Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 года по делу N А12-23615/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт", ОГРН 1023403434702, ИНН 3444076896 (г. Волгоград)
к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540 (г. Волгоград),
Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679 (г. Волгоград)
об оспаривании решений и обязании совершить действия,
третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград),
установил:
Закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитету земельных ресурсов администрации Волгограда с требованием о признании незаконными решений министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02 августа 2012 года N 120 об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68, площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и N 121 об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А. В порядке устранения нарушенного права заявитель просил обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решения и направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:67, 34:03:130007:68, по цене двух с половиной процентов их кадастровой стоимости.
Впоследствии заявитель в судебном заседании отказался от требований к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой принят отказ заявителя от требования к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, производство по рассмотрению заявления применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части прекращено.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленное требование в части, касающейся восстановления нарушенного права, просил суд обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в месячный срок принять решения и направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, по цене двух с половиной процентов их кадастровой стоимости, что составляет соответственно 1 202,13 руб. и 2 708,93 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 г. принят отказ закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт" в части заявленных требований к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда. Производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части суд признал незаконными решения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02 августа 2012 года N 120 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и от 02 августа 2012 года N 121 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, как не соответствующие положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и обязал министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решений о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "ВМС - Ремонт" следующих земельных участков: с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, и направления в адрес закрытого акционерного общества "ВМС - Ремонт" проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене двух с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание не явились ЗАО "ВМС-Ремонт", министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются уведомления NN 99670, 99671, 99672, которые вручены адресатам 22 и 23 января 2012 года.
Почтовое отправление N 99669, направленное в адрес ООО "ВМС-Ремонт", возвращено в суд отделением связи с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу".
Информация от принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 января 2013 года.
Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. 266 АПК РФ. Согласно п. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" является собственником объектов недвижимости: здания склада цемента, сооружения - крытая крановая эстакада, строения автомобильных весов с размерами в плане 6,15 х 3,60м, 4,65 х 12,60м, подъездной дороги и площадки к подъездной дороге, сооружения - скважины, сооружения - замощения, части производственного здания, встроенного нежилого помещения, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130007:68, площадью 19010 квадратных метров по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6; здания гаража, помещения сторожей, замощения, встроенного нежилого помещения в производственном здании в составе ремонтно-производственной базы, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 квадратных метров по адресу: город Волгоград, р.п.Гумрак, проезд Таймырский, 6А.
Согласно имеющимся в материалах дела документам право собственности на часть зданий, строений и сооружений производственной базы заявителем приобретены у открытого акционерного общества "Волгоградмоторсервис" и часть - у закрытого акционерного общества "Волгоградсельхозводстрой". Последним все здания, строения и сооружения производственной базы выкуплены в составе имущества государственного предприятия специализированного строительно-монтажного треста "Сельхозводстрой, о чем комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области выдано свидетельство о собственности от 14.08.1992 N 16. Приобретенная заявителем у открытого акционерного общества "Волгоградмоторсервис" часть зданий, строений и сооружений производственной базы в свое время также куплены у закрытого акционерного общества "Волгоградсельхозводстрой".
Являясь собственником объектов недвижимости, закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением от 25.05.2012 г. N 32 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:67, 34:03:130007:68 для размещения производственной базы с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Поскольку в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, то комитет земельных ресурсов администрации Волгограда направил заявление закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт" со всеми приложенными к нему документами в министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области для рассмотрения.
Решениями от 02 августа 2012 года N 120 и 121 министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказало закрытому акционерном обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельных участков: с кадастровым номером 34:03:130007:68, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и с кадастровым номером 34:03:130007:67, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, в связи с отнесением испрашиваемых земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и необходимостью осуществления перевода земельных участков из указанной категории в категорию земель населенных пунктов. Кроме того, согласно пункту 2.7 заключения комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 10 июля 2012 года N 1225 часть земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 расположена на территории общего пользования.
Полагая, что отказ министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:68, 34:03:130007:67 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ВМС-Ремонт", общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем выполнены все требования законодательства, в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, а впоследствии в министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области представлены необходимые документы, испрашиваемые земельные участки сформированы как объекты права, поставлены на кадастровый учет, площади испрашиваемых земельных участков соответствуют площади объектов недвижимого имущества.
При этом суд первой инстанции правильно сослался на положения действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления земли.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Доводу заинтересованного лица о невозможности приватизации испрашиваемых земельных участков до перевода их из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и необходимостью осуществления перевода земельных участков из указанной категории в категорию земель населенных пунктов, судом первой инстанции дана оценка и он был отклонен судом.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Волгоградской области от 21.03.2005 г. N 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" спорные земельные участки включены в границы городского округа город-герой Волгоград, однако в соответствии с выписками из кадастровых паспортов земельные участки относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель из земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель из земельных участков из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С учетом изложенного, обращение общества в уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости орган в связи с принятием Закона Волгоградской области от 21.03.2005 г. N 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" действующим законодательством не предусмотрено.
Если в границы населенного пункта включены земельные участки из земель промышленности, лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, права на которые не зарегистрированы, то такие земельные участки считаются находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены. Распоряжение такими земельными участками в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления после внесения соответствующих сведений о границах населенного пункта в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, неосуществление перевода испрашиваемых земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения в категорию земель населенных пунктов не может являться основанием для отказа заявителю в приватизации земельных участков.
Довод министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области со ссылкой на пункт 2.7 заключения комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 10.07.2012 N 1225 о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 расположена на территории общего пользования, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и опровергнут пояснениями представителя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в судебном заседании с указанием на внесение соответствующих изменений в постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 09 апреля 2009 г. N 14649/08.
Расчет выкупной цены земельного участка производится с применением соответствующих повышающих коэффициентов согласно постановлению главы администрации Волгоградской области от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области".
Пунктом 1 постановления главы администрации Волгоградской области от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственности гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области" определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, равной 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, до 1 июля 2012 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Суд первой инстанции установил, что на спорных земельных участках располагаются объекты недвижимости, которые ранее отчуждены из государственной собственности. Заявитель обратился с соответствующим заявлением 20 июня 2012 г. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявитель наделен правом выкупа земельных участков по льготной цене.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что решения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02.08.2012 N 120 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и от 02.08.2012 N 121 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, являются незаконными и противоречащими положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, в случае признания оспариваемого действия (бездействия) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При таких обстоятельствах надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае является обязание министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять в месячный срок решения о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:68, 34:03:130007:67 и направить в адрес общества проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене двух с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы отзыва на заявление (т. 1, л.д. 83-97), которым суд первой инстанции дана оценка.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на обстоятельства, которым бы суд первой инстанции не дал оценки, не указывает по каким основаниям выводы суда считает необоснованными, не соответствующими нормам материального права. Новых доказательств податель апелляционной жалобы не представляет и на наличие таковых не ссылается.
Апелляционная жалоба министерства направлена на переоценку выводов суда первой инстанции. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции при принятии решения учтены фактические обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 67, 68 АПК РФ. Нарушений норм материального права не установлено. Суд первой инстанции при принятии судебного акта не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 года по делу N А12-23615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 ПО ДЕЛУ N А12-23615/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. по делу N А12-23615/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 года по делу N А12-23615/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт", ОГРН 1023403434702, ИНН 3444076896 (г. Волгоград)
к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540 (г. Волгоград),
Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679 (г. Волгоград)
об оспаривании решений и обязании совершить действия,
третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград),
установил:
Закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитету земельных ресурсов администрации Волгограда с требованием о признании незаконными решений министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02 августа 2012 года N 120 об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68, площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и N 121 об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А. В порядке устранения нарушенного права заявитель просил обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решения и направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:67, 34:03:130007:68, по цене двух с половиной процентов их кадастровой стоимости.
Впоследствии заявитель в судебном заседании отказался от требований к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой принят отказ заявителя от требования к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, производство по рассмотрению заявления применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части прекращено.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленное требование в части, касающейся восстановления нарушенного права, просил суд обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в месячный срок принять решения и направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, по цене двух с половиной процентов их кадастровой стоимости, что составляет соответственно 1 202,13 руб. и 2 708,93 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 г. принят отказ закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт" в части заявленных требований к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда. Производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части суд признал незаконными решения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02 августа 2012 года N 120 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и от 02 августа 2012 года N 121 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, как не соответствующие положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и обязал министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решений о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "ВМС - Ремонт" следующих земельных участков: с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, и направления в адрес закрытого акционерного общества "ВМС - Ремонт" проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене двух с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание не явились ЗАО "ВМС-Ремонт", министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются уведомления NN 99670, 99671, 99672, которые вручены адресатам 22 и 23 января 2012 года.
Почтовое отправление N 99669, направленное в адрес ООО "ВМС-Ремонт", возвращено в суд отделением связи с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу".
Информация от принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 января 2013 года.
Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. 266 АПК РФ. Согласно п. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" является собственником объектов недвижимости: здания склада цемента, сооружения - крытая крановая эстакада, строения автомобильных весов с размерами в плане 6,15 х 3,60м, 4,65 х 12,60м, подъездной дороги и площадки к подъездной дороге, сооружения - скважины, сооружения - замощения, части производственного здания, встроенного нежилого помещения, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130007:68, площадью 19010 квадратных метров по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6; здания гаража, помещения сторожей, замощения, встроенного нежилого помещения в производственном здании в составе ремонтно-производственной базы, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 квадратных метров по адресу: город Волгоград, р.п.Гумрак, проезд Таймырский, 6А.
Согласно имеющимся в материалах дела документам право собственности на часть зданий, строений и сооружений производственной базы заявителем приобретены у открытого акционерного общества "Волгоградмоторсервис" и часть - у закрытого акционерного общества "Волгоградсельхозводстрой". Последним все здания, строения и сооружения производственной базы выкуплены в составе имущества государственного предприятия специализированного строительно-монтажного треста "Сельхозводстрой, о чем комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области выдано свидетельство о собственности от 14.08.1992 N 16. Приобретенная заявителем у открытого акционерного общества "Волгоградмоторсервис" часть зданий, строений и сооружений производственной базы в свое время также куплены у закрытого акционерного общества "Волгоградсельхозводстрой".
Являясь собственником объектов недвижимости, закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением от 25.05.2012 г. N 32 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:67, 34:03:130007:68 для размещения производственной базы с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Поскольку в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, то комитет земельных ресурсов администрации Волгограда направил заявление закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт" со всеми приложенными к нему документами в министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области для рассмотрения.
Решениями от 02 августа 2012 года N 120 и 121 министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказало закрытому акционерном обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельных участков: с кадастровым номером 34:03:130007:68, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и с кадастровым номером 34:03:130007:67, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, в связи с отнесением испрашиваемых земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и необходимостью осуществления перевода земельных участков из указанной категории в категорию земель населенных пунктов. Кроме того, согласно пункту 2.7 заключения комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 10 июля 2012 года N 1225 часть земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 расположена на территории общего пользования.
Полагая, что отказ министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:68, 34:03:130007:67 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "ВМС-Ремонт", общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем выполнены все требования законодательства, в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, а впоследствии в министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области представлены необходимые документы, испрашиваемые земельные участки сформированы как объекты права, поставлены на кадастровый учет, площади испрашиваемых земельных участков соответствуют площади объектов недвижимого имущества.
При этом суд первой инстанции правильно сослался на положения действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления земли.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Доводу заинтересованного лица о невозможности приватизации испрашиваемых земельных участков до перевода их из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и необходимостью осуществления перевода земельных участков из указанной категории в категорию земель населенных пунктов, судом первой инстанции дана оценка и он был отклонен судом.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Волгоградской области от 21.03.2005 г. N 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" спорные земельные участки включены в границы городского округа город-герой Волгоград, однако в соответствии с выписками из кадастровых паспортов земельные участки относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель из земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель из земельных участков из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С учетом изложенного, обращение общества в уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости орган в связи с принятием Закона Волгоградской области от 21.03.2005 г. N 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" действующим законодательством не предусмотрено.
Если в границы населенного пункта включены земельные участки из земель промышленности, лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, права на которые не зарегистрированы, то такие земельные участки считаются находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены. Распоряжение такими земельными участками в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления после внесения соответствующих сведений о границах населенного пункта в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, неосуществление перевода испрашиваемых земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения в категорию земель населенных пунктов не может являться основанием для отказа заявителю в приватизации земельных участков.
Довод министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области со ссылкой на пункт 2.7 заключения комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 10.07.2012 N 1225 о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 расположена на территории общего пользования, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и опровергнут пояснениями представителя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в судебном заседании с указанием на внесение соответствующих изменений в постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 09 апреля 2009 г. N 14649/08.
Расчет выкупной цены земельного участка производится с применением соответствующих повышающих коэффициентов согласно постановлению главы администрации Волгоградской области от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области".
Пунктом 1 постановления главы администрации Волгоградской области от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственности гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области" определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, равной 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, до 1 июля 2012 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Суд первой инстанции установил, что на спорных земельных участках располагаются объекты недвижимости, которые ранее отчуждены из государственной собственности. Заявитель обратился с соответствующим заявлением 20 июня 2012 г. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявитель наделен правом выкупа земельных участков по льготной цене.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что решения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02.08.2012 N 120 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19010 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6, и от 02.08.2012 N 121 об отказе закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, 6А, являются незаконными и противоречащими положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, в случае признания оспариваемого действия (бездействия) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При таких обстоятельствах надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае является обязание министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять в месячный срок решения о предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "ВМС-Ремонт" земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:68, 34:03:130007:67 и направить в адрес общества проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене двух с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы отзыва на заявление (т. 1, л.д. 83-97), которым суд первой инстанции дана оценка.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на обстоятельства, которым бы суд первой инстанции не дал оценки, не указывает по каким основаниям выводы суда считает необоснованными, не соответствующими нормам материального права. Новых доказательств податель апелляционной жалобы не представляет и на наличие таковых не ссылается.
Апелляционная жалоба министерства направлена на переоценку выводов суда первой инстанции. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции при принятии решения учтены фактические обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 67, 68 АПК РФ. Нарушений норм материального права не установлено. Суд первой инстанции при принятии судебного акта не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2012 года по делу N А12-23615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)