Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-23936/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А55-23936/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 12 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Чеховских Е.В., доверенность от 31.01.2012 г. N 514,
от ответчика - Аверина Л.В., доверенность от 21.12.2011 г. N 469,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 г. по делу N А55-23936/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ИНН 6316004884, ОГРН 1026301152558), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Ульяновская, около дома N 77 площадью 27 кв. м, используемого под ТП 2085 по заявлению ЗАО "СГЭС" N 12-1/1896/09, выраженного в письме от 23.05.2012 г. N 12-1/1896/09 и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения заявления N 12-1/1896/09 и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 г. по делу N А55-23936/2012 требования заявителя удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду ЗАО "Самарские городские электрические сети" земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Ульяновская, около дома N 77 площадью 27 кв. м, используемого под ТП 2085 по заявлению ЗАО "СГЭС" N 12-1/1896/09, выраженный в письме от 23.05.2012 года N 12-1/1896/09. На ответчика возложена обязанность по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения заявления ЗАО "СГЭС" N 12-1/1896/09 и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.03.2009 г. ЗАО "Самарские городские электрические сети" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением N 12-1/1896/09 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Ульяновская, около дома N 77, площадью 27 кв. м, используемого под электросетевой комплекс ЗАО "СГЭС" (под. ТП-2085).
Заявление обосновано положениями статьи 36 ЗК РФ, так как заявитель является собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права собственности от 04.04.2006 г., а также техническим паспортом сложного объекта, в состав которого входит и указанная ТП-2085.
По результатам рассмотрения указанного заявления 23.05.2012 г. Министерство подготовило уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, так как ЗАО "СГЭС" не представило в Министерство кадастровый паспорт.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок не обращается в Департамент за утверждением схемы, а направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.5 и 2.6 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Буквальное толкование вышеприведенных норм свидетельствует, что статьей 36 Земельного Кодекса РФ, а также нормами Постановления Правительства Самарской области N 74 не предусмотрен срок, в течение которого заявитель обязан предоставить кадастровый паспорт земельного участка в адрес уполномоченного исполнительного органа (в данном случае - Министерство имущественных отношений Самарской области), в связи с чем, суд отклоняет доводы Министерства, изложенные в отзыве о том, что заявитель более года не представлял паспорт.
Кроме того, согласно пункту 2.3. Порядка несоблюдение установленных к представленным в Министерство документам требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами, а не основанием отказа в предоставлении земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Выявленные препятствия должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Министерство не получило от вышеуказанных органов информацию, свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что распоряжением департамента от 25.05.2011 N 403 была утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 29.06.2011 г. N 12-1/1896/09 Министерство предложило ЗАО "СГЭС" предоставить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, после предоставления которого должен был быть решен вопрос о предоставлении данного земельного участка.
Как усматривается из представленных заявителем документов, Общество обращалось за постановкой испрашиваемого участка на кадастровый учет, однако решением от 10.01.2012 года в осуществлении кадастрового учета было отказано (решение N 63-00-119/12-278), в том числе по причине выявления пересечения границ с другим участком.
Вместе с тем, 23 мая 2012 г. Министерство уведомило ЗАО "СГЭС" об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что Общество не злоупотребляло собственным правом, обратилось за постановкой на кадастровый учет земельного участка, вместе с тем, выявлены причины, требующие устранения в настоящее время.
Так, одна из границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка, что является причиной, препятствующей проведению государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с ФЗ РФ N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Данное обстоятельство утверждении схемы выявлено не было.
В настоящее время ЗАО "СГЭС" занимается устранением причины, препятствующей постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет.
Довод заявителя о том, что законом не предусмотрен срок для предоставления заявителем кадастрового паспорта является обоснованным.
Вместе с тем, непредставление паспорта в уполномоченный орган по объективным причинам не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 ЗК РФ и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка, в том числе на приобретение его по льготной цене, в соответствии с ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку с 01.07.2012 г. истек срок продажи государственных или муниципальных земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких участках, по льготной цене.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 г. по делу N А55-23936/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)