Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А40-79004/12-120-804

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А40-79004/12-120-804


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГМАГ-СЕРВИС" Гусаровой К.А. по доверенности от 07 декабря 2012 года, Гусарова И.А. по доверенности от 07 декабря 2012 года
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы Коняшкиной Ю.В. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-140/13
от третьего лица Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы Чернышевой И.И. по доверенности от 03 июля 2013 года
рассмотрев 26 сентября - 01 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 09 апреля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Блинниковой И.А.
на постановление от 24 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.
по делу N А40-79004/12-120-804
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГМАГ-СЕРВИС" (ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС", ОГРН 1037739137677)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным бездействия
третье лицо Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы (ОГРН 1027739505298)

установил:

ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 77:4:0004010:48, выполнению в отношении названного земельного участка кадастровых работ и осуществлению кадастрового учета.
В качестве третьего лица по делу привлечена Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектура ЮВАО г. Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Департамента городского имущества города Москвы и Префектуры ЮВАО г. Москвы поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС" возражали против ее удовлетворения.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 26 сентября 2013 года до 01 октября 2013 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что распоряжением Префекта ЮВАО г. Москвы от 17 сентября 2007 года N 1962 утверждены акт выбора земельного участка от 18 июля 2007 года N 340-06-888/7-(0)-1 и акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта от 15 сентября 2006 года N А-2413/03 для осуществления реконструкции с надстройкой и пристройкой объекта торговли на земельном участке площадью 0,03 га по адресу: г. Москва, Проспект 40 лет Октября, вл. 19; определена плата за выкуп права долгосрочной аренды земельного участка площадью 0,03 га на 49 лет в размере 7291170 рублей; на территориальное объединение регулирования землепользования ЮВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность оформить договор аренды земельного участка на условиях долгосрочной аренды сроком на 49 лет для проектирования, реконструкции и последующей эксплуатации объекта торговли с оплатой стоимости права на заключение договора аренды земельного участка в размере 7291170 рублей.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 14 мая 2008 года N 1297 утвержден проект границ земельного участка для использования ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС", для реконструкции с надстройкой и пристройкой капитального объекта торговли и дальнейшей эксплуатации под магазин, расположенного по адресу: г. Москва, Проспект 40 лет Октября, вл. 19, площадью 0,0300 га. Земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 77:04:04010:048. Разрешенное использование земельного участка: реконструкция с надстройкой и пристройкой капитального объекта торговли и дальнейшая эксплуатация под магазин.
Платежными поручениями ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС" произвело оплату права заключения договора аренды указанного земельного участка. Факт исполнения заявителем обязанности по оплате 7291170 рублей за выкуп права на заключение договора аренды земельного участка подтверждается письмом Территориального управления в ЮВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27 августа 2008 года N 336Т4-95/8-(о)-1.
Распоряжением от 26 мая 2009 года N 2384 Департамент земельных ресурсов города Москвы уточнил границы земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004010:48.
Поскольку до настоящего времени Департаментом земельных ресурсов города Москвы, как лицом, осуществляющим полномочия собственника указанного земельного участка, не внесены изменения в сведения государственного кадастрового учета, связанные с изменением границ спорного земельного участка, ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N 65-ПП, установлено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Таким образом, как правильно указали суды, Департамент земельных ресурсов города Москвы в силу приведенных норм является органом исполнительной власти города Москвы осуществляющим функции по управлению и распоряжению, учету земельных участков, находящихся в собственности города Москвы.
Спорный земельный участок, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, предоставлен ООО "ТОРГМАГ-СЕРВИС" распоряжением Префекта ЮВАО г. Москвы от 17 сентября 2007 года N 1962 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, следовательно, в отношении него должны быть выполнены кадастровые работы и осуществлен кадастровый учет.
Департамент земельных ресурсов города Москвы как орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о государственном кадастре недвижимости наделен правом обращения с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости.
Пунктом 4 распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 14 мая 2008 года N 1297 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:04010:048 установлено - отделу обеспечения кадастрового учета Департамента земельных ресурсов города Москвы на основании утвержденного проекта границ земельного участка и материалов межевания обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и получение кадастрового плана земельного участка.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что Департамент земельных ресурсов города Москвы обязан был осуществить действия по выполнению в отношении названного земельного участка кадастровых работ и осуществлению кадастрового учета.
Невыполнение Департаментом земельных ресурсов города Москвы указанных обязанностей препятствует выполнению заявителем своей части обязанностей в соответствии с распоряжением Префекта ЮВАО г. Москвы от 17 сентября 2007 года N 1962, а, следовательно, и осуществлению предпринимательской деятельности.
Довод ответчика о том, что границы спорного земельного участка уже утверждены, несостоятелен и опровергается положениями части 3 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которым кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как правильно указали суды, из решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве от 13 января 2009 года Департаменту земельных ресурсов города Москвы отказано в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка. При этом для устранения причин отказа ответчику рекомендовано - собственнику земельного участка предоставить заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
Таким образом, утверждение границ земельного участка связано с процедурой проведения его государственного кадастрового учета, что в отношении спорного земельного участка не сделано.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 09 апреля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 года по делу N А40-79004/12-120-804 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)