Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N А66-7335/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N А66-7335/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 09.01.2013), от открытого акционерного общества "Тверьпродторг" Бутырской П.Б. (доверенность от 01.11.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.03.2013 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-7335/2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Тверьпродторг", место нахождения: 170002, г. Тверь, Александровский пер., д. 1, ОГРН 1026900526025 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- - признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 01.06.2012 N 7060-09, в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 11 667 кв. м с кадастровым номером 69:40:0400095:141, местонахождение которого установлено относительно ориентира, имеющего адрес: г. Тверь, Александровский пер., д. 1, необходимого для эксплуатации нежилых зданий, принадлежащих заявителю на праве собственности;
- - обязать Министерство в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении названного земельного участка в собственность заявителя в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на 01.06.2012, и направить заявителю проект договора купли-продажи этого участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, и Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 125167, Москва, Ленинградский пр., д. 41, ОГРН 1037715046467.
Суд первой инстанции решением от 13.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2013, признал оспариваемый отказ незаконным и обязал Министерство принять решение о приватизации названного земельного участка и направить Обществу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 13.03.2013 и постановление от 04.06.2013 и отказать в удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы указывает следующее: поскольку испрашиваемый земельный участок образован в результате раздела двух земельных участков и помимо спорного участка были образованы еще три самостоятельных земельных участка, то оформление прав на испрашиваемый земельный участок возможно одновременно с оформлением прав в отношении всех образованных при разделе земельных участков, однако заявлений о приобретении прав в отношении остальных образованных при разделе земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0400095:142, 69:40:0400095:143 и 69:40:0400095:144 в Министерство не поступало.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Тверь, Александровский пер., д. 1:
- - гаража площадью 182,09 кв. м;
- - производственного здания площадью 89,54 кв. м;
- - складского здания площадью 88,86 кв. м;
- - производственного здания площадью 92,12 кв. м;
- - административно-производственного здания площадью 2635,16 кв. м;
- - гаража площадью 397,6 кв. м.
Данные объекты ранее находились в государственной собственности и были приватизированы Обществом в 1994 году на основании плана приватизации Тверского муниципального оптово-розничного торгового предприятия, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом города Твери от 28.05.1995 N 57.
Названные объекты расположены на земельном участке площадью 12 340,5 кв. м с кадастровым номером 69:40:04:00095:26, право государственной собственности на который не разграничено.
Земельный участок находится у Общества в аренде на основании договора от 01.12.1999 аренды земель промышленного, общественного и иного назначения.
В 2008 году Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) с заявлением о выкупе земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 08.08.2008 N 10793-07 Комитет отказал Обществу в выкупе названного земельного участка, указав, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка необходимо выполнить его межевание с исключением земель общего пользования согласно Генеральному плану города Твери.
В 2009 году Общество провело межевание земельного участка с кадастровым номером 69:40:04:00095:26, результатом которого явилась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная Департаментом управления имуществом города Твери и архитектором Центрального района города Твери.
В документах землеустроительной организации по межеванию названного участка указано следующее: из земельного участка площадью 12 340 кв. м с кадастровым номером 69:40:04:00095:26, находящегося в аренде у Общества, сформирован земельный участок площадью 11 667 кв. м под производственную базу Общества; в соответствии с красными линиями также сформированы земли общего пользования площадью 604 кв. м и свободные земли городской застройки площадью 198 кв. м; в ходе землеустроительных работ была изменена внешняя граница земельного участка с кадастровым номером 69:40:04:00095:26 в соответствии со сложившееся застройкой; граница установлена по гаражу, принадлежащему на праве собственности Обществу; согласование измененной границы проводилось через публикацию в газете "Тверская жизнь" (выпуск от 10.07.2009 N 127), поскольку в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствует информация о почтовом адресе правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером 69:40:04:00095:13, с которым необходимо провести согласование границы.
Глава администрации города Твери постановлением от 21.07.2010 N 1660 утвердил схему расположения на кадастровом плане территорий земельных участков из земель населенных пунктов. Из которой следует, что из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:04:00095:26 и 69:40:04:00095:13 образованы 4 земельных участка: спорный земельный участок площадью 11 667 кв. м с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:141 под производственную базу, принадлежащую Обществу; земельный участок площадью 604 кв. м с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:142 под земли общего пользования; земельный участок площадью 198 кв. м с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:143 под свободные земли городской застройки; земельный участок площадью 15 028 кв. м с последующим присвоением кадастрового номера 69:40:0400095:144 под территорию войсковой части.
Согласно кадастровому паспорту от 06.09.2010 N 02-69/10-2132159 земельный участок площадью 11 667 кв. м поставлен на кадастровый учет 02.09.2010, ему присвоен кадастровый номер 69:40:0400095:141.
Общество 14.02.2012 обратилось в Министерство, осуществляющее полномочия по распоряжению в г. Твери земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлением N 06/5, в котором попросило принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400095:141, занятого принадлежащими заявителю нежилыми зданиями и необходимым для их использования, приложив необходимые документы, в том числе свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости и кадастровый паспорт испрашиваемого участка.
В письме от 01.06.2012 N 7060-09 Министерство отказало Обществу в выкупе данного земельного участка, указав, что одновременно с испрашиваемым земельным участком образованы еще три земельных участка с кадастровыми номерами 69:40:0400095:142, 69:40:0400095:143 и 69:40:0400095:144, поэтому в соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) необходимо одновременное оформление прав в отношении всех земельных участков.
Общество, считая, что отказ Министерства не соответствует статьям 11.2, 11.3, 11.7, 29, 35 и 36 ЗК РФ, а также нарушает его исключительное право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Министерства не было законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества.
Суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Министерство, не имея претензий относительно полноты представленных Обществом документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в определенный названной нормой срок не приняло решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Суды обеих инстанций указали, что Министерство необоснованно сослалось на Закон N 122-ФЗ, поскольку он регулируют отношения, возникающие при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не отношения, возникающие при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц.
Суды установили, что спорный земельный участок образован в результате перераспределения двух земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Схема расположения на кадастровом плане территорий земельных участков, образованных в результате перераспределения, утверждена постановлением главы администрации города Твери. Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ в случае образования по правилам статьи 11.7 того же Кодекса земельных участков в результате перераспределения земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не требуется решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 того же Кодекса.
Как видно из материалов дела, испрашиваемый Обществом земельный участок, сформирован с учетом площади, занятой только объектами недвижимости Общества и необходимой для эксплуатации этих объектов. Возражений относительно площади участка и доказательств того, что участок ограничен в обороте и не подлежит приватизации, Министерство не представило.
Тот факт, что в отношении трех других земельных участков, не представлено заявлений об оформлении на них прав, не может служить основанием для ограничения исключительного права Общества на выкуп испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ. Следует отметить, что один из участков - это земли общего пользования, второй - земли, свободные от застройки, правообладатель или законный пользователь третьего земельного участка не установлен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 13.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А66-7335/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)