Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А14-12457/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. по делу N А14-12457/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 30.01.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж": Бурлакова Е.А., представитель по доверенности от 28.12.2012 N 1;
- от департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Глухова М.Е., по доверенности от 10.09.2012 N 286;
- от индивидуального предпринимателя главы КФХ Ююкина Юрия Алексеевича: Ююкин Ю.А., предъявлен паспорт РФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 по делу N А14-12457/2012 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", п. Элеваторный, Острогожский район, Воронежская область (ОГРН 10536004825390 ИНН 3666128249), к департаменту имущественный и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069), индивидуальному предпринимателю главе КФХ Ююкину Юрию Алексеевичу, г. Воронеж (ОГРНИП 311366834300080, ИНН 366510525919), о признании незаконным протокола в части, недействительным (ничтожным) договора аренды и применении последствий недействительности и обязании совершить действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественный и земельных отношений Воронежской области (далее - ответчик, Департамент), при участии в деле третьего лица ИП главы КФХ Ююкина Ю.А., о признании незаконным протокола в части, недействительным (ничтожным) договора аренды и применении последствий недействительности и обязании совершить действия.
В предварительном судебном заседании 09.08.2012 заявитель ходатайствовал об уточнении требований и просил суд:
- 1. признать незаконным решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га главе КФЗ Ююкину Ю.А., отраженное в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства N 4 от 03.04.2012" Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- 2. признать недействительным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N 477-з от 12.04.2012 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ююкину Юрию Алексеевичу (г. Воронеж, ул. Мусихина, д. 31, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 660 000 кв. м;
- 3. признать недействительным (ничтожным) договор аренды N 2085-12/сх от 16.04.2012, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Ююкиным Ю.А. и применить последствия недействительности сделки;
- 4. обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельного участка с кадастровыми номерами 36:28:8200020:28 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- 5. взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходы по уплате госпошлины.
Уточненные требования заявителя приняты к рассмотрению суда.
Определением суда от 03.09.2012 индивидуальный предприниматель глава КФХ Ююкин Юрий Алексеевич привлечен по настоящему делу в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи со следующим:
- - нормами ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не урегулирована процедура предоставления земельного участка в случае наличия на него притязаний нескольких лиц, в связи с чем, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ст. 38 Земельного кодекса РФ;
- - в порядке п. 1 ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельный участок может быть предоставлен в собственность или аренду лишь при наличии заинтересованности граждан в предоставлении им земельных участков для осуществления деятельности фермерского хозяйства;
- - данные общего характера без указания числа членов фермерского хозяйства, указания на наличие материально - технических и кадровых ресурсов, необходимых для обработки земельного участка, не могут служить обоснованием размера испрашиваемого земельного участка, площадь которого является значительной и составляет 66 га.
В заседании апелляционной инстанции представитель ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" поддержала требования апелляционной жалобы по вышеизложенным основаниям.
Представитель Департамента и ИП Глава КФХ Ююкин Ю.А. против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц и их представителей, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
18.02.2012 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области опубликовал в газете "Молодой коммунар" сообщение о наличии свободных земельных участков, сельскохозяйственного назначения, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га, расположенного по адресу: Воронежская область, Семилукский район, бывший колхоз им. Чапаева (ТОО "Староведугское") находящихся в собственности Воронежской области.
15.03.2012 заявитель обратился с заявкой к руководителю Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области Увайдову М.И. о заключении договоров купли-продажи или аренды на перечисленные земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции.
Решением комиссии, отраженном в протоколе N 4 от 03.04.2012 спорный земельный участок был передан главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ююкину Ю.А. При этом основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что глава КФХ Ююкин Ю.А. первым обратился с заявлением о передаче данных участков.
На основании принятого решения Департаментом 12.04 2012 был издан приказ N 477-з о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га и с кадастровым номером сроком на 11 месяцев главе КФХ Ююкину Ю.А. 16.04.2012 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и главой КФХ Ююкиным Ю.А. был заключен договор аренды N 2085-12/сх на указанный земельный участок и подписан акт приема-передачи.
Не согласившись с решением и приказом Департамента о предоставлении в аренду спорных земельных участков, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Глава КФХ Ююкин Ю.А. имел право на предоставление ему земельного участка в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", без проведения торгов.
Арбитражный суд области указал, что поданное 09.02.2012 Ююкиным Ю.А. в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка по содержанию соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; из выписки из ЕГРИП от 13.12.2011, представленной Ююкиным Ю.А. вместе с заявлением от 09.02.2012, следует, что основным видом деятельности КФХ является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала и инсулина; предварительной, заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых в аренду земельных участков и проведение торгов в данном случае Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусмотрено.
В связи с изложенным, арбитражный суд области пришел к выводу, что какого-либо нарушения статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" при выделении земельных участков в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Департаментом не допущено.
Арбитражный суд области также указал, что в рассматриваемом случае подлежит применению вышеприведенная правовая норма, являющаяся специальной по отношению к положениям ст. 38 Земельного кодекса РФ и ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Необходимость проведения торгов по правилу п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель возникает лишь в случае, когда о предоставлении участка в аренду было подано два и более заявлений глав КФХ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Статьей 38 Земельного кодекса РФ установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм арбитражный суд области сделал правильный и мотивированный вывод о наличии у Главы КФХ Ююкина Ю.А. права приобрести в аренду спорный земельный участок с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га по адресу: Воронежская область, Семилукский район, бывший колхоз им.Чапаева (ТОО "Староведугское"), находящийся в собственности Воронежской области, без проведения торгов.
Арбитражным судом установлено, что заявление о предоставлении земельного участка, поданное 09.02.2012 Ююкиным Ю.А. в уполномоченный орган (л.д. 1 т. 2), содержит цель использования земельного участка - развитие и расширение КФХ; испрашиваемое право - в аренду; срок аренды - долгосрочный; обоснование размеров участка - для соблюдения севооборота при выращивании картофеля и овощей при наличии в собственности КФХ в границах бывшего колхоза им.Чапаева 27 га пашни; местоположение земельного участка - Воронежская обл., Семилукский район, северная часть кадастрового квартала 36:28:8200020, кадастровый номер 36:28:82000020:28.
Как следует из материалов дела и подтверждено представителем в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, Департамент счел заявление Главы КФХ Ююкина Ю.А. надлежащим и принял решение о его удовлетворении, отраженное в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства N 4 от 03.04.2012".
Апелляционный суд отмечает, что оспариваемый Обществом приказ N 477-з от 12.04.2012 (л.д. 38-39 т. 1) о передаче в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га адресован индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Ююкину Ю.А. и не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении Общества.
Действия Департамента, связанные с рассмотрением заявления от 15.03.2012 о заключении договоров купли-продажи или аренды на перечисленные в заявлении земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции Обществом не оспариваются (л.д. 10-17 т. 2). Доводы подателя жалобы в данной части в силу ч. 7 ст. 268 АПК РФ не могут быть приняты к рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Доказательств, подтверждающих доводы о нарушении прав или законных интересов Общества оспариваемым ненормативным правовым актом, подателем жалобы не представлено.
Доводы заявителя жалобы о наличии схожих обстоятельств, установленных по делам N А04-1338/2011 и N А23-247/2012, подлежат отклонению по следующим причинам. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А04-1338/2011 установлено обстоятельство обращения с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду двух глав КФХ, по делу N А23-247/2012 - обстоятельство обращения с заявлением индивидуального предпринимателя, не являющегося главой КФХ. В обоих случаях отсутствовали основания применения ст. 12 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 721 от 27.11.2012.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 по делу N А14-12457/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)