Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" (416203, Астраханская область, Енотаевский район, с.Ленино, ул. Советская, д. 13, 1, ОГРН 1023001739936, ИНН 3003002107)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2013 года по делу N А06-8164/2012 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" (416203, Астраханская область, Енотаевский район, с.Ленино, ул. Советская, д. 13, 1, ОГРН 1023001739936, ИНН 3003002107)
к Управлению земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области (416200, Астраханская область, Енотаевский район, с.Енотаевка, ул. Кирова/ул.Чернышевского/ул.Коминтерна, д. 60/21а/57а, ОГРН 1113024000550, ИНН 3024000911)
третье лицо: сельскохозяйственный производственный кооператив "Табун-Арал" (416203, Астраханская область, Енотаевский район, с.Ленино, ул. Советская, д. 12)
об отмене распоряжения N 866 от 22.10.2012, о признании недействительным аукциона,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" Казакова В.Ю., действующего по доверенности от 06.05.2013,
представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Табун-Арал" Шишкиной Н.М., действующей по доверенности от 11.12.2012,
установил:
администрация Муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" Астраханской области (далее - администрация МО "Табун-Аральский сельсовет", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене распоряжения администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области (далее - администрация МО "Енотаевский район") N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" и признании недействительным проведенного аукциона.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2013 года в удовлетворении заявления администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" отказано.
Администрация МО "Табун-Аральский сельсовет", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что принимая распоряжение N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" администрация муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области фактически лишила заявителя реализовать свое право, предусмотренное частью 2 статьи 1 Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по предоставлению гражданам земельных участков для сельхоз нужд, при этом указывает, что в марте 2011 года на общем собрании граждан (сходе) было принято решение о необходимости отмежевания свободных земельных участков вокруг населенных пунктов МО "Табун-Аральский сельсовет" для общественных нужд под сенокошение, выпас скота, посадку картофеля гражданами с последующей передачей земель в пользование под данные нужды в установленном законом порядке. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае неприменимы положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающие предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Податель жалобы считает, что заявления 219 жителей с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой должны были быть рассмотрены в установленный законом срок.
Управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области, сельскохозяйственный производственный кооператив "Табун-Арал" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили в материалы дела письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" и сельскохозяйственного производственного кооператива "Табун-Арал" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее, дали аналогичные пояснения.
Представитель Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления N 410031 59 92307 4 о вручении почтовой корреспонденции адресату.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 18.05.2013.
От Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области в материалы дела посредством факсимильной связи поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" и сельскохозяйственного производственного кооператива "Табун-Арал", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрация МО "Енотаевский район" опубликовала в средствах массовой информации объявление о намерении предоставить земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории МО "Табун-Аральский сельсовет" в аренду.
27.08.2012 наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявления в администрацию МО "Енотаевский район", с просьбой о предоставлении им в аренду земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения для выпаса скота, сенокошения и посадки. поданы жителями с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой в количестве 219 человек.
07.09.2012 администрацией МО "Енотаевский район" в письме за N 237-об/к-279 разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 24.02.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Положением "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории МО "Енотаевский район", утвержденным Решением Совета МО "Енотаевский район" от 13.02.2009 N 11, передача в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков. При этом, принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), по результатам которых, с победителем будет заключен договор аренды указанных земельных участков. Кроме того, разъяснено, что в соответствии со статьей 4 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" максимальный размер общей площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой земельный участок) - 1, 3 га (13000 кв. м). Земельные участки общей площадью свыше 1,3 га, предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления предпринимательской деятельности.
22.10.2012 Управлением земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области издано распоряжение N 866 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции".
Полагая, что вышеуказанное распоряжение Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области нарушает права и законные интересы граждан, администрация МО "Табун-Аральский сельсовет" обратилась в арбитражный суд указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации МО "Табун-Аральский сельсовет", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.02.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", Положением "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории МО "Енотаевский район", утвержденным Решением Совета МО "Енотаевский район" от 13.02.2009 N 11, седлала вывод о законности оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с вышеуказанными требованиями Решением Совета МО "Енотаевский район" от 13.02.2009 N 11 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования "Енотаевский район" (далее - Положение).
Пунктом 4 вышеназванного Положения установлено, что при подаче двух и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки будут предоставлены в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), по результатам которых, с победителем будет заключен договор аренды указанных земельных участков". Данная процедура установлена действующим законодательством и предусматривает равные условия для всех участников.
Установлено, что администрация МО "Енотаевский район" опубликовала в средствах массовой информации объявление о намерении предоставить в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории МО "Табун-Аральский сельсовет":
- - площадью - 60 га под кадастровым N 30:03:130605:29 Астраханская область, Енотаевский район, 0,9 км юго-восточнее с. Табун-Арал;
- - площадью - 45 га под кадастровым N 30:03:130605:30 Астраханская область, Енотаевский район, 3,8 км севернее с Ленино;
- - площадью - 185 га под кадастровым N 30:03:130605:31 Астраханская область, Енотаевский район, 1 км южнее с. Табун-Арал;
- - площадью - 70 га под кадастровым N 30:03:130501:161 Астраханская область, Енотаевский район, 6,5 км юго-западнее с. Табун-Арал;
- - площадью - 56 га под кадастровым N 30:03:130501:158 Астраханская область, Енотаевский район, 4,7 км северо-западнее с. Ленино;
- - площадью - 87 га под кадастровым N 30:03:130501:159 Астраханская область, Енотаевский район, 4 км северо-западнее с. Ленино;
- - площадью - 125 га под кадастровым N 30:03:130501:160 Астраханская область, Енотаевский район, 2,7 км западнее с. Ленино;
- - площадью - 41 га под кадастровым N 30:03:130302:7 Астраханская область, Енотаевский район, 2,7 км западнее с. Ленино;
- - площадью - 315 га под кадастровым N 30:03:130302:8 Астраханская область, Енотаевский район, 2,7 км северо-западнее с. Ленино;
- - площадью - 121 га под кадастровым N 30:03:130501:163 Астраханская область, Енотаевский район, 1,2 км северо-западнее с. Ленино.
Желание приобрести вышеуказанные земельные участки в аренду изъявили СПК "Табун-Арал" (Джумашева М.У.), МУП "Ленино" (Медведева" B.C.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чаган Ю.И. и еще 219 граждан.
Поскольку заявления о предоставлении земельных участков поступили от более двух потенциальных претендентов, то предоставление земельных участков в данном случае возможно только на торгах (конкурсах, аукционах).
Администрацией МО "Енотаевский район" издано распоряжение N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" и объявлены торги на право аренды земельных участков.
Дата проведения торгов продажи права на заключение договоров аренды на испрашиваемые земельные участки назначена на 03 декабря 2012 года, о чем в средствах массовой информации (газета "Енотаевский Вестник", на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru) размещена соответствующая информация.
В адрес Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры поступило две заявки на участие: от Чагай Ю.И. и СПК "Табун-Арал". Заявок от других лиц, ранее изъявивших желание приобрести спорные земельные участки в аренду, на участие в аукционе не поступало.
По результатам торгов СПК "Табун-Арал" признано победителем и получило право аренды соответствующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в данном случае администрацией МО "Енотаевский район" оспариваемое распоряжение о проведении аукциона в отношении спорных земельных участков издано с учетом общих принципов земельного законодательства и целей деятельности органов местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечении гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении распоряжением администрации МО "Енотаевский район" N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" и проведенным аукционом прав и законных интересов 219 жителей с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены.
Законом Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предусмотрено предоставление земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществление индивидуального предпринимательства, гражданам - только для ведения личного подсобного хозяйства, иных видов предоставления гражданам земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции, в том числе сенокошения и выпаса скота, посадки картофеля законодательством Российской Федерации и Астраханской области не предусмотрено.
В соответствии со статьей 4 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" максимальный размер общей площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой земельный участок) - 1, 3 га (13000 кв. м). Земельные участки общей площадью свыше 1,3 га, предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления предпринимательской деятельности.
Анализом заявлений 219 жителей с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой судом первой инстанции установлено, что указанные лица просили предоставить земельные участки в личное, а не коллективное, арендное пользование и не для цели создания крестьянско-фермерского хозяйства.
Земельные участки, выставленные на аукцион, в десятки раз превышают установленный вышеназванным Законом Астраханской области максимальный размер площади земельного участка предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства (1,3 га).
В связи с чем у администрации МО "Енотаевский район" не имелось правовых оснований для предоставления спорных земельных участков жителям (219 человек) с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой и обоснованно принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принимая распоряжение N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" администрация МО "Енотаевский район" фактически лишила заявителя реализовать свое право предусмотренное частью 2 статьи 1 Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по предоставлению гражданам земельных участков для сельхоз нужд, подлежат отклонению, как противоречащие фактически обстоятельствам дела и действующему законодательству, регламентирующему порядок предоставления спорных земельных участков.
Указание на то, что в марте 2011 года на общем собрании граждан (сходе) МО "Табун-Аральский сельсовет" было принято решение о необходимости отмежевания свободных земельных участков вокруг населенных пунктов МО "Табун-Аральский сельсовет" для общественных нужд под сенокошение, выпас скота, посадку картофеля гражданами с последующей передачей земель в пользование под данные нужды, не обуславливает возможность предоставления спорных земельных участков без соблюдения установленного законом порядка.
Таким образом, в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не установлено наличия двух условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления, а именно, его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявляя требование о признании незаконным проведенного администрацией МО "Енотаевский район" аукциона, администрацией МО "Табун-Аральский сельсовет" не приведено оснований данного требования.
Из материалов дела усматривается, что спорный аукцион проведен по 10 лотам, однако податель жалобы не указывает по какому конкретно лоту и какие нарушения норм права допущены, в чем они заключаются. Само по себе несогласие с аукционом не является обстоятельством, влекущим признание его незаконным.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционную жалобу администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2013 года по делу N А06-8164/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А06-8164/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А06-8164/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" (416203, Астраханская область, Енотаевский район, с.Ленино, ул. Советская, д. 13, 1, ОГРН 1023001739936, ИНН 3003002107)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2013 года по делу N А06-8164/2012 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" (416203, Астраханская область, Енотаевский район, с.Ленино, ул. Советская, д. 13, 1, ОГРН 1023001739936, ИНН 3003002107)
к Управлению земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области (416200, Астраханская область, Енотаевский район, с.Енотаевка, ул. Кирова/ул.Чернышевского/ул.Коминтерна, д. 60/21а/57а, ОГРН 1113024000550, ИНН 3024000911)
третье лицо: сельскохозяйственный производственный кооператив "Табун-Арал" (416203, Астраханская область, Енотаевский район, с.Ленино, ул. Советская, д. 12)
об отмене распоряжения N 866 от 22.10.2012, о признании недействительным аукциона,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" Казакова В.Ю., действующего по доверенности от 06.05.2013,
представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Табун-Арал" Шишкиной Н.М., действующей по доверенности от 11.12.2012,
установил:
администрация Муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" Астраханской области (далее - администрация МО "Табун-Аральский сельсовет", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене распоряжения администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области (далее - администрация МО "Енотаевский район") N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" и признании недействительным проведенного аукциона.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2013 года в удовлетворении заявления администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" отказано.
Администрация МО "Табун-Аральский сельсовет", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что принимая распоряжение N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" администрация муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области фактически лишила заявителя реализовать свое право, предусмотренное частью 2 статьи 1 Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по предоставлению гражданам земельных участков для сельхоз нужд, при этом указывает, что в марте 2011 года на общем собрании граждан (сходе) было принято решение о необходимости отмежевания свободных земельных участков вокруг населенных пунктов МО "Табун-Аральский сельсовет" для общественных нужд под сенокошение, выпас скота, посадку картофеля гражданами с последующей передачей земель в пользование под данные нужды в установленном законом порядке. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае неприменимы положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающие предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Податель жалобы считает, что заявления 219 жителей с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой должны были быть рассмотрены в установленный законом срок.
Управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области, сельскохозяйственный производственный кооператив "Табун-Арал" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили в материалы дела письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" и сельскохозяйственного производственного кооператива "Табун-Арал" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее, дали аналогичные пояснения.
Представитель Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления N 410031 59 92307 4 о вручении почтовой корреспонденции адресату.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 18.05.2013.
От Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации муниципального образования "Енотаевский район" Астраханской области в материалы дела посредством факсимильной связи поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" и сельскохозяйственного производственного кооператива "Табун-Арал", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрация МО "Енотаевский район" опубликовала в средствах массовой информации объявление о намерении предоставить земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории МО "Табун-Аральский сельсовет" в аренду.
27.08.2012 наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявления в администрацию МО "Енотаевский район", с просьбой о предоставлении им в аренду земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения для выпаса скота, сенокошения и посадки. поданы жителями с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой в количестве 219 человек.
07.09.2012 администрацией МО "Енотаевский район" в письме за N 237-об/к-279 разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 24.02.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Положением "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории МО "Енотаевский район", утвержденным Решением Совета МО "Енотаевский район" от 13.02.2009 N 11, передача в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков. При этом, принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), по результатам которых, с победителем будет заключен договор аренды указанных земельных участков. Кроме того, разъяснено, что в соответствии со статьей 4 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" максимальный размер общей площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой земельный участок) - 1, 3 га (13000 кв. м). Земельные участки общей площадью свыше 1,3 га, предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления предпринимательской деятельности.
22.10.2012 Управлением земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области издано распоряжение N 866 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции".
Полагая, что вышеуказанное распоряжение Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации МО "Енотаевский район" Астраханской области нарушает права и законные интересы граждан, администрация МО "Табун-Аральский сельсовет" обратилась в арбитражный суд указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации МО "Табун-Аральский сельсовет", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.02.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", Положением "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории МО "Енотаевский район", утвержденным Решением Совета МО "Енотаевский район" от 13.02.2009 N 11, седлала вывод о законности оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с вышеуказанными требованиями Решением Совета МО "Енотаевский район" от 13.02.2009 N 11 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования "Енотаевский район" (далее - Положение).
Пунктом 4 вышеназванного Положения установлено, что при подаче двух и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки будут предоставлены в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), по результатам которых, с победителем будет заключен договор аренды указанных земельных участков". Данная процедура установлена действующим законодательством и предусматривает равные условия для всех участников.
Установлено, что администрация МО "Енотаевский район" опубликовала в средствах массовой информации объявление о намерении предоставить в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории МО "Табун-Аральский сельсовет":
- - площадью - 60 га под кадастровым N 30:03:130605:29 Астраханская область, Енотаевский район, 0,9 км юго-восточнее с. Табун-Арал;
- - площадью - 45 га под кадастровым N 30:03:130605:30 Астраханская область, Енотаевский район, 3,8 км севернее с Ленино;
- - площадью - 185 га под кадастровым N 30:03:130605:31 Астраханская область, Енотаевский район, 1 км южнее с. Табун-Арал;
- - площадью - 70 га под кадастровым N 30:03:130501:161 Астраханская область, Енотаевский район, 6,5 км юго-западнее с. Табун-Арал;
- - площадью - 56 га под кадастровым N 30:03:130501:158 Астраханская область, Енотаевский район, 4,7 км северо-западнее с. Ленино;
- - площадью - 87 га под кадастровым N 30:03:130501:159 Астраханская область, Енотаевский район, 4 км северо-западнее с. Ленино;
- - площадью - 125 га под кадастровым N 30:03:130501:160 Астраханская область, Енотаевский район, 2,7 км западнее с. Ленино;
- - площадью - 41 га под кадастровым N 30:03:130302:7 Астраханская область, Енотаевский район, 2,7 км западнее с. Ленино;
- - площадью - 315 га под кадастровым N 30:03:130302:8 Астраханская область, Енотаевский район, 2,7 км северо-западнее с. Ленино;
- - площадью - 121 га под кадастровым N 30:03:130501:163 Астраханская область, Енотаевский район, 1,2 км северо-западнее с. Ленино.
Желание приобрести вышеуказанные земельные участки в аренду изъявили СПК "Табун-Арал" (Джумашева М.У.), МУП "Ленино" (Медведева" B.C.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чаган Ю.И. и еще 219 граждан.
Поскольку заявления о предоставлении земельных участков поступили от более двух потенциальных претендентов, то предоставление земельных участков в данном случае возможно только на торгах (конкурсах, аукционах).
Администрацией МО "Енотаевский район" издано распоряжение N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" и объявлены торги на право аренды земельных участков.
Дата проведения торгов продажи права на заключение договоров аренды на испрашиваемые земельные участки назначена на 03 декабря 2012 года, о чем в средствах массовой информации (газета "Енотаевский Вестник", на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru) размещена соответствующая информация.
В адрес Управления земельных, имущественных отношений и архитектуры поступило две заявки на участие: от Чагай Ю.И. и СПК "Табун-Арал". Заявок от других лиц, ранее изъявивших желание приобрести спорные земельные участки в аренду, на участие в аукционе не поступало.
По результатам торгов СПК "Табун-Арал" признано победителем и получило право аренды соответствующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в данном случае администрацией МО "Енотаевский район" оспариваемое распоряжение о проведении аукциона в отношении спорных земельных участков издано с учетом общих принципов земельного законодательства и целей деятельности органов местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечении гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении распоряжением администрации МО "Енотаевский район" N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" и проведенным аукционом прав и законных интересов 219 жителей с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены.
Законом Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предусмотрено предоставление земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществление индивидуального предпринимательства, гражданам - только для ведения личного подсобного хозяйства, иных видов предоставления гражданам земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции, в том числе сенокошения и выпаса скота, посадки картофеля законодательством Российской Федерации и Астраханской области не предусмотрено.
В соответствии со статьей 4 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-О "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" максимальный размер общей площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой земельный участок) - 1, 3 га (13000 кв. м). Земельные участки общей площадью свыше 1,3 га, предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления предпринимательской деятельности.
Анализом заявлений 219 жителей с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой судом первой инстанции установлено, что указанные лица просили предоставить земельные участки в личное, а не коллективное, арендное пользование и не для цели создания крестьянско-фермерского хозяйства.
Земельные участки, выставленные на аукцион, в десятки раз превышают установленный вышеназванным Законом Астраханской области максимальный размер площади земельного участка предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства (1,3 га).
В связи с чем у администрации МО "Енотаевский район" не имелось правовых оснований для предоставления спорных земельных участков жителям (219 человек) с. Ленино, с. Табун-Арал и с. Промысловой и обоснованно принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принимая распоряжение N 866 от 22.10.2012 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции" администрация МО "Енотаевский район" фактически лишила заявителя реализовать свое право предусмотренное частью 2 статьи 1 Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по предоставлению гражданам земельных участков для сельхоз нужд, подлежат отклонению, как противоречащие фактически обстоятельствам дела и действующему законодательству, регламентирующему порядок предоставления спорных земельных участков.
Указание на то, что в марте 2011 года на общем собрании граждан (сходе) МО "Табун-Аральский сельсовет" было принято решение о необходимости отмежевания свободных земельных участков вокруг населенных пунктов МО "Табун-Аральский сельсовет" для общественных нужд под сенокошение, выпас скота, посадку картофеля гражданами с последующей передачей земель в пользование под данные нужды, не обуславливает возможность предоставления спорных земельных участков без соблюдения установленного законом порядка.
Таким образом, в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не установлено наличия двух условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления, а именно, его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявляя требование о признании незаконным проведенного администрацией МО "Енотаевский район" аукциона, администрацией МО "Табун-Аральский сельсовет" не приведено оснований данного требования.
Из материалов дела усматривается, что спорный аукцион проведен по 10 лотам, однако податель жалобы не указывает по какому конкретно лоту и какие нарушения норм права допущены, в чем они заключаются. Само по себе несогласие с аукционом не является обстоятельством, влекущим признание его незаконным.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционную жалобу администрации МО "Табун-Аральский сельсовет" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2013 года по делу N А06-8164/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Табун-Аральский сельсовет" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)