Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.01.2009 ПО ДЕЛУ N А06-4964/2008-10

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2009 г. по делу N А06-4964/2008-10


Резолютивная часть постановления объявлена "29" декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области (г. Астрахань) на решение арбитражного суда Астраханской области от 27 октября 2008 года по делу N А06-4964/2008-10 (судья Гришина Р.М.)
по заявлению ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" (г. Астрахань)
к Министерству имущественных и земельных отношений Астраханской области (г. Астрахань)
об оспаривании бездействия государственного органа

установил:

ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Астраханской области об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 32801 кв. м, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. 5-я Керченская, 2 "а", и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
До принятия судом первой инстанции решения заявитель отказался от требований в части обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 27 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области в части рассмотрения вопроса о предоставлении ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. 5-я Керченская, 2 "а", площадью 32801 кв. м. В части обязания министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области устранить допущенные нарушения производство по делу прекращено. С министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области в пользу ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. и судебные расходы в сумме 20000 руб.
Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт, отказав ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно с заявлением и полным пакетом документов общество обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области 25 июля 2008 г., а 28 августа 2008 г. было принято распоряжение о предоставлении ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Трусовский район, ул. 5-я Керченская, 2 "а", площадью 32801 кв. м, что, по мнению министерства, соответствует положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы просит решение суда отменить и в удовлетворении требований общества отказать.
ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле. О времени и месте рассмотрении дела ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" и министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений N 93674, 93675, 94258, 94259. Почтовые отправления получены адресатами 08 и 12 декабря 2008 г., т.е. заблаговременно. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо ходатайствовать об отложении судебного разбирательства при наличии уважительных причин, не позволяющих обеспечить явку представителей в судебное заседание.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не препятствует судебному разбирательству в их отсутствие.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 25 июля 2008 г. ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" обратилось с заявлением (исходящий номер 70) к Министру имущественных и земельных отношений Астраханской области о предоставлении обществу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Трусовский район, ул. 5-я Керченская, 2 "а", площадью 32801 кв. м с кадастровым номером 30:12:04 1132:0005, на котором расположена производственная база ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой".
В срок, установленный ст. 36 ЗК РФ, решение о предоставлении земельного участка в собственность компетентным на то органом принято не было. В связи с чем ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. 198 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленное требование в части признания незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области, арбитражный суд указал на то, что в срок, установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ, решение принято не было, что свидетельствует о бездействии государственного органа. Принятие соответствующего распоряжения за пределами срока, установленного законом, не может свидетельствовать о том, что факт бездействия отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, с соблюдением требований ст. ст. 28, 36 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370.
Согласно данному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Первоначально обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 06 ноября 2007 г., общество приложило к заявлению только копию кадастрового плана земельного участка N 33/06-5568 от 29 августа 2006 г.
14 ноября 2007 г. министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области сообщило заявителю о необходимости представления документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу испрашиваемого земельного участка, копии технического паспорта.
Полный пакет документов, подтверждающих право собственности общества на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, был представлен компетентному органу 25 июля 2008 г.
В месячный срок (до 26 августа 2008 г.) министерством имущественных и земельных отношений Астраханской области не было принято решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе предоставить земельный участок.
Соответствующее решение было принято 28 августа 2008 г., т.е. с просрочкой в 2 дня. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих принятию соответствующего решения, судом не установлено. На наличие таких обстоятельств не ссылается заявитель апелляционной жалобы. Напротив, из содержания апелляционной жалобы следует, что заявление ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" и полный пакет документов поступили в министерство 25 июля 2008 г., а распоряжение N 813 о предоставлении земельного участка ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" принято 28 августа 2008 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что распоряжение принято до обращения общества в арбитражный суд, а именно до 29 августа 2008 г., не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Так, заявление ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" поступило в арбитражный суд 26 августа 2008 г. и зарегистрировано за входящим номером 4964, что подтверждается штампом арбитражного суда на заявлении (л.д. 5). Определение о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания принято судом 27 августа 2008 г.
При таких обстоятельствах, на день обращения ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" в арбитражный суд вопрос о предоставлении обществу земельного участка не был разрешен по существу.
Кроме того, принятие решения о предоставлении земельного участка до обращения Общества в суд, но по истечении срока, установленного на то законом, свидетельствует о бездействии государственного органа, и принятие в последующем распоряжения о предоставлении земельного участка не препятствует рассмотрению заявления о признании незаконным бездействия органа государственной власти, выразившегося в непринятии такого решения в срок, установленный законом.
Возражений против распределения судебных расходов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, суд находит состоявшееся по делу решение арбитражного суда обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права. Оснований для его отмены не имеется. Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, суд относит их министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 27 октября 2008 г. по делу N А06-4964/2008-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области (г. Астрахань) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
О.В.ЛЫТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)