Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2013 ПО ДЕЛУ N А46-32679/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу N А46-32679/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4394/2013) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.04.2013 по делу N А46-32679/2012 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению предпринимателя Мартюшева Евгения Анатольевича (ОГРНИП 304551517000012, ИНН 551500975073)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
о признании незаконными действий органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в деле третьего лица, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Главного управления по земельным ресурсам Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Екатерина Витальевна (удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/19740 от 04.12.2012 сроком действия на один год);
- от предпринимателя Мартюшева Евгения Анатольевича - Баранников Сергей Викторович (паспорт, по доверенности б/н от 14.01.2013 сроком действия в течение одного года);
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

установил:

Предприниматель Е.А.Мартюшев обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившихся в отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания складов, расположенных на территории города Омска в Центральном административном округе по улице 10 лет Октября, дом 199а, 199б, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Е.А.Мартюшеву, и обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно заявлению Е.А.Мартюшева от 03.08.2012.
Решением от 09.04.2013 по делу N А46-32679/2012 требования заявителя удовлетворены, поскольку обстоятельства, указанные Департаментом в письме от 14.09.2012 N Исх-ДИО/14785, в частности, о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах, не подтверждены документально.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что не принимал решения об отказе утвердить и выдать схему расположения земельного участка. Фактически Департамент довел до Главного управления по земельным ресурсам Омской области лишь сведения о результатах рассмотрения вопроса о предоставлении спорного участка предпринимателю городской комиссией по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков. Также податель жалобы отмечает, что из представленной в материалы дела схемы расположения запрашиваемого земельного участка усматривается, что таковой находится в двух территориальных зонах.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу Департамента не представил. В судебном заседании представитель предпринимателя Мартюшева Евгения Анатольевича с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Главного управления по земельным ресурсам Омской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю Е.А.Мартюшеву на праве собственности принадлежат два склада: нежилое строение, общей площадью 466,6 кв. м, инвентарный номер 52:01:002:000040890, литера З, расположенное по адресу: город Омск, улица 10 лет Октября, 199б, и нежилое строение, общей площадью 266,2 кв. м, инвентарный номер 52:401:002:000036280, литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица 10 лет Октября, 199а (свидетельства о государственной регистрации права 55-АА 257976 и 55 АВ 954844).
03.08.2012 Е.А.Мартюшев обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением физического лица на аренду находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, в котором просил предоставить в аренду земельный участок площадью 320 кв. м, расположенный за складами, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 55:36:120102:2190, для эксплуатации и обслуживания склада.
В ответ на данное обращение заявителю было направлено письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области N 0201/11277 от 08.10.2012, в котором сообщалось о невозможности размещения указанного объекта на испрашиваемом земельном участке.
Согласно приложенному к ответу Главного управления по земельным ресурсам Омской области письму департамента имущественных отношений Администрации города Омска, решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка мотивировано тем, что данный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: объектов административно-делового и общественного назначения ОД-1 и жилой застройки средней этажности Ж-3. Кроме того, эксплуатация и обслуживание здания не является определением "временный объект".
Полагая, что действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по отказу в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель Е.А.Мартюшев обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением от 09.04.2013 по делу N А46-32679/2012 требования предпринимателя удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования заявителя подлежат удовлетворению в случае, если будет установлено несоответствие изложенного в письме от 14.09.2012 N Исх-ДИО/14785 решения об отказе в предоставлении земельного участка для организации обслуживания складов предпринимателя закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемый отказ повлек нарушение прав и законных интересов Общества.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно изложенным требованиям закона, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска действует в рамках положения "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного решением Омского городского Совета N 452 от 26.10.2011 года, в соответствии с которым последний утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет основные требования к содержанию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством" (далее - Комиссия) Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Департамент письмом от 14.09.2012 N Исх-ДИО/14785 довел до Главного управления по земельным ресурсам Омской области информацию о принятии комиссией решения об отказе в предоставлении Предпринимателю испрашиваемого земельного участка. Иными словами, в названном письме Департамент указал на свою позицию об отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка и об отсутствии у него намерения выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания складов, расположенных на территории города Омска в Центральном административном округе по улице 10 лет Октября, дом 199а, 199б, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Е.А.Мартюшеву.
Между тем, анализ приведенных норм указывает на то, что орган местного самоуправления был обязан рассмотреть по существу в установленные сроки указанное выше обращение, составить и утвердить схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Означенная стадия рассмотрения заявления предпринимателя была проигнорирована Департаментом, что ведет к нарушению прав заявителя на детальное рассмотрение его заявления о предоставлении земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал, что обстоятельства, указанные Департаментом в письме от 14.09.2012 N Исх-ДИО/14785, в частности, о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах, не подтверждены документально. Схема, на который должны быть обозначены границы территориальных зон, не составлена.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Иными словами, для целей заключения вывода о невозможности предоставить земельный участок лицу для целей, не связанных со строительством, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте. В ином случае, при наличии лишь указания предпринимателя на примерное месторасположение участка, у Департамента отсутствуют основания для заключения вывода о том, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по отказу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания складов, расположенных на территории города Омска в Центральном административном округе по улице 10 лет Октября, дом 199а, 199б, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Е.А.Мартюшеву, что послужило законным основанием для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.04.2013 по делу N А46-32679/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)