Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Приморский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Д.М. о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части,
Д.Д.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части утверждения пункта 2770981 Результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края от 30.12.2010 (таблица 32 г. Дальнереченск - г. Лесозаводск). Оспариваемое постановление опубликовано в официальном издании "Приморская газета", спецвыпуск N 111 (502) от 31 декабря 2010 г. В обоснование требований заявитель указал, что постановление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, так как влечет необоснованное завышение земельного налога, определяемого из кадастровой стоимости земельного участка. Постановление в оспариваемой части противоречит положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ; пункту 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39; согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка. Заявитель указал, что с учетом групп видов разрешенного использования, принадлежащий ему земельный участок относится к земельным участкам, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки, стоимость одного квадратного метра земли в кадастровом квартале 25:30:0201001 составляет 123,91 руб., следовательно, кадастровая стоимость его земельного участка составляет 82647,97 руб., а не 2124621,78 руб. как установлено результатами государственной кадастровой оценки. Полагая, что результаты кадастровой оценки принадлежащего ему земельного участка определены с нарушением вышеперечисленных норм федерального законодательства и являются незаконными, заявитель просит признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия пункт 277091 Результатов кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласился и пояснил, что 25 декабря 2009 г. между Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) и ФГУП "ФКЦ "Земля" подписан государственный контракт на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Приморском крае. Администрацией Приморского края 22 апреля 2010 г. принято распоряжение N 224-ра "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году", которым предписано провести в 2010 г. государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Приморского края. В соответствии с положениями Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", Управление Росреестра по Приморскому краю 20 октября 2010 г. направило в адрес Администрации Приморского края предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для рассмотрения и предварительного согласования. Письмом N 15-1140 от 29 декабря 2010 г. Федеральная служба государственной регистрации, геодезии и картографии направила в адрес Управления Росреестра по Приморскому краю отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, акт проверки и сведения об обобщенных результатах государственной кадастровой оценки земель. Письмом N 18-33710-1 от 30 декабря 2010 г. Управление Росреестра по Приморскому краю направило в адрес Администрации Приморского края результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края для утверждения. Таким образом, постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" было принято, а результаты государственной кадастровой оценки земель в Приморском крае утверждены только после проведения Росреестром соответствующей проверки и принятия решения о соответствии результатов оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Кроме того, представитель Администрации края пояснил, что возможен пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, который разрешается органами исполнительной власти по заявлению собственника земли, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю возражала против удовлетворения заявленных требований, согласившись с правовой позицией, изложенной представителями Администрации Приморского края в ходе рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края прошел проверку в Росреестре и после получения положительного экспертного заключения результаты кадастровой оценки были направлены в Администрацию Приморского края на утверждение. Результаты утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края". У органа кадастрового учета прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта на основании постановления органа власти, правовых оснований для внесения в кадастр иных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление Д.Д.М. не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктами 1 и 2 статьи 66 Кодекса (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ) установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 1, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений (пункты 9.5 - 9.8) Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета Методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9 Регламента).
Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов следует, что утверждение результатов кадастровой оценки земель отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что согласно статье 42 Устава Приморского края Администрация Приморского края является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Приморского края, она является компетентным органом, утвердившим оспариваемое заявителем постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
По смыслу приведенных правовых норм, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 декабря 2009 года N 386 "Об организации работ по государственной оценке земель в 2010" Приморский край включен в число субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в 2010 г. в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
Между Росреестром и ФГУП "ФКЦ "Земля" 25 декабря 2009 г. заключен государственный контракт N 169Д на выполнение работ по теме: "Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации", к числу которых отнесен Приморский край (пункт 1 контракта).
Во исполнение приказа Росреестра от 2 декабря 2009 г. N 386 Администрацией Приморского края издано распоряжение от 22 апреля 2010 г. N 224-ра "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году", которым предписано провести в 2010 г. государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Приморского края.
Из отчета N 01-ГКОЗ-НП/25-2010 ФКЗ "Земля", исследованного в судебном заседании следует, что земельный участок заявителя, расположенный в г. Лесозаводске Приморского края, площадью 667 кв. м, с кадастровым номером 25:30:0201001:682 учтен с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной застройки, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 3185,34 руб. за кв. м, кадастровая стоимость земельного участка установлена 2124621,78 руб.
Управление Росреестра по Приморскому краю 20 октября 2010 г. письмом N 18-3061 направило в департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Из переписки усматривается, что Управление Росреестра по Приморскому краю, осуществляя предварительную проверку представленного отчета, не выявило его несоответствия условиям технического задания.
Согласно письму Росреестра от 29 декабря 2010 года N 15-1140, акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в период с 28 декабря 2010 г. по 29 декабря 2010 г. Росреестром проведена проверка отчета от 24 декабря 2010 г. N 01-ГКОЗ-НП/25-2010 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края по состоянию на 1 января 2010 г.. По результатам проверки отчета принято решение о его соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39.
Данный акт проверки был направлен в Управление Росреестра по Приморскому краю. В свою очередь, Управление Росреестра по Приморскому краю письмом от 30 декабря 2010 года N 18-33710-1 направило Губернатору Приморского края результаты кадастровой оценки Росреестра, с приложением копии письма Росреестра, проекта постановления, с пояснительной запиской и СД-диском, содержащим результаты кадастровой оценки земель для утверждения.
Совокупность исследованных в судебном заседании документов свидетельствуют о том, что установленный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края не был нарушен, поэтому орган исполнительной власти Приморского края в лице Администрации Приморского края правомерно утвердил ее результаты, в том числе в отношении земельного участка заявителя.
Из исследованных в судебном заседании СД-дисков с Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края и Результатами ГКОЗ ПК, направленных в Администрацию Приморского края после прохождения процедуры согласования усматривается, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, представленные на утверждение Администрации Приморского края, соответствуют результатам государственной кадастровой оценке земель, согласованных с Роснедвижимостью. Поскольку отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Приморского края признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, то результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Роснедвижимости утверждены Администрацией Приморского края в полном соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Оспаривая нормативный правовой акт в части определения кадастровой стоимости своего земельного участка, заявитель ссылается на то, что при расчете стоимости земельного участка не соблюдены Методические указания, расчет произведен неверно, так как при умножении удельного показателя кадастровой стоимости одного метра земли для земель второй группы, равной 123,91 руб. на площадь земельного участка равную 667 кв. м получается кадастровая стоимость 82647,97 руб., отличная от указанной в оспариваемом нормативном акте (2124621,78 руб.).
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на письмо администрации Лесозаводского городского округа N 07-4363 от 04.10.2012, которая считает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:682 должна составлять 82647,97 руб. Таким образом, обращаясь в суд в порядке, предусмотренном статьей 251 ГПК РФ, заявитель просит об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Однако, исправление кадастровой ошибки, допущенной в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, и воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости, возможно путем нового расчета кадастровой стоимости, произведенной исполнителем по государственной кадастровой оценке земель, исходя из вида разрешенного использования и в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту.
Исправление технических ошибок выходит за рамки осуществляемого судом в порядке Главы 24 ГПК РФ абстрактного нормоконтроля, при котором суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу. Подобных несоответствий при рассмотрении заявления, судом не выявлено.
Вместе с тем, нельзя согласиться с мнением заявителя о том, что установленная кадастровая стоимость является технической ошибкой и при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя следует применять средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 123,91 руб./кв. м, установленный для земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, поскольку согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:682, данный земельный участок имеет иной вид разрешенного использования - "для жилой застройки".
При таких обстоятельствах усматривается несогласие заявителя с определением вида разрешенного использования его земельного участка. В этом случае заявитель вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а в случае отказа в совершении указанных действий вправе обратиться за разрешением спора в судебном порядке.
Ссылка представителя заявителя в судебном заседании на то, что ранее удельный показатель данного земельного участка составлял 84,51 руб./кв. м и соответствовал значению кадастровой стоимости земельных участков под индивидуальными жилыми домами не имеет правового значения, поскольку при определении кадастровой стоимости земельного участка в установленном законом порядке учитываются только те сведения, которые содержатся в правоустанавливающих документах на этот земельный участок, при этом кадастровая оценка земельного участка не зависит от показателей стоимости, установленных ранее действовавшими нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела установлено, что постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" не противоречит федеральному законодательству, принято уполномоченным органом - Администрацией Приморского края, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликовано, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 252, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Д.Д.М. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части утверждения пункта 277091 Результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.12.2012 N 3-138/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 3-138/12
(извлечение)
Приморский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Д.М. о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части,
установил:
Д.Д.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части утверждения пункта 2770981 Результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края от 30.12.2010 (таблица 32 г. Дальнереченск - г. Лесозаводск). Оспариваемое постановление опубликовано в официальном издании "Приморская газета", спецвыпуск N 111 (502) от 31 декабря 2010 г. В обоснование требований заявитель указал, что постановление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, так как влечет необоснованное завышение земельного налога, определяемого из кадастровой стоимости земельного участка. Постановление в оспариваемой части противоречит положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ; пункту 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39; согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка. Заявитель указал, что с учетом групп видов разрешенного использования, принадлежащий ему земельный участок относится к земельным участкам, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки, стоимость одного квадратного метра земли в кадастровом квартале 25:30:0201001 составляет 123,91 руб., следовательно, кадастровая стоимость его земельного участка составляет 82647,97 руб., а не 2124621,78 руб. как установлено результатами государственной кадастровой оценки. Полагая, что результаты кадастровой оценки принадлежащего ему земельного участка определены с нарушением вышеперечисленных норм федерального законодательства и являются незаконными, заявитель просит признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия пункт 277091 Результатов кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласился и пояснил, что 25 декабря 2009 г. между Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) и ФГУП "ФКЦ "Земля" подписан государственный контракт на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Приморском крае. Администрацией Приморского края 22 апреля 2010 г. принято распоряжение N 224-ра "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году", которым предписано провести в 2010 г. государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Приморского края. В соответствии с положениями Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", Управление Росреестра по Приморскому краю 20 октября 2010 г. направило в адрес Администрации Приморского края предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для рассмотрения и предварительного согласования. Письмом N 15-1140 от 29 декабря 2010 г. Федеральная служба государственной регистрации, геодезии и картографии направила в адрес Управления Росреестра по Приморскому краю отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, акт проверки и сведения об обобщенных результатах государственной кадастровой оценки земель. Письмом N 18-33710-1 от 30 декабря 2010 г. Управление Росреестра по Приморскому краю направило в адрес Администрации Приморского края результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края для утверждения. Таким образом, постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" было принято, а результаты государственной кадастровой оценки земель в Приморском крае утверждены только после проведения Росреестром соответствующей проверки и принятия решения о соответствии результатов оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Кроме того, представитель Администрации края пояснил, что возможен пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, который разрешается органами исполнительной власти по заявлению собственника земли, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю возражала против удовлетворения заявленных требований, согласившись с правовой позицией, изложенной представителями Администрации Приморского края в ходе рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края прошел проверку в Росреестре и после получения положительного экспертного заключения результаты кадастровой оценки были направлены в Администрацию Приморского края на утверждение. Результаты утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края". У органа кадастрового учета прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта на основании постановления органа власти, правовых оснований для внесения в кадастр иных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление Д.Д.М. не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктами 1 и 2 статьи 66 Кодекса (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ) установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 1, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений (пункты 9.5 - 9.8) Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета Методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9 Регламента).
Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов следует, что утверждение результатов кадастровой оценки земель отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что согласно статье 42 Устава Приморского края Администрация Приморского края является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Приморского края, она является компетентным органом, утвердившим оспариваемое заявителем постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
По смыслу приведенных правовых норм, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 декабря 2009 года N 386 "Об организации работ по государственной оценке земель в 2010" Приморский край включен в число субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в 2010 г. в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
Между Росреестром и ФГУП "ФКЦ "Земля" 25 декабря 2009 г. заключен государственный контракт N 169Д на выполнение работ по теме: "Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации", к числу которых отнесен Приморский край (пункт 1 контракта).
Во исполнение приказа Росреестра от 2 декабря 2009 г. N 386 Администрацией Приморского края издано распоряжение от 22 апреля 2010 г. N 224-ра "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году", которым предписано провести в 2010 г. государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Приморского края.
Из отчета N 01-ГКОЗ-НП/25-2010 ФКЗ "Земля", исследованного в судебном заседании следует, что земельный участок заявителя, расположенный в г. Лесозаводске Приморского края, площадью 667 кв. м, с кадастровым номером 25:30:0201001:682 учтен с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной застройки, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 3185,34 руб. за кв. м, кадастровая стоимость земельного участка установлена 2124621,78 руб.
Управление Росреестра по Приморскому краю 20 октября 2010 г. письмом N 18-3061 направило в департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Из переписки усматривается, что Управление Росреестра по Приморскому краю, осуществляя предварительную проверку представленного отчета, не выявило его несоответствия условиям технического задания.
Согласно письму Росреестра от 29 декабря 2010 года N 15-1140, акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в период с 28 декабря 2010 г. по 29 декабря 2010 г. Росреестром проведена проверка отчета от 24 декабря 2010 г. N 01-ГКОЗ-НП/25-2010 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края по состоянию на 1 января 2010 г.. По результатам проверки отчета принято решение о его соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39.
Данный акт проверки был направлен в Управление Росреестра по Приморскому краю. В свою очередь, Управление Росреестра по Приморскому краю письмом от 30 декабря 2010 года N 18-33710-1 направило Губернатору Приморского края результаты кадастровой оценки Росреестра, с приложением копии письма Росреестра, проекта постановления, с пояснительной запиской и СД-диском, содержащим результаты кадастровой оценки земель для утверждения.
Совокупность исследованных в судебном заседании документов свидетельствуют о том, что установленный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края не был нарушен, поэтому орган исполнительной власти Приморского края в лице Администрации Приморского края правомерно утвердил ее результаты, в том числе в отношении земельного участка заявителя.
Из исследованных в судебном заседании СД-дисков с Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края и Результатами ГКОЗ ПК, направленных в Администрацию Приморского края после прохождения процедуры согласования усматривается, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, представленные на утверждение Администрации Приморского края, соответствуют результатам государственной кадастровой оценке земель, согласованных с Роснедвижимостью. Поскольку отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Приморского края признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, то результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Роснедвижимости утверждены Администрацией Приморского края в полном соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Оспаривая нормативный правовой акт в части определения кадастровой стоимости своего земельного участка, заявитель ссылается на то, что при расчете стоимости земельного участка не соблюдены Методические указания, расчет произведен неверно, так как при умножении удельного показателя кадастровой стоимости одного метра земли для земель второй группы, равной 123,91 руб. на площадь земельного участка равную 667 кв. м получается кадастровая стоимость 82647,97 руб., отличная от указанной в оспариваемом нормативном акте (2124621,78 руб.).
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на письмо администрации Лесозаводского городского округа N 07-4363 от 04.10.2012, которая считает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:682 должна составлять 82647,97 руб. Таким образом, обращаясь в суд в порядке, предусмотренном статьей 251 ГПК РФ, заявитель просит об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Однако, исправление кадастровой ошибки, допущенной в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, и воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости, возможно путем нового расчета кадастровой стоимости, произведенной исполнителем по государственной кадастровой оценке земель, исходя из вида разрешенного использования и в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту.
Исправление технических ошибок выходит за рамки осуществляемого судом в порядке Главы 24 ГПК РФ абстрактного нормоконтроля, при котором суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу. Подобных несоответствий при рассмотрении заявления, судом не выявлено.
Вместе с тем, нельзя согласиться с мнением заявителя о том, что установленная кадастровая стоимость является технической ошибкой и при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя следует применять средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 123,91 руб./кв. м, установленный для земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, поскольку согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 25:30:020101:682, данный земельный участок имеет иной вид разрешенного использования - "для жилой застройки".
При таких обстоятельствах усматривается несогласие заявителя с определением вида разрешенного использования его земельного участка. В этом случае заявитель вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а в случае отказа в совершении указанных действий вправе обратиться за разрешением спора в судебном порядке.
Ссылка представителя заявителя в судебном заседании на то, что ранее удельный показатель данного земельного участка составлял 84,51 руб./кв. м и соответствовал значению кадастровой стоимости земельных участков под индивидуальными жилыми домами не имеет правового значения, поскольку при определении кадастровой стоимости земельного участка в установленном законом порядке учитываются только те сведения, которые содержатся в правоустанавливающих документах на этот земельный участок, при этом кадастровая оценка земельного участка не зависит от показателей стоимости, установленных ранее действовавшими нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела установлено, что постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" не противоречит федеральному законодательству, принято уполномоченным органом - Администрацией Приморского края, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликовано, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 252, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Д.Д.М. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части утверждения пункта 277091 Результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)