Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-8047/2013
на решение от 14.06.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-14331/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Южное" (ИНН 2540187558, ОГРН 1122540011549, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.12.2012)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании отказа N 20/03/02-14/4645 от 15.03.2013
при участии в заседании:
- от департамента: представитель Крахмалова Е.С. (удостоверение N 3172, доверенность от 09.01.2013 N 20/05/04-09/7);
- от ДНТ "Южное": представитель Кравченко Д.В. (паспорт, доверенность от 06.05.2013);
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Южное" (далее по тексту - "заявитель", "товарищество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент"), оформленного письмом от 15.03.2013 N 20/03/02-14/4645, в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадью 1500 кв. м каждый с кадастровыми номерами 25:28:050060:143, 25:28:050060:144, 25:28:050060:145, 25:28:050060:146, 25:28:050060:147, 25:28:050060:148, 25:28:050060:149, 25:28:050060:150, 25:28:050060:151, 25:28:050060:152, 25:28:050060:153, 25:28:050060:154, 25:28:050060:155, 25:28:050060:156, 25:28:000000:657, 25:28:000000:658, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства и об обязании департамента принять распоряжение о предоставлении товариществу указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2013 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 14.06.2013, департамент указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что спорные земельные участки были сформированы с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с соответствующим заявлением в департамент товарищество не обращалось, схема расположения земельных участков для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастровых паспортов не утверждалась. Нарушение процедуры формирования земельных участков, по мнению департамента, влечет безусловный отказ в их предоставлении заявителю.
Товарищество в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражало. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
В феврале 2013 года товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет 16 земельных участков площадью 1500 кв. м каждый с кадастровыми номерами 25:28:050060:143, 25:28:050060:144, 25:28:050060:145, 25:28:050060:146, 25:28:050060:147, 25:28:050060:148, 25:28:050060:149, 25:28:050060:150, 25:28:050060:151, 25:28:050060:152, 25:28:050060:153, 25:28:050060:154, 25:28:050060:155, 25:28:050060:156, 25:28:000000:657, 25:28:000000:658 для ведения дачного хозяйства в районе ул. Апухтина, 10 в г. Владивостоке.
К данному заявлению были приложены регистрационные документы товарищества, а также оригиналы кадастровых паспортов на испрашиваемые земельные участки.
Письмом от 15.03.2013 N 20/03/02-14/4645 департамент отказал в предоставлении земельных участков, указав на несоблюдение товариществом процедуры предоставления земельных участков.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе департамента, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - "Федеральный закон N 66-ФЗ"), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений предусмотрен статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ.
Согласно пункту 1 данной статьи орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Как следует из материалов дела, дачное некоммерческое товарищество "Южное" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2012.
После регистрации, в феврале 2013 года товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков в районе ул. Апухтина, 10 в г. Владивостоке площадью 1500 кв. м каждый с кадастровыми номерами 25:28:050060:143, 25:28:050060:144, 25:28:050060:145, 25:28:050060:146, 25:28:050060:147, 25:28:050060:148, 25:28:050060:149, 25:28:050060:150, 25:28:050060:151, 25:28:050060:152, 25:28:050060:153, 25:28:050060:154, 25:28:050060:155, 25:28:050060:156, 25:28:000000:657, 25:28:000000:658, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства.
Отказывая заявителю в предоставлении земельных участков, департамент указал на то, что спорные земельные участки были сформированы с нарушением установленного порядка, поскольку с соответствующим заявлением в департамент товарищество не обращалось, схема расположения земельных участков для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастровых паспортов не утверждалась.
Между тем указанные департаментом обстоятельства не свидетельствуют о невозможности предоставления спорных земельных участков заявителю.
Нормы Федерального закона N 66-ФЗ, равно как и положения статьи 34 Земельного кодекса, в части формирования земельных участков касаются только тех из них, площадь, границы и местоположение которых ранее определены не были, и не предусматривают запрета на предоставление земельных участков, сформированных по инициативе иных лиц.
Материалами дела подтверждается, что в порядке, предусмотренном статьями 13 - 14 Федерального закона N 66-ФЗ, за формированием и последующим предоставлением земельных участков товарищество не обращалось. Испрашиваемые товариществом земельные участки были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в октябре 2011 года, то есть до создания товарищества.
Вместе с тем формирование спорных земельных участков произведено с учетом требований Федерального закона N 66- ФЗ.
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 4599 от 24.05.2013 земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). Площадь земельных участков составляет 1500 кв. м, что не превышает нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, предусмотренных Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ "О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае". Разрешенное использование земельных участков: для ведения дачного хозяйства полностью соответствует целям, указанным товариществом в заявлении об их предоставлении. Количество испрашиваемых земельных участков соответствует числу членов товарищества, утвержденных протоколом N 2 от 14.01.2013, что свидетельствует о соответствии потребности товарищества в земельных участках испрашиваемому количеству.
Коллегия также отмечает, что заключение органа местного самоуправления о невозможности предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, в том числе в связи с наличием ограничений, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 66-ФЗ, в материалах дела отсутствует.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции права или притязания третьих лиц на земельные участки выявлены не были. Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Приморскому краю от 22.04.2013 N 00/040/2013-43 - N 00/040/2013-58 сведения о государственной регистрации прав на спорные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что обращение товарищества за предоставлением земельных участков, ранее сформированных по инициативе иных лиц, не является безусловным основанием для отказа в предоставлении таких участков.
Оспариваемый отказ нарушает право товарищества на получение спорных земельных участков в целях их последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказ департамента от 15.03.2013 N 20/03/02-14/4645 является незаконным, иные основания для отказа в предоставлении земельных участков заявителю департаментом не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, учитывая, что разрешенное использование земельных участков соответствует цели, указанной товариществом, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал департамент принять распоряжение о предоставлении спорных земельных участков товариществу.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2013 по делу N А51-14331/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 N 05АП-8047/2013 ПО ДЕЛУ N А51-14331/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N 05АП-8047/2013
Дело N А51-14331/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-8047/2013
на решение от 14.06.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-14331/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Южное" (ИНН 2540187558, ОГРН 1122540011549, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.12.2012)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании отказа N 20/03/02-14/4645 от 15.03.2013
при участии в заседании:
- от департамента: представитель Крахмалова Е.С. (удостоверение N 3172, доверенность от 09.01.2013 N 20/05/04-09/7);
- от ДНТ "Южное": представитель Кравченко Д.В. (паспорт, доверенность от 06.05.2013);
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Южное" (далее по тексту - "заявитель", "товарищество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент"), оформленного письмом от 15.03.2013 N 20/03/02-14/4645, в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадью 1500 кв. м каждый с кадастровыми номерами 25:28:050060:143, 25:28:050060:144, 25:28:050060:145, 25:28:050060:146, 25:28:050060:147, 25:28:050060:148, 25:28:050060:149, 25:28:050060:150, 25:28:050060:151, 25:28:050060:152, 25:28:050060:153, 25:28:050060:154, 25:28:050060:155, 25:28:050060:156, 25:28:000000:657, 25:28:000000:658, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства и об обязании департамента принять распоряжение о предоставлении товариществу указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2013 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 14.06.2013, департамент указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что спорные земельные участки были сформированы с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с соответствующим заявлением в департамент товарищество не обращалось, схема расположения земельных участков для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастровых паспортов не утверждалась. Нарушение процедуры формирования земельных участков, по мнению департамента, влечет безусловный отказ в их предоставлении заявителю.
Товарищество в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражало. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
В феврале 2013 года товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет 16 земельных участков площадью 1500 кв. м каждый с кадастровыми номерами 25:28:050060:143, 25:28:050060:144, 25:28:050060:145, 25:28:050060:146, 25:28:050060:147, 25:28:050060:148, 25:28:050060:149, 25:28:050060:150, 25:28:050060:151, 25:28:050060:152, 25:28:050060:153, 25:28:050060:154, 25:28:050060:155, 25:28:050060:156, 25:28:000000:657, 25:28:000000:658 для ведения дачного хозяйства в районе ул. Апухтина, 10 в г. Владивостоке.
К данному заявлению были приложены регистрационные документы товарищества, а также оригиналы кадастровых паспортов на испрашиваемые земельные участки.
Письмом от 15.03.2013 N 20/03/02-14/4645 департамент отказал в предоставлении земельных участков, указав на несоблюдение товариществом процедуры предоставления земельных участков.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе департамента, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - "Федеральный закон N 66-ФЗ"), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений предусмотрен статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ.
Согласно пункту 1 данной статьи орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Как следует из материалов дела, дачное некоммерческое товарищество "Южное" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2012.
После регистрации, в феврале 2013 года товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков в районе ул. Апухтина, 10 в г. Владивостоке площадью 1500 кв. м каждый с кадастровыми номерами 25:28:050060:143, 25:28:050060:144, 25:28:050060:145, 25:28:050060:146, 25:28:050060:147, 25:28:050060:148, 25:28:050060:149, 25:28:050060:150, 25:28:050060:151, 25:28:050060:152, 25:28:050060:153, 25:28:050060:154, 25:28:050060:155, 25:28:050060:156, 25:28:000000:657, 25:28:000000:658, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства.
Отказывая заявителю в предоставлении земельных участков, департамент указал на то, что спорные земельные участки были сформированы с нарушением установленного порядка, поскольку с соответствующим заявлением в департамент товарищество не обращалось, схема расположения земельных участков для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастровых паспортов не утверждалась.
Между тем указанные департаментом обстоятельства не свидетельствуют о невозможности предоставления спорных земельных участков заявителю.
Нормы Федерального закона N 66-ФЗ, равно как и положения статьи 34 Земельного кодекса, в части формирования земельных участков касаются только тех из них, площадь, границы и местоположение которых ранее определены не были, и не предусматривают запрета на предоставление земельных участков, сформированных по инициативе иных лиц.
Материалами дела подтверждается, что в порядке, предусмотренном статьями 13 - 14 Федерального закона N 66-ФЗ, за формированием и последующим предоставлением земельных участков товарищество не обращалось. Испрашиваемые товариществом земельные участки были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в октябре 2011 года, то есть до создания товарищества.
Вместе с тем формирование спорных земельных участков произведено с учетом требований Федерального закона N 66- ФЗ.
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 4599 от 24.05.2013 земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). Площадь земельных участков составляет 1500 кв. м, что не превышает нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, предусмотренных Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ "О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае". Разрешенное использование земельных участков: для ведения дачного хозяйства полностью соответствует целям, указанным товариществом в заявлении об их предоставлении. Количество испрашиваемых земельных участков соответствует числу членов товарищества, утвержденных протоколом N 2 от 14.01.2013, что свидетельствует о соответствии потребности товарищества в земельных участках испрашиваемому количеству.
Коллегия также отмечает, что заключение органа местного самоуправления о невозможности предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, в том числе в связи с наличием ограничений, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 66-ФЗ, в материалах дела отсутствует.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции права или притязания третьих лиц на земельные участки выявлены не были. Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Приморскому краю от 22.04.2013 N 00/040/2013-43 - N 00/040/2013-58 сведения о государственной регистрации прав на спорные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что обращение товарищества за предоставлением земельных участков, ранее сформированных по инициативе иных лиц, не является безусловным основанием для отказа в предоставлении таких участков.
Оспариваемый отказ нарушает право товарищества на получение спорных земельных участков в целях их последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказ департамента от 15.03.2013 N 20/03/02-14/4645 является незаконным, иные основания для отказа в предоставлении земельных участков заявителю департаментом не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, учитывая, что разрешенное использование земельных участков соответствует цели, указанной товариществом, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал департамент принять распоряжение о предоставлении спорных земельных участков товариществу.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2013 по делу N А51-14331/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)