Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А54-5000/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А54-5000/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Яблочкова 6" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.11.2012 (судья Шуман И.В.) по делу N А54-5000/2012 по заявлению ООО "Яблочкова 6" (г. Рязань, ОГРН 1056206008957) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань, ОГРН 1086229000318) о признании незаконным и отмене постановления N 14/з по делу об административном правонарушении от 05.05.2012, при участии от ООО "Яблочкова 6" - Денисова А.Е. (доверенность от 15.01.2013), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Яблочкова 6" (далее - ООО "Яблочкова 6", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 14/з по делу об административном правонарушении от 05.05.2012.
Решением суда от 26.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу.
Управление в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в его отсутствие в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что 16.02.2012 в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям от Министра сельского хозяйства и природопользования Рязанской области поступило обращение от 14.02.2012 с просьбой принять меры реагирования к ООО "НИТИ" и ООО "Яблочкова 6", уничтоживших плодородный слой почвы на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровыми N 62:15:050112:189, 62:15:050112:190 и 62:15:050112:191.
По факту уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления управлением возбуждено административное производство в отношении ООО "Яблочкова 6" и назначена экспертиза в ФГБУ "Тульская межобластная ветеринарная лаборатория", о чем вынесено определение от 20.03.2012 N 3.
Определением от 26.03.2012 N 3 для проведения отбора проб лабораторных исследований, определения плодородия почвенного слоя и его изменения, проведения работ по замеру площади и глубины загрязнения назначена экспертиза в рамках производства по административному делу.
04.04.2012 произведен осмотр принадлежащей обществу территории, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:050112:191 площадью 3 969 кв. м, расположен в Рязанской области, Рязанском районе, примерно в 1 392 м по направлению на северо-восток от ориентира здание поста ГИБДД, расположенного за пределами участка (адрес ориентира: автодорога "Рязань - С. Клепики"), на данном земельном участке произведена насыпь по всей территории, высотой примерно 5 м (горизонт насыпи совпадает с горизонтом полотна автодороги "Рязань - С. Клепики"). Участок имеет форму четырехугольника, южная часть ограничена мелиоративным каналом и земельным участком с кадастровым номером 62:15:050112:163, юго-восточная часть - с участком с кадастровым номером 62:15:050112:193, северо-восточная часть - с кадастровым номером 62:15:050112:190, с северо-запада к земельному участку примыкают участки с кадастровыми номерами 62:15:050112:43, 62:15:050112:42. Зафиксировано наличие на территории данного земельного участка насыпи высотой, примерно 5 м (горизонт насыпи совпадает с горизонтом полотна автодороги "Рязань-С.Клепики"), состоящей из строительного мусора и иных компонентов, не характерных для верхнего слоя плодородных почв. В ходе осмотра также были отобраны образцы почвы для проведения экспертизы.
Согласно экспертному заключению Федерального государственного бюджетного учреждения "Тульская межобластная ветеринарная лаборатория" от 19.04.2012 N 5 указанный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования по причине образования на нем свалки дорожно-строительного мусора мощностью до 1,5 метра и объемом более 1 0915 куб. м.
Как следует из технического отчета ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Рязанский филиал, площадь загрязнения составляет 3 770 кв. м, объем насыпи - 10 915 куб. м. Согласно протоколам испытаний произведено заражение плодородного слоя почвы тяжелыми металлами (марганец относящемуся к третьему классу опасности) на глубину 0-5 см, что свидетельствует о непригодности почвы для сельскохозяйственного использования без проведения рекультивации.
Управлением в отношении общества 23.04.2012 составлен протокол об административном правонарушении АБ N 0060482 по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), выдано предписание N 28, по которому в срок до 02.07.2012 необходимо провести рекультивацию нарушенного земельного участка; представить проект рекультивации; использовать земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции и 05.05.2012 вынесено постановление N 14/з по делу об административном правонарушении, согласно которому общество ООО "Яблочкова 6" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса.
Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Яблочкова 6" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела.
В силу части 2 статьи 8.6 Кодекса уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен перечень мероприятий по охране земель, обязанность проведения которых возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в числе которых указано сохранение почв и их плодородия.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно приложению N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды РФ от 25.05.1994 N 160 под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Порча земель характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что общество на принадлежащем ему на праве общей долевой собственности (1/2 доля) земельном участке с кадастровым номером 62:15:050112:191 произвело насыпь по всей территории, высота насыпи примерно 5 м, состоящей из строительного мусора и иных компонентов, не характерных для верхнего слоя плодородных почв, горизонт насыпи совпадает с горизонтом полотна автодороги.
Как указывалось выше, данный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования по причине образования на нем свалки дорожно-строительного мусора мощностью до 1,5 метра и объемом более 1 0915 куб. м. Площадь загрязнения составляет 3770 кв. м. По протоколам испытаний ФГБУ "Тульская МВЛ" произведено заражение плодородного слоя почвы тяжелыми металлами (марганец относящемуся к третьему классу опасности) на глубину 0-5 см.
Таким образом, почва рассматриваемого участка не пригодна для сельскохозяйственного использования без проведения рекультивации.
Поскольку никаких обстоятельств, препятствующих Обществу принять все меры по соблюдению установленных законом правил и норм, не выявлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "Яблочкова 6" виновно в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса.
Вина общества заключается в том, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации общество не проводило мероприятий по защите, принадлежащего на праве собственного земельного участка с кадастровым номером 62:15:050112:191 от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и иного негативного воздействия, а также в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ненадлежащим образом использовало указанный земельный участок, допуская его загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на нем. Согласно статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не включенных в государственный реестр, и размещение отходов происходит на основании соответствующего разрешения. Неисполнением требований законодательства Российской Федерации ООО "Яблочкова 6" допустило порчу земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества вменяемого ему состава административного правонарушения является правильным.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на часть 5 статьи 4.1 Кодекса о том, что снятие слоя почвы производилось в процессе возведения насыпи, в связи с чем ООО "Яблочкова 6" совершило правонарушение, за которое оно уже понесло наказание, отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Судом установлено, что постановлением N 68/з-2 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса за снятие и перемещение плодородного слоя почвы с земельного участка с кадастровым номером 62:15:050112:191без наличия законных оснований. По постановлению N 12/з по делу об административном правонарушении от 04.05.2012 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.6 Кодекса за перемешивание плодородного слоя почвы с неплодородными компонентами на земельном участке 62:15:050112:189, вследствие чего произошла порча земли.
В рассматриваемом случае ООО "Яблочкова 6" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса за порчу земли на земельном участке с кадастровым номером 62:15:050112:191 (заражение плодородного слоя почвы тяжелым металлом - марганцем, относящимся к третьему классу опасности).
Объективная сторона состава, указанного в части 1 статьи 8.6 Кодекса характеризуется деянием в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы.
Объективная сторона состава, указанного в части 2 статьи 8.6 Кодекса, характеризуется деянием в виде таких действий как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п.
Правонарушения, на которые ссылается общество, совершены в отношении разных объектов правонарушения - земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:050112:191 и 62:15:050112:189 и в связи с совершением ООО "Яблочкова 6" разных действий (снятие плодородного слоя и возведение насыпи), образующих самостоятельные составы административных правонарушений по части 1 и части 2 статье 8.6 Кодекса.
В обоснование своей позиции общество также указывает на вынесение постановления неуполномоченным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 23.15 Кодекса дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 8.6 Кодекса (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), рассматривают органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", а также Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Пунктом 4 Положения установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле (далее - Положение о земельном контроле).
В силу подпункта "б" пункта 5 Положения о земельном контроле Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.
Следовательно, Управление было вправе провести мероприятия по контролю.
На основании пункта 11 Положения о земельном контроле должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов обладают правами, установленными пунктами 9 - 10 этого Положения.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12.04.2005 N 138 утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе и статьей 8.6 Кодекса. К указанным должностным лицам относятся руководители территориальных управлений, их заместители, начальники отделов территориальных управлений и их заместители и другие должностные лица территориальных управлений, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
Согласно вышеназванным положениям должностные лица управления уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 Кодекса.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.11.2012 по делу N А54-5000/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)