Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2008 N 15АП-4104/2008 ПО ДЕЛУ N А32-24975/2007-45/142

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2008 г. N 15АП-4104/2008

Дело N А32-24975/2007-45/142

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: менеджер управления судебной практики Позднова Мария Михайловна по доверенности СБ-151Д от 15.04.2008 г.,
от заинтересованного лица: не явилось, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.04.2008 г. по делу N А32-24975/2007-45/142
по заявлению открытого акционерного общества НК "Роснефть"
к заинтересованному лицу Администрации г. Сочи
о признании незаконным бездействия администрации,
принятое в составе судьи Федькина Л.О.,

установил:

открытое акционерное общество НК "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в необеспечении изготовления и неутверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу Краснодарский край, Лазаревский район, ул. Победы, 2Б, и обязании администрации обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований).
Решением суда от 30.04.2008 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Судебный акт мотивирован тем, что бездействие администрации нарушает требования, предусмотренные п. 1.4 - 1.6 Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории г. Сочи от 18.04.2002 г. N 61 и ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на момент обращения заявителя в администрацию г. Сочи документ, удостоверяющий право собственности ОАО НК "Роснефть" на АЗС N 62, не представлен, в связи с чем правовые основания для обеспечения изготовления кадастровой карты и утверждения проекта границ участка у администрации отсутствовали, доказательств нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов общества не имеется.
ОАО НК "Роснефть" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что общество хотело получить в аренду земельный участок под автозаправочную станцию, но ему отказали, сославшись на то, что нет проекта границ. Общество в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса представило все необходимые документы, в том числе дежурный кадастровый план и на основании дежурного кадастрового плана просило изготовить кадастровый план земельного участка, представляло дополнительные документы по требованию администрации г. Сочи, но администрация не изготовила кадастровый план земельного участка. С 1995 г. участок находился в аренде у правопредшественника общества НК "Роснефть" - ОАО "Роснефть-Туапсенефтепродукт". Срок требования ОАО НК "Роснефть" основывает на п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, постановлении главы г. Сочи N 42 от 20.03.2002 г. "О порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки в г. Сочи".
Представитель администрации г. Сочи, надлежаще извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.07.2007 г. ОАО "НК "Роснефть" обратилось к главе администрации г. Сочи с письмом N АС-3738, в котором просило предоставить обществу в аренду на 49 лет земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Победы, д. 2Б. В связи с отсутствием кадастровой карты (плана) указанного земельного участка, общество просило обеспечить его изготовление и утвердить проект его границ на основании дежурной кадастровой карты (плана) с дальнейшим установлением границ земельного участка на местности в порядке, регламентированном ст. 36 ЗК РФ (л.д. 10 т. 1).
Письмом от 13.08.2007 г. N 18/4372 общество повторно просило главу администрации г. Сочи предоставить участок в аренду и обеспечить изготовление кадастровой карты участка и проекта его границ, приложив к письму пакет документов на 163 листах (л.д. 11-12 т. 2).
Ответа на указанные обращения обществом не получено.
Бездействие администрации, выразившееся в неизготовлении кадастровой карты и неутверждении проекта границ земельного участка, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании названного бездействия администрации.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания незаконным ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие его закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Из статей 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие, в том числе, в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений, строений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса).
Материалами дела подтверждается, что спорный участок с 1995 г. находился в аренде у АООТ "Туапсенефтепродукт", преобразовавшегося впоследствии в ОАО "НК "Росфнефть-Туапсенефтепродукт". На указанном участке обществом взведен объект недвижимости - здание АЗС N 62 (л.д. 14-20 т. 1). В дальнейшем ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" прекратило свое существование, присоединившись к открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть", при этом права на недвижимое имущество ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" (в том числе автозаправочную станцию N 62 по ул. Победы, д. 2Б в п. Лазаревское Лазаревского района г. Сочи) переданы по передаточному акту от 02.06.2006 г. правопреемнику общества - ОАО "НК "Роснефть" (л.д. 32-37 т. 2).
В настоящее время право собственности на указанное имущество зарегистрировано за ОАО "НК "Роснефть" (свидетельство о государственной регистрации права от 29.02.2008 г. серии 23 АД N 511109 - л.д. 31 т. 2).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ОАО "НК "Роснефть" правовых оснований для пользования земельным участком по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, ул. Победы, д. 2Б.
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Факт обращения ОАО "НК "Роснефть" в компетентный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, изготовлении кадастровой карты (плана) участка и утверждении проекта его границ подтверждается материалами дела и администрацией г. Сочи не оспаривается.
Вместе с тем администрация г. Сочи в нарушение приведенных выше положений ст. 36 Земельного кодекса РФ не обеспечила в установленный законом срок изготовление кадастровой карты спорного земельного участка и не утвердила проект его границ.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Краснодарского края пришел к правильному выводу о том, что соответствующее бездействие администрации является незаконным и правомерно обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утвердить проект его границ.
Доводы заявителя жалобы о том, что обращаясь в администрацию г. Сочи, ОАО "НК "Роснефть" не приложило документ, подтверждающий право собственности общества на расположенный на спорном участке объект недвижимости, подлежат отклонению как необоснованные.
Из материалов дела следует, что в пакете документов, представленных обществом в администрацию вместе с письмом от 13.08.2007 г., имелась копия распоряжения администрации Лазаревского района г. Сочи от 06.08.1999 г. N 415-р, которым и.о. главы администрации Лазаревского района предписал зарегистрировать за ОАО "Роснефть-Туапсенефтепродукт" право собственности на автозаправочную станцию N 62, расположенную по ул. Победы, д. 2Б в пос. Лазаревское, а также документы, подтверждающие реорганизацию ОАО "Роснефть-Туапсенефтепродукт" в виде присоединения к ОАО "НК "Роснефть" (л.д. 12, 19, 86-120 т. 1).
В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
АЗС N 62 вошла в состав имущества, переданного ОАО "Роснефть-Туапсенефтепродукт" обществу "НК "Роснефть" по передаточному акту от 02.06.2006 г. (л.д. 36-37 т. 2).
При таких обстоятельствах доводы администрации о необходимости представления обществом иных дополнительных доказательств, подтверждающих права на указанное имущество (автозаправочную станцию), являются необоснованными.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных обществом требований. Оснований к отмене решения суда не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и была уплачена администрацией г. Сочи при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 1782 от 22.07.2008 г. - л.д. 123 т. 2).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 30 апреля 2008 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)