Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-34883/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N А55-34883/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Пахомов А.И., доверенность от 13 февраля 2013 г., Татаренков Р.В., доверенность от 13 февраля 2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2013 г. по делу N А55-34883/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" (ИНН 6319107422, ОГРН 1046300901701), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), в котором просит:
- признать незаконным действие, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность ООО "Торговое обслуживание" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, площадью 62,50 кв. м, кадастровый номер 63:01:0816006:539, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров;
- обязать обеспечить проведение оценки земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, площадью 62,50 кв. м, кадастровый номер 63:01:0816006:539 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, с момента вступления решения Арбитражного суда Самарской области в законную силу;
- в недельный срок, начиная с даты получения отчета о рыночной стоимости земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, площадью 62,50 кв. м кадастровый номер 63:01:0816006:539, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров и направить уведомление о принятом решении ООО "Торговое обслуживание" (ИНН 6319107422).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что право ООО "Торговое оборудование" на преимущественную покупку земельного участка может быть реализовано только в случае продажи земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть когда министерством однозначно выражена воля на его продажу.
Поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность заявителя.
В судебном заседании представители заявителя просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи от 04 сентября 2010 г. заявитель приобрел в собственность павильон, площадью 62,50 кв. м, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0816006:0539, по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34 (л.д. 24).
29 ноября 2011 г. Министерство и заявитель заключили договор аренды земельного участка N 2044а-2011/2015, в соответствии с которым заявителю в аренду был предоставлен земельный участок, общей площадью 62,50 кв. м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:08 16 006:0539, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров (л.д. 29 - 36).
15 августа 2012 г. Общество обратилось в Министерство с заявлением N 23 о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка (л.д. 14).
Министерство письмом от 05 октября 2012 г. N 12-1/2395/12-с отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 9 - 12).
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: Министерство не выразило волю на продажу земельных участков в собственность; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пунктов 1, 2 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Как было указано выше, Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на ст. ст. 57, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на отсутствие у него намерения в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Оценивая названный довод Министерства, суд первой инстанции принял во внимание Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N ВАС-7624/12 по делу N А55-9946/2011, в котором сделан вывод о незаконности отказа Министерства имущественных отношений Самарской области при отсутствии наличия у него воли в предоставлении земельного участка в собственность за плату и об отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 22 или ст. 36 ЗК РФ оснований для предоставления Обществу в собственность участка под временный объект, в связи с тем, что Общество обратилось за выкупом арендуемого участка по основаниям, предусмотренным Порядком, который не признан судом недействующим.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, Министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется в случае, если в соответствии с действующим законодательством ее утверждения не требуется.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок на момент обращения ООО "Торговое обслуживание" в Министерство был поставлен на кадастровый учет.
Таким образом, Министерство в соответствии с абзацем 3 п. 2.11. Порядка должно было обеспечить проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено.
Доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке ст. 36 ЗК РФ также не представлено.
Между тем в нарушение названных положений Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность под временным объектом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2013 г. по делу N А55-34883/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)