Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2008 ПО ДЕЛУ N А62-3384/07

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2008 г. по делу N А62-3384/07


Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Гражданстрой"
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 23 ноября 2007 г. по делу N А62-3384/07 (судья Пузаненков Ю.А.)
по заявлению ООО "Гражданстрой"
к Администрации г. Смоленска
об оспаривании постановления от 30.03.2007 г. N 1362-адм
при участии:
от заявителя: Лысенко Т.В. по доверенности, Пахоменкова Л.А. по доверенности,
от ответчика: Семенова Т.А. по доверенности, Беспаленков С.А. по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гражданстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации г. Смоленска (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 30.03.2007 N 1362-адм и обязании Администрации обеспечить процедуру выбора земельного участка - утвердить проект границ земельного участка площадью 13378 кв. м для последующего принятия решения о предварительном размещении гостиничных домиков и зданий общественного назначения в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2007 года требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Общество возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Общество обратилось в Администрацию с заявлениями N 78 от 21.07.2006 и N 101 от 04.08.2006 о предварительном согласовании места размещения гостиничных домиков и зданий общественного назначения в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске.
На указанные земельные участки составлен акт выбора земельного участка от 15.08.2006, а также проекты границ земельных участков, согласованные с Управлением Роснедвижимости по Смоленской области и главным архитектором г. Смоленска.
30.03.2007 Администрацией принято постановление N 1362-адм, которым Обществу отказано в согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке в связи с отсутствием технико-экономического обоснования проекта строительства для установления зоны 50 метров от существующей АЗС согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (п. 5).
Согласно ст. 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 6.3.4. - 6.3.6 Положения о регулировании земельных отношений, утвержденного Решением Смоленского городского Совета от 29.03.2002 N 290 (далее - Положение), а также в пунктах 2 - 4 Регламента рассмотрения заявлений о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов, являющегося приложением к постановлению главы администрации города Смоленска от 16.06.2003 N 1043 "О комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов в городе Смоленске", действовавшим до 17.10.2006 (далее - Регламент).
Пунктом 6.3.4. Положения установлен десятидневный срок рассмотрения заявления и выбора земельного участка администрацией города Смоленска.
Из анализа п. 6 ст. 31 ЗК РФ, пункта 6.3.6. Положения, п. 2.7.2 постановления главы администрации города Смоленска от 16.06.2003 N 1043 "О комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов в городе Смоленске" следует, что постановление о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его размещении, завершающее процедуру выбора земельного участка, принимается по результатам ее надлежащего проведения, на основе полученной градостроительной, землеустроительной, экологической и иной информации, наличия (отсутствия) вариантов размещения объекта, отраженных в акте выбора земельного участка и проекте границ земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.06.2007 по делу А62-527/2007, которое согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, что Администрация после получения заявления Общества фактически бездействовала, с запросами в какие-либо органы для получения информации, необходимой для обеспечения выбора земельного участка, не обращалась. Администрацией нарушен установленный Положением 10-дневный срок рассмотрения заявления и выбора земельного участка.
Как следует из текста оспариваемого постановления, основанием для его принятия послужило отсутствие технико-экономического обоснования проекта строительства для установления зоны 50 метров от существующей АЗС согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Тогда как п. 1 ст. 31 Кодекса не предусмотрено обязательного представления технико-экономического обоснования вместе с заявлением о выборе земельного участка.
Кроме того, в силу п. 2.5 постановления главы администрации города Смоленска от 16.06.2003 N 1043 "О комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов в городе Смоленске" и п. 3.1 Регламента комиссия имела право затребовать технико-экономическое обоснование в процессе рассмотрения заявления и выбора земельного участка, однако своим правом не воспользовалась.
Как правомерно указал в своем решении суд первой инстанции, в соответствии с п. 5 ст. 31 Кодекса вопрос установления в необходимых случаях санитарно-защитной и охранных зон разрешается при составлении акта выбора земельного участка и не связан с наличием или отсутствием технико-экономического обоснования объекта строительства.
Акт выбора земельного участка от 15.08.2006 не содержит записи о невозможности размещения объекта по экологическим, землеустроительным или градостроительным требованиям. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что, несмотря на то, что акт не подписан председателем комиссии, он имеет все необходимые согласования с органами, осуществляющими контроль в сферах земельных (в том числе землеустроительных) и градостроительных отношений
Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2.26 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в границах санитарно-защитной зоны допускается размещать, в том числе объекты торговли и общественного питания, мотели и автозаправочные станции.
Учитывая изложенное, постановление Администрации от 30.03.2007 г. N 1363-адм принято с нарушением статьей 30, 31 Кодекса.
Указанное постановление также нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, поскольку строительство и проектирование зданий является уставной целью его деятельности и издание оспариваемого акта препятствует осуществлению предпринимательской деятельности заявителя.
Таким образом, постановление Администрации от 30.03.2007 г. N 1363-адм противоречит закону и нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация отказала Обществу в согласовании места размещения объекта потому, что назначение объекта не соответствует виду разрешенного использования земельного участка (спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения), судом отклоняется по следующим основаниям.
Во-первых: указанное обстоятельство, как следует из текста оспариваемого постановления, не являлось основанием для его принятия.
Во-вторых: как следует из материалов дела (проекта границ земельного участка на л.д. 27), спорный земельный участок расположен в границах поселения - г. Смоленска. В силу п. 1 ст. 77, ст. 83 Кодекса земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в границах населенных пунктов.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 ноября 2007 г. по делу N А62-3384/07оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)