Судебные решения, арбитраж
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013 (судья Сотникова М.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-23288/2012
по исковому заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900 ОГРН 1093444002684) к Правительству Волгоградской области (ИНН 3444051965 ОГРН 1023403444547), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684), Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444059139 ОГРН 1023403433822), Комитет по охране окружающей среды и природопользования Волгоградской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Запприкаспийгеофизика" (ИНН 3443040181 ОГРН 1023402974066), государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", о признании права собственности отсутствующим,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Правительству Волгоградской области о признании права собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:28:10 00 28:109, площадью 3500 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 3,6 км по направлению на юг от ориентира г. Краснослободск, отсутствующим.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 1967-р утверждены перечни земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
В соответствии с пунктом 1 перечня земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области в границах Среднеахтубинского района N 18:18:02, право собственности Российской Федерации возникло на земельный участок площадью 0,4000 га с кадастровым номером 34:28:100028:0109, местоположение земельного участка - Среднеахтубинский район, база отдыха "Геолог", категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
На основании вышеуказанного распоряжения, 21.02.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:28: 10 00 28:0109, назначение: земли особо охраняемых территорий, площадь: 4000 кв. м, адрес: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, б/о "Геолог" примерно в 500 м от г. Краснослободск по направлению на юг, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.02.2004 сделана запись регистрации N 34-01/-23/2004-42, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2004 34 АБ N 083726.
Также судом первой инстанции установлено, что на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404, постановления Главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805, пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917, 02.05.2012 зарегистрировано право собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:109, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для строительства базы отдыха, площадь: 3500 кв. м, местоположение: Россия, Волгоградская обл., Среднеахтубинский района, примерно в 3,6 км по направлению на юг от ориентира г. Краснослободск, расположенного за переделами участка, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.05.2012 сделана запись регистрации N 34-34-20/002/2012-469, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 02.05.2012 34-АА N 670265.
Указывая, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:109, право собственности на который зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Волгоградской области, и земельный участок с кадастровым номером 34:28: 10 00 28:0109, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, является одним и тем же земельным участком, при этом Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решения о передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в собственности субъекта Российской Федерации не принималось, запись регистрации права собственности Волгоградской области препятствует ТУ Росимущества в Волгоградской области как законному представителю собственника данного земельного участка - Российской Федерации в осуществлении прав собственника, Территориальное управление обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0109 относится к особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы в силу норм закона, таким образом, Волгоградской областью в лице Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, на законных основаниях осуществлена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок, пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для признания права собственности Волгоградской области на земельный участок отсутствующим не имеется.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:109 и земельный участок с кадастровым номером 34:28: 10 00 28:0109, являются одним и тем же земельным участком.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в случаях, когда запись в государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены в судебном порядке по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Государственная регистрация права на одно и то же недвижимое имущество за разными лицами по своему характеру нарушения является условием для предъявления одним лицом иска о признании права отсутствующим у другого, что позволяет по результатам исследования и оценки оснований возникновения такого права обеспечить восстановление нарушенного права.
Как установлено материалами дела, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:28:10 00 28:0109 возникло на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 1967-р, принятого в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В силу преамбулы Федерального закона Российской Федерации от 04.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" данным Законом определяются правовые основы разграничения государственной собственности на землю: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В соответствии с указанным Законом Правительством Российской Федерации вынесено Постановление от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности", которым устанавливалась процедура подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности по основаниям, установленным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Суд первой инстанции предлагал истцу представить в материалы дела пакет документов на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0109, включенный в перечень N 18:18:02, а именно документы, подтверждающие обоснованность внесения земельного участка в перечень N 18:18:02, а также документы, свидетельствующие о прохождении процедуры согласования включения земельного участка в указанный перечень органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако данные документы сторонами в материалы дела не были представлены.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Как следует из материалов дела, во исполнение Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" издано постановление Главы администрации от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В силу статей 2, 5 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
На основании Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Волгоградской области от 17.04.1198 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (с изменениями от 30.11.2001 N 636-ОД), в соответствии с постановлением Главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" постановлением Главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном порядке с органами местного самоуправления и план земель названного государственного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" постановление Главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области и перечень потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области согласно приложению, уполномоченным органом по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области определен Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" утверждено Положение о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", в соответствии с которым природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма; территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (пункты 1.2, 1.3 Положения).
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А12-23288/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-23288/2012
Разделы:Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N А12-23288/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013 (судья Сотникова М.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-23288/2012
по исковому заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900 ОГРН 1093444002684) к Правительству Волгоградской области (ИНН 3444051965 ОГРН 1023403444547), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684), Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444059139 ОГРН 1023403433822), Комитет по охране окружающей среды и природопользования Волгоградской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Запприкаспийгеофизика" (ИНН 3443040181 ОГРН 1023402974066), государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", о признании права собственности отсутствующим,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Правительству Волгоградской области о признании права собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:28:10 00 28:109, площадью 3500 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 3,6 км по направлению на юг от ориентира г. Краснослободск, отсутствующим.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 1967-р утверждены перечни земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
В соответствии с пунктом 1 перечня земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области в границах Среднеахтубинского района N 18:18:02, право собственности Российской Федерации возникло на земельный участок площадью 0,4000 га с кадастровым номером 34:28:100028:0109, местоположение земельного участка - Среднеахтубинский район, база отдыха "Геолог", категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
На основании вышеуказанного распоряжения, 21.02.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:28: 10 00 28:0109, назначение: земли особо охраняемых территорий, площадь: 4000 кв. м, адрес: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, б/о "Геолог" примерно в 500 м от г. Краснослободск по направлению на юг, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.02.2004 сделана запись регистрации N 34-01/-23/2004-42, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2004 34 АБ N 083726.
Также судом первой инстанции установлено, что на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404, постановления Главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805, пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917, 02.05.2012 зарегистрировано право собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:109, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для строительства базы отдыха, площадь: 3500 кв. м, местоположение: Россия, Волгоградская обл., Среднеахтубинский района, примерно в 3,6 км по направлению на юг от ориентира г. Краснослободск, расположенного за переделами участка, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.05.2012 сделана запись регистрации N 34-34-20/002/2012-469, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 02.05.2012 34-АА N 670265.
Указывая, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:109, право собственности на который зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Волгоградской области, и земельный участок с кадастровым номером 34:28: 10 00 28:0109, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, является одним и тем же земельным участком, при этом Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решения о передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в собственности субъекта Российской Федерации не принималось, запись регистрации права собственности Волгоградской области препятствует ТУ Росимущества в Волгоградской области как законному представителю собственника данного земельного участка - Российской Федерации в осуществлении прав собственника, Территориальное управление обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0109 относится к особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы в силу норм закона, таким образом, Волгоградской областью в лице Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, на законных основаниях осуществлена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок, пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для признания права собственности Волгоградской области на земельный участок отсутствующим не имеется.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:109 и земельный участок с кадастровым номером 34:28: 10 00 28:0109, являются одним и тем же земельным участком.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в случаях, когда запись в государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены в судебном порядке по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Государственная регистрация права на одно и то же недвижимое имущество за разными лицами по своему характеру нарушения является условием для предъявления одним лицом иска о признании права отсутствующим у другого, что позволяет по результатам исследования и оценки оснований возникновения такого права обеспечить восстановление нарушенного права.
Как установлено материалами дела, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:28:10 00 28:0109 возникло на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 1967-р, принятого в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В силу преамбулы Федерального закона Российской Федерации от 04.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" данным Законом определяются правовые основы разграничения государственной собственности на землю: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В соответствии с указанным Законом Правительством Российской Федерации вынесено Постановление от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности", которым устанавливалась процедура подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности по основаниям, установленным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Суд первой инстанции предлагал истцу представить в материалы дела пакет документов на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:0109, включенный в перечень N 18:18:02, а именно документы, подтверждающие обоснованность внесения земельного участка в перечень N 18:18:02, а также документы, свидетельствующие о прохождении процедуры согласования включения земельного участка в указанный перечень органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако данные документы сторонами в материалы дела не были представлены.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Как следует из материалов дела, во исполнение Закона Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" издано постановление Главы администрации от 05.06.2000 N 404 о создании на территории Волгоградской области государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В силу статей 2, 5 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
На основании Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Волгоградской области от 17.04.1198 N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" (с изменениями от 30.11.2001 N 636-ОД), в соответствии с постановлением Главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" постановлением Главы администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", согласованные в установленном порядке с органами местного самоуправления и план земель названного государственного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" постановление Главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Волгоградской области и перечень потенциальных особо охраняемых природных территорий Волгоградской области согласно приложению, уполномоченным органом по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий Волгоградской области определен Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" утверждено Положение о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", в соответствии с которым природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма; территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (пункты 1.2, 1.3 Положения).
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А12-23288/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)