в аренду земельного участка площадью около 2 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого участка в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1 не предусмотрено.
Полагая, что данные отказы нарушают его права и законные интересы ДНТ "Рассвет" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств и норм права.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судом первой инстанции правильно установлено, что полномочия по распоряжению спорными земельными участками, расположенными в границах Новосибирской области, осуществляются Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) проведение работ по формированию земельного участка;
- 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Материалами дела подтверждается, что ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
- - площадью около 3 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений;
- - площадью около 2 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что ранее в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 уже подготовлены акты выбора земельных участков для юридических лиц: ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Кроме того, согласно пояснений Департамента границы указанного земельного участка уточнены на местности, в подтверждение чего представлена схема расположения земельного участка с указанием на местности конфигурации тех земельных участков, в отношении которых произведен выбор ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Исходя из данной схемы, свободной остается площадь земельного участка 9, 0 га, тогда как заявитель просил предоставить в аренду на этом же земельном участке земельный участок площадью 3 га.
Отказывая в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1564) в испрашиваемом заявителем размере - 3,0 га из оставшихся 9,0 га, Департамент указал на то, что необходима земля для обслуживания проходящих рядом автомобильных дорог.
Между тем, судом первой инстанции установлено и Департаментом не доказано обратное, что доказательств наличия рядом с участком дорог федерального либо муниципального значения, в материалы дела не представлено. Департамент ссылается на схему расположения земельного участка 54:19:112001:1564 (л.д. 129 т. 2).
Между тем, в апелляционной жалобе Департамент со ссылкой на часть 3 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ, пункт 6 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4, указывает на то, что решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, который направляет копию такого решения в орган местного самоуправления. Однако такое решение в материалы дела не представлено
Кроме того, из названной схемы видно, что часть земельного участка, которая как указывает Департамент, необходима для обслуживания автомобильной дороги, в то же время предоставлена ООО "Евротент" (земельный участок 54:19:112001:1563 площадью 17,1 га).
Также суд принимает во внимание, что данное основание отказа (земельный участок необходим для обслуживания проходящей рядом автомобильной дороги) не указан в оспариваемом письме от 25.06.2012 N 6841/1-14/12.
В связи с изложенным, указание Департамента в отказе на то, что в составе данного земельного участка не имеется свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в данной части правомерно удовлетворил требования заявителя.
Отказывая в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1418) Департамент в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 указал на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1 не предусмотрено.
В соответствии с положениями части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование определяется применительно к каждой территориальной зоне и подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1418 в соответствии с решением 12 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1 отнесен к зоне перспективной застройки ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности).
Согласно пункту 1 статьи 35 Правил землепользования, утвержденных указанным выше решением от 26.04.2011 N 1 зоны ОД-1 предназначены для проживания населения, размещения и использования объектов капитального строительства в целях обслуживания населения, проживающего в жилых зонах, для размещения административных, деловых и коммерческих учреждений.
Правила землепользования с приложением схемы зонирования территорий опубликовано 12.05.2011 в газете Приобская правда специальный выпуск N 50 (593).
В связи с изложенным, у суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в признании недействительным отказа Департамента, изложенного в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество ссылается на то обстоятельство, что Департаментом не представлены соответствующие данные государственного кадастрового учета, подтверждающие окончание процедуры перевода спорного земельного участка из земель сельхозназначения в иную категорию, в том числе в зону перспективной застройки ОД-1.
Между тем, данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения вопроса о признании недействительным отказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в выборе земельного участка.
Оспаривание процедуры перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию может являться предметом отдельного судебного разбирательства.
Кроме того, в выписке из ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 указано о назначении объекта: земли сельскохозяйственного назначения - для строительства торгово-развлекательного комплекса (л.д. 14 т. 1), в отличие, от назначения земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства (л.д. 13 т. 1).
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 по делу N А45-24110/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А45-24110/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А45-24110/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Колмакова Д.В. по дов. от 04.07.2012,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области и дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 по делу N А45-24110/2012 (судья Емельянова Г.М.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" (ИНН 5433180384, ОГРН 1105475000531), Новосибирская область, Новосибирский район, дачный поселок Мочище, к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент", об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Рассвет" (далее - ДНТ "Рассвет", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее также - Департамент, заинтересованное лицо):
- - о признании недействительным отказа в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично- парниковых сооружений, оформленный письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012;
- - об обязании Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 290512 от 29.05.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка;
- - о признании недействительным отказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в выборе земельного участка площадью около 2 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012;
- - об обязании Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 230712 от 23.07.2012 и обеспечения выбора земельного участка площадью около 2,0 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Азия-Строй-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", закрытое акционерное общество "СЛЦ", общество с ограниченной ответственностью "СВ-Логистик", дачное некоммерческое товарищество "Ратник", общество с ограниченной ответственностью "Евротент".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 заявленные требования удовлетворены частично - отказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в выборе земельного участка площадью около 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом N 6841/1-14/12 от 25.06.2012 признан незаконным.
Суд обязал Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов ДНТ "Рассвет" путем повторного рассмотрения заявления ДТН "Рассвет" N 290512 от 29.05.2012 и принятия соответствующего решения в соответствии со статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части признания недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка площадью 3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564, оформленного письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12 и обязания повторного рассмотрения заявления ДНТ "Рассвет" от 29.05.2012 N 290512 о выделении земельного участка.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что согласно схеме градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, вся свободная часть земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 располагается в пределах зоны (100 м) придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, что не позволяет использовать свободную часть земельного участка для испрашиваемого заявителем вида деятельности - строительства цветочно-оранжерейного хозяйства.
ДТН "Рассвет" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Департамента не соглашается с ее доводами, просит в указанной части решение суда оставить без изменения.
Заявитель, также не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным отказа Департамента в выборе земельного участка, оформленного письмом N 9057/3-14/12 от 15.08.2012, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
ДНТ "Рассвет" в обоснование заявленных требований ссылается на выписку из ЕГРП N 11/068/2012-841 от 14.05.2012, согласно которой назначение земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 - земли сельскохозяйственного назначения, никакого иного назначения данных земель не содержат и данные кадастрового учета, в связи с чем, по мнению апеллянта, ЗК РФ позволяет расположить некоммерческой организации - ДНТ "Рассвет" в границах земельного участка 54:19:112001:1418 цветочно-оранжерейное хозяйство и теплично-парниковые сооружения.
Кроме того, апеллянт ссылается на то обстоятельство, что Департаментом не представлены соответствующие данные государственного кадастрового учета, подтверждающие окончание процедуры перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, в том числе в зону перспективной застройки ОД-1.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу ДНТ "Рассвет" в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представило.
Третьи лица отзывы на поступившие апелляционные жалобы не представили, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Представитель заявителя в судебное заседание также не явился.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, наставал на ее удовлетворении; против удовлетворения апелляционной жалобы ДНТ "Рассвет" возражал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва заявителя на апелляционную жалобу Департамента, заслушав представителя Департамента, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.06.2012 ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 3 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 25.06.2012 N 6841/1-14/12 Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области отказал в предоставлении испрашиваемого участка по мотиву отсутствия на данном земельном участке свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
24.07.2012 ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент с заявлением о выделении в аренду земельного участка площадью около 2 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого участка в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1 не предусмотрено.
Полагая, что данные отказы нарушают его права и законные интересы ДНТ "Рассвет" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств и норм права.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судом первой инстанции правильно установлено, что полномочия по распоряжению спорными земельными участками, расположенными в границах Новосибирской области, осуществляются Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) проведение работ по формированию земельного участка;
- 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Материалами дела подтверждается, что ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
- - площадью около 3 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений;
- - площадью около 2 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что ранее в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 уже подготовлены акты выбора земельных участков для юридических лиц: ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Кроме того, согласно пояснений Департамента границы указанного земельного участка уточнены на местности, в подтверждение чего представлена схема расположения земельного участка с указанием на местности конфигурации тех земельных участков, в отношении которых произведен выбор ООО "Азия-Строй-Инвест", ООО "Перспектива", ЗАО "СЛЦ", ООО "СВ-Логистик", ДНТ "Ратник", ООО "Евротент".
Исходя из данной схемы, свободной остается площадь земельного участка 9, 0 га, тогда как заявитель просил предоставить в аренду на этом же земельном участке земельный участок площадью 3 га.
Отказывая в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1564) в испрашиваемом заявителем размере - 3,0 га из оставшихся 9,0 га, Департамент указал на то, что необходима земля для обслуживания проходящих рядом автомобильных дорог.
Между тем, судом первой инстанции установлено и Департаментом не доказано обратное, что доказательств наличия рядом с участком дорог федерального либо муниципального значения, в материалы дела не представлено. Департамент ссылается на схему расположения земельного участка 54:19:112001:1564 (л.д. 129 т. 2).
Между тем, в апелляционной жалобе Департамент со ссылкой на часть 3 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ, пункт 6 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4, указывает на то, что решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, который направляет копию такого решения в орган местного самоуправления. Однако такое решение в материалы дела не представлено
Кроме того, из названной схемы видно, что часть земельного участка, которая как указывает Департамент, необходима для обслуживания автомобильной дороги, в то же время предоставлена ООО "Евротент" (земельный участок 54:19:112001:1563 площадью 17,1 га).
Также суд принимает во внимание, что данное основание отказа (земельный участок необходим для обслуживания проходящей рядом автомобильной дороги) не указан в оспариваемом письме от 25.06.2012 N 6841/1-14/12.
В связи с изложенным, указание Департамента в отказе на то, что в составе данного земельного участка не имеется свободных территорий, пригодных для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в данной части правомерно удовлетворил требования заявителя.
Отказывая в предоставлении земельного участка (54:19:112001:1418) Департамент в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12 указал на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельный участок относится к зоне ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности). Использование данного земельного участка в иных целях Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района от 26.04.2011 N 1 не предусмотрено.
В соответствии с положениями части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование определяется применительно к каждой территориальной зоне и подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1418 в соответствии с решением 12 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.04.2011 N 1 отнесен к зоне перспективной застройки ОД-1 (проектная зона деловой и коммерческой активности).
Согласно пункту 1 статьи 35 Правил землепользования, утвержденных указанным выше решением от 26.04.2011 N 1 зоны ОД-1 предназначены для проживания населения, размещения и использования объектов капитального строительства в целях обслуживания населения, проживающего в жилых зонах, для размещения административных, деловых и коммерческих учреждений.
Правила землепользования с приложением схемы зонирования территорий опубликовано 12.05.2011 в газете Приобская правда специальный выпуск N 50 (593).
В связи с изложенным, у суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в признании недействительным отказа Департамента, изложенного в письме от 15.08.2012 N 9057/3-14/12.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество ссылается на то обстоятельство, что Департаментом не представлены соответствующие данные государственного кадастрового учета, подтверждающие окончание процедуры перевода спорного земельного участка из земель сельхозназначения в иную категорию, в том числе в зону перспективной застройки ОД-1.
Между тем, данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения вопроса о признании недействительным отказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в выборе земельного участка.
Оспаривание процедуры перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию может являться предметом отдельного судебного разбирательства.
Кроме того, в выписке из ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1418 указано о назначении объекта: земли сельскохозяйственного назначения - для строительства торгово-развлекательного комплекса (л.д. 14 т. 1), в отличие, от назначения земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства (л.д. 13 т. 1).
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2012 по делу N А45-24110/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)