Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N А14-14661/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А14-14661/2012


Резолютивная часть объявлена 11.09.2013
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600532163, ИНН 3602002191, Воронежская область, г. Бобров, ул. Кирова, 32а, 397700); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс" (ОГРН 1063667298210, ИНН 3664078680, г. Воронеж, пер. Электронный, 17, оф. 9, 394030); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от третьего лица
- администрации Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1043687000390, ИНН 3602001751, Воронежская область, Бобровский район, с. Никольское 2-е, ул. Школьная, 16а, 397752) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Бобровского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-14661/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемого объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит. 1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II и обязать устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади и направить его заявителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация сельского поселения).
Решением суда от 12.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2013 решение суда от 12.03.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, приняв новое решение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации от 10.12.2004 N 656 был утвержден акт выбора земельного участка для строительства АЗК ЗАО "Гепард".
Постановлением Администрации от 05.08.2005 N 447 утвержден проект границ спорного земельного участка под строительство АЗК, находящегося на землях сельскохозяйственного назначения в ведении администрации Никольского сельского поселения, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации Никольского сельского поселения на спорный земельный участок (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 07.10.2005 N 614).
Согласно заключению по выбору земельного участка спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении администрации Никольского сельского поселения, за чертой населенного пункта (п. Соколовский).
Постановлением Администрации Воронежской области от 21.03.2006 N 205 спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.
Администрацией Никольского сельского поселения спорный земельный участок был предоставлен в аренду ЗАО "Гепард" по договору аренды от 29.05.2006 на срок 49 лет с 29.05.2006 по 28.05.2055. Затем по договору перенайма, заключенному 30.10.2009 ЗАО "Гепард", спорный земельный участок был предоставлен ООО "Верис", договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
16.09.2011 ООО ОТК "Ресурс" заключило с ООО "Верис" договор перенайма спорного земельного участка, договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.09.2011.
ООО ОТК "Ресурс" является собственником стационарного автозаправочного комплекса ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит. 1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), право собственности приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного 16.09.2011 с ООО "Верис" и зарегистрировано в установленном законом порядке 29.09.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.09.2011 г. 36 - АГ 344330).
Недвижимое имущество располагается на земельном участке с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, площадью 5 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения... и иного специального назначения (далее - спорный земельный участок). На дату подписания договора купли-продажи земельный участок был предоставлен продавцу (ООО "Верис") в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от 29.05.2006 и договором перенайма земельного участка от 30.10.2009.
04.05.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением N 36 о расторжении договора аренды и предоставлении в собственность спорного земельного участка, приложив к заявлению документы в соответствии с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
08.06.2012 Администрация сообщила Обществу, что для принятия решения о расторжении договора аренды спорного земельного участка, необходимо представить в адрес администрации района справку об отсутствии задолженности по арендной плате, а также предложила заявителю явиться в администрацию района для разъяснения имеющихся замечаний.
11.12.2012 Общество обратилось с аналогичным заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка в администрацию Никольского сельского поселения, которая 10.01.2013 ему сообщила, что предоставление земельных участков в собственность является компетенцией администрации Бобровского муниципального района.
Посчитав бездействие Администрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Судом установлено, что документы, перечисленные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленном Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, были представлены Обществом в Администрацию района, которая данное обстоятельство не оспаривает.
В силу требований статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Таким образом, Администрация, являясь уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком, не приняв в законом установленный срок решение по вопросу, с которым к нему обратилось Общество, обладающее исключительным правом на приватизацию данного участка, допустило незаконное бездействие.
Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу N А14-14661/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)