Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-1337/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А41-1337/13


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие": Чудновский В.А.., по доверенности от 15.01.2013; от Администрации Можайского муниципального района Московской области: не явился, извещен; от Комитета лесного хозяйства Московской области: Денищич Л.Г., по доверенности от 10.1.2012 N 02/4642,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года по делу N А41-1337/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению Закрытого акционерного общества "Можайское экспериментально-механическое предприятие" (ОГРН 1025003471349; ИНН 5028002511) к Администрации Можайского муниципального района Московской области (ОГРН 1025003472097; ИНН 5028003963), третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; ИНН 5024129468) о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного пользования на земельный участок,

установил:

Закрытое акционерное общество "Можайское экспериментально-механическое предприятие" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского муниципального района Московской области с требованием о признании незаконным отказа Администрации Можайского муниципального района Московской области, выраженного в письме от 26.10.2012 за N 4442/01-24 предоставить в аренду Закрытому акционерному обществу "Можайское экспериментально-механическое предприятие" земельный участок площадью 94540 кв. м с кадастровым номером 50:18:0080205:61, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Большое Тесово; обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области предоставить в аренду Закрытому акционерному обществу "Можайское экспериментально-механическое предприятие" земельный участок площадью 94540 кв. м с кадастровым номером 50:18:0080205:61, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Большое Тесово.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года в удовлетворении требований ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание апелляционного суда своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Можайского муниципального района Московской области своего представителя в судебное заседание не направила, отзыва на апелляционную жалобу не представила.
Комитет лесного хозяйства Московской области направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Можайского района от 11.11.1992 N 2673 постановлено выдать Свидетельство о праве пользования землей предприятиям, организациям и учреждениям г Можайска по списку.
На основании названного Постановления Акционерному Можайскому экспериментально-механическому предприятию выдано Свидетельство на право бессрочного пользование 9,45 га для пионерского лагеря "Радуга".
Земельный участок площадью 94540 +/- 2690 кв. м поставлен на кадастровый учет 29.01.1993 (л.д. 11), ему присвоен кадастровый номер 50:18:0080205:61.
Из кадастрового паспорта от 15.02.2012 следует, что часть земельного участка занята объектами недвижимости.
Как следует из представленных в дело свидетельств о государственной регистрации права от 14.04.2008 ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" принадлежат на праве собственности павильон над артезианской скважиной, спальный корпус N 3, здание станции биологической очистки, водонапорная башня, ограждение, спальный корпус N 1, тепловые сети, административный корпус, здание канализационной насосной станции, спальный корпус N 2, сеть канализации, сеть водопровода, хозяйственный корпус, здание клуба-столовой, здание трансформаторной подстанции N 149 (л.д. 33, 35 - 48).
19.09.2012 ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" обратилось в Администрацию Можайского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 50:18:0080205:61 площадью 94540 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Большое Тесово.
Письмом от 26.10.2012 N 4442/01-24 Администрация Можайского муниципального района Московской области сообщила, что в соответствии с представленным Управлением лесного хозяйства по Московской области и г Москва ФГУ "Мособллес" картографическим материалом земельный участок с кадастровым номером 50:18:0080205:61 частично расположен на землях лесного фонда.
Не согласившись с данным отказом, ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" обратилось в арбитражный суд за защитой своего права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно п. п. 1 ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а именно:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок является изъятым из оборота если он занят: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, если находится: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со статьей 71 лесного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из заключения ФГУП "Центрлеспроект" от 05.04.2013 N 13/510 в результате сопоставления предоставленных материалов на земельный участок с КН 50:18:0080205:61, площадью 94540 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Большое Тесово, с планово-картографическими материалами лесоустройства Бородинского лесничества установлено, что испрашиваемый земельный участок на площади 3,64 га расположен на землях лесного фонда квартала N 27 выдел 21,22,20,4 Бородинского сельского участкового лесничества Бородинского лесничества.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Вместе с тем, как следует из названного заключения ФГУП "Центрлеспроект" от 05.04.2013 земельный участок с КН 50:18:0080205:61 частично расположен на землях лесного фонда.
В своей апелляционной жалобе заявителя указывает, что иных доказательств того, что часть спорного земельного участка расположена на землях лесного фонда в материалах дела не имеется. Однако, заявитель не указывает оснований, по которым суд мог бы исключить указанное заключение из числа доказательств по настоящему делу.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В материалы дела не представлены доказательства того, что спорный земельный участок исключен из границ лесного фонда, доказательств признания права муниципальной собственности на спорный земельный участок, иных доказательств, подтверждающих наличие правомочий у Администрации Можайского муниципального района Московской области по распоряжению спорным земельным участком, также не представлено.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265 лесхозы в порядке подготовки к лесоустройству в том числе были обязаны проверить и согласовать с органами лесоустройства по имеющимся материалам и в натуре границы лесхоза и разрешить все спорные вопросы со смежными землепользователями, заявитель к проведению лесоустроительных работ не привлекался. Данный довод касается спора о границах спорного земельного участка, и связанным с ним вопроса о разграничении права государственной собственности на земельный участок. Вместе с тем, данные вопросы не могут быть разрешены в порядке рассмотрения заявления в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08 мая 2013 года по делу N А41-1337/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Можайское экспериментально-механическое предприятие" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)