Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Русакова Г.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2012 года дело по апелляционной жалобе Д. на решение Можайского городского суда Московской области от 12 сентября 2012 года по заявлению Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене постановления и.о. главы сельского поселение Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 19-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 353217 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево".
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения прокурора Тришиной В.В.
установила:
Можайский городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и.о. главы сельского поселение Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 19-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 353217 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка для сельскохозяйственного производства под дачное строительство могло быть произведено только с одновременным изменением категории земли, чего сделано не было. Кроме того, спорный земельный участок входит в охранную зону Федерального бюджетного учреждения культуры "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", который относится к особо ценным объектам культурного наследия. При организации публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, и.о. главы сельского поселения Бородинское не затребовал необходимую информацию ни из Минкультуры РФ, ни от музея-заповедника. По мнению прокурора, изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к неконтролируемой застройке территории музея-заповедника.
Представитель заинтересованного лица Д. возражал против требований прокурора.
Представитель ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей- заповедник" поддержал требования прокурора.
Решением Можайского городского суда Московской области от 12 сентября 2012 года заявление Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ и неопределенного круга лиц удовлетворено.
В апелляционной жалобе Д. просит об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Д., Е. принадлежит на праве общей долевой собственности (Д. - 3\\5 доли, Е. - 2\\5 доли) земельный участок с кадастровым N площадью 353217 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево (л.д. 40, 41).
Постановлением и.о. главы сельского поселение Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 19-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 353217 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево" измене вид использования земельного участка для сельскохозяйственного назначения - под дачное строительство.
Постановлениями Совмина РСФСР от 30.08.1960 N 1327 и N 683 от 31.05.1961, Указом Президента РФ N 176 от 20.02.1995, а также на основании Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - ФЗ РФ N 73-ФЗ) Бородинский музей-заповедник является памятником культурного наследия федерального значения.
В соответствии со ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся, в числе прочего, земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Одновременно согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.03.2008 N 315, в охранной зоне устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Решением Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 N 6/11 в целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, территории охранной зоны, а также режимы их содержания; установлено, что земли в границах Бородинского музея являются особо охраняемой территорией.
В приложении N 3 к вышеуказанному Решению содержится описание границ охранной зоны Бородинского музея-заповедника. Представленная в материалы дела схема зон охраны музея, составленная в соответствии с вышеназванным Решением, подтверждает, что деревня Романцево и прилегающая к ней территория, в том числе спорный земельный участок, входят в охранную зону музея-заповедника.
Согласно Решению от 27.05.1992 N 6/11 на территории музея-заповедника запрещается: любая деятельность, наносящая ущерб, порчу или искажение отдельным памятникам, расположенным на территории, зонам отчуждения и охранным знакам; строительство новых населенных пунктов, дачных поселков и поселков коллективного садоводства; строительство жилых и производственных зданий и сооружений любого рода, занятие организациями и лицами любых зданий или помещений в зданиях, принадлежащих музею, и земель на территории заповедника, а также передача их в аренду без согласования с администрацией музея-заповедника.
Режим содержания территории охранной зоны Бородинского музея-заповедника устанавливает, что на территории охранной зоны подлежат согласованию с администрацией музея-заповедника и Минкультуры и туризма РФ проекты планировки и застройки населенных пунктов, объектов отдыха и туризма, существующих и вновь создаваемых населенных пунктов, размещение садоводческих и дачных поселков.
Однако такое согласование при изменении вида использования спорного земельного участка получено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства, находящегося в охранной зоне Бородинского музея-заповедника, под дачное строительство, предусматривающего возможность строительства без какого-либо разрешения и согласования, произведено в нарушение требований действующего законодательства.
Решение суда об удовлетворении заявленных прокурором требований основано на материалах дела и не противоречит положениям законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Д. аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление прокурора, были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают правомерность обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 12 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-23530
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. по делу N 33-23530
Судья: Русакова Г.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2012 года дело по апелляционной жалобе Д. на решение Можайского городского суда Московской области от 12 сентября 2012 года по заявлению Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене постановления и.о. главы сельского поселение Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 19-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 353217 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево".
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения прокурора Тришиной В.В.
установила:
Можайский городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и.о. главы сельского поселение Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 19-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 353217 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка для сельскохозяйственного производства под дачное строительство могло быть произведено только с одновременным изменением категории земли, чего сделано не было. Кроме того, спорный земельный участок входит в охранную зону Федерального бюджетного учреждения культуры "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", который относится к особо ценным объектам культурного наследия. При организации публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, и.о. главы сельского поселения Бородинское не затребовал необходимую информацию ни из Минкультуры РФ, ни от музея-заповедника. По мнению прокурора, изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к неконтролируемой застройке территории музея-заповедника.
Представитель заинтересованного лица Д. возражал против требований прокурора.
Представитель ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей- заповедник" поддержал требования прокурора.
Решением Можайского городского суда Московской области от 12 сентября 2012 года заявление Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры РФ и неопределенного круга лиц удовлетворено.
В апелляционной жалобе Д. просит об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Д., Е. принадлежит на праве общей долевой собственности (Д. - 3\\5 доли, Е. - 2\\5 доли) земельный участок с кадастровым N площадью 353217 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево (л.д. 40, 41).
Постановлением и.о. главы сельского поселение Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 19-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 353217 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, примерно в 800 м по направлению на запад от ориентира д. Романцево" измене вид использования земельного участка для сельскохозяйственного назначения - под дачное строительство.
Постановлениями Совмина РСФСР от 30.08.1960 N 1327 и N 683 от 31.05.1961, Указом Президента РФ N 176 от 20.02.1995, а также на основании Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - ФЗ РФ N 73-ФЗ) Бородинский музей-заповедник является памятником культурного наследия федерального значения.
В соответствии со ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся, в числе прочего, земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Одновременно согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.03.2008 N 315, в охранной зоне устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Решением Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 N 6/11 в целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, территории охранной зоны, а также режимы их содержания; установлено, что земли в границах Бородинского музея являются особо охраняемой территорией.
В приложении N 3 к вышеуказанному Решению содержится описание границ охранной зоны Бородинского музея-заповедника. Представленная в материалы дела схема зон охраны музея, составленная в соответствии с вышеназванным Решением, подтверждает, что деревня Романцево и прилегающая к ней территория, в том числе спорный земельный участок, входят в охранную зону музея-заповедника.
Согласно Решению от 27.05.1992 N 6/11 на территории музея-заповедника запрещается: любая деятельность, наносящая ущерб, порчу или искажение отдельным памятникам, расположенным на территории, зонам отчуждения и охранным знакам; строительство новых населенных пунктов, дачных поселков и поселков коллективного садоводства; строительство жилых и производственных зданий и сооружений любого рода, занятие организациями и лицами любых зданий или помещений в зданиях, принадлежащих музею, и земель на территории заповедника, а также передача их в аренду без согласования с администрацией музея-заповедника.
Режим содержания территории охранной зоны Бородинского музея-заповедника устанавливает, что на территории охранной зоны подлежат согласованию с администрацией музея-заповедника и Минкультуры и туризма РФ проекты планировки и застройки населенных пунктов, объектов отдыха и туризма, существующих и вновь создаваемых населенных пунктов, размещение садоводческих и дачных поселков.
Однако такое согласование при изменении вида использования спорного земельного участка получено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства, находящегося в охранной зоне Бородинского музея-заповедника, под дачное строительство, предусматривающего возможность строительства без какого-либо разрешения и согласования, произведено в нарушение требований действующего законодательства.
Решение суда об удовлетворении заявленных прокурором требований основано на материалах дела и не противоречит положениям законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Д. аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление прокурора, были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают правомерность обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 12 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)