Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Зенченко В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Хоролич Н.М.,
при секретаре У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района Алтайского края на решение Зонального районного суда Алтайского края от 08 мая 2013 года по делу по заявлению
С.М.В. об оспаривании решения и бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
установила:
С.М.В. обратилась в администрацию Зонального района и администрацию Зонального сельсовета с заявлением, в котором просила произвести выбор и предоставить в аренду земельный участок приблизительной площадью 80 кв. м в границах улиц Центральная, Новая, Гагарина, Социалистическая в с. Зональное для капитального строительства гаражного бокса для двух легковых автомобилей.
ДД.ММ.ГГ администрацией Зонального района дан ответ <номер>, в котором заявителю рекомендовано по указанному выше вопросу обратиться в администрацию Зонального сельсовета, как орган, к ведению которого отнесены вопросы местного значения поселения.
Администрация Зонального сельсовета в ДД.ММ.ГГ сообщила С.М.В., что ее заявление будет учтено в первую очередь ДД.ММ.ГГ при возможности выделения в натуре земельных участков для строительства гаражей, однако компетенция по распоряжению испрашиваемым земельным участком принадлежит администрации Зонального района.
ДД.ММ.ГГ С.М.В. обратилась в суд с заявлением о признании отказа администрации Зонального района в выборе и предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности произвести выбор и предоставить в аренду земельный участок для капитального строительства, ссылаясь на то, что данный администрацией ответ противоречит п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Впоследствии С.М.В. уточнила заявленные требования, дополнительно просила о признании незаконным бездействия Отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района по не рассмотрению ее заявления и возложении обязанности на указанный орган обеспечить выбор и предоставление земельного участка.
Решением Зонального районного суда от ДД.ММ.ГГ с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГ на Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района и администрацию Зонального района возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявление С.М.В.
В апелляционной жалобе Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района просит отменить решение суда и принять новое решение, поскольку вопреки ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации судом не принято во внимание, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования Зональный сельсовет Зонального района в с. Зональное не определена территория с разрешенным использованием земельных участков под строительство гаражей, в письме от ДД.ММ.ГГ администрация Зонального сельсовета указала на возможность предоставления земельных участков под строительство гаражей без отражения соответствия их размещения генеральному плану поселения и правилам землепользования и застройки, в связи с чем заявителю было рекомендовано обратиться по вопросу выбора земельного участка в администрацию Зонального сельсовета; в заявлении С.М.В. не содержалось сведений о конкретном адресе испрашиваемого участка, что препятствовало его удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Как следует из материалов дела, обращаясь с заявлением в суд, С.М.В. просила признать отказ администрации Зонального района в выборе и предоставлении земельного участка незаконным, возложить на администрацию Зонального района, а с учетом последующих уточнений и на отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района обязанность произвести выбор и предоставить в аренду земельный участок, соответствующий критериям и целям, указанным ею в заявлении.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При разрешении дела суд исходил из того, что в данном случае испрашиваемый заявителем земельный участок находится на землях, право собственности на которые не разграничено. Правильность этого вывода подтверждается ответом администрации Зонального района и содержанием апелляционной жалобы. Следовательно, суд верно установил, что разрешение заявления С.М.В. о выборе и предоставлении земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления Зонального района, а не сельского поселения.
В силу п. п. 1, 2, 6, 7, 8, 9 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков и прекращении прав на землю в границах муниципального образования Зонального района Алтайского края, утвержденным решением Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ <номер>, для выбора земельного участка и согласования места размещения объекта заинтересованные граждане должны обращаться в администрацию Зонального района Алтайского края с заявлением по установленной форме. По поручению администрации Зонального района Алтайского края отдел архитектуры, строительства и транспорта в течение месяца обеспечивает выбор земельного участка. Администрация Зонального района Алтайского края принимает распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов, либо отказывает в размещении объекта при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно положению об Отделе по имуществу и земельным отношениям Администрации Зонального района Алтайского края, утвержденному решением Зонального районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ <номер>, данный орган входит в структуру Администрации Зонального района Алтайского края, является юридическим лицом, обладает полномочиями в сфере земельно-имущественных отношений. К функциям Отдела, в частности, относится осуществление государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также предоставление муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также организует и координирует работу по распоряжению земельными участками и представлению названной услуги.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу изложенных выше норм права, администрация Зонального района и Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района, входящий в структуру администрации, являются органами, уполномоченными рассматривать заявления граждан по предоставлению земельных участков, а поскольку обращение заявителя, соответствующее названным выше правовым нормам, по существу в порядке и сроки, установленные законом, разрешено не было, названные органы местного самоуправления обязаны рассмотреть заявление С.М.В. по существу и дать надлежащий ответ, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда, поскольку из материалов дела следует, что решение по заявлению С.М.В. названными выше органами местного самоуправления действительно не было принято (заявителю не было отказано в выборе и предоставлении земельного участка, как и не были произведены предусмотренные законом действия по выбору и предоставлению такого земельного участка), а переадресация заявителя в администрацию Зонального сельсовета не может расцениваться как надлежащее разрешение заявления С.М.В., поскольку в силу ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, а не сельских поселений, и согласно уже приведенных положений закона все согласования, необходимые для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, обязан производить уполномоченный на разрешение заявления орган местного самоуправления, а не гражданин. В связи с этим суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным доводы апелляционной жалобы о правильности дачи С.М.В. рекомендации обратиться в сельский совет по результатам рассмотрения ее заявления.
Довод жалобы о том, что в соответствии с генеральным планом поселения в с. Зональное не определена территория с разрешенным использованием земельных участков под строительство гаражей, в связи с чем невозможно удовлетворить просьбу гражданина о выделении земельного участка, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку районным судом не была возложена обязанность по предоставлению заявителю такого земельного участка, а лишь возложена обязанность рассмотреть заявление С.М.В. по существу в установленном законом порядке. Приведенным в жалобе доводам о наличии препятствий к предоставлению земельного участка под строительство гаражей не может быть дана оценка судебной коллегией в настоящее время, поскольку это будет означать разрешение судом, а не уполномоченными на то органами местного самоуправления, заявления С.М.В., что недопустимо.
Указание в жалобе на то, что в заявлении гражданина не содержалось сведений о конкретном адресе испрашиваемого участка, поэтому невозможно было произвести его выбор и предоставление, несостоятельно, так как отсутствие таких сведений не препятствовало рассмотрению заявления по существу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда на основании доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зонального районного суда Алтайского края от 08 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района Алтайского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7713/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N 33-7713/2013
Судья: Зенченко В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Хоролич Н.М.,
при секретаре У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района Алтайского края на решение Зонального районного суда Алтайского края от 08 мая 2013 года по делу по заявлению
С.М.В. об оспаривании решения и бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
установила:
С.М.В. обратилась в администрацию Зонального района и администрацию Зонального сельсовета с заявлением, в котором просила произвести выбор и предоставить в аренду земельный участок приблизительной площадью 80 кв. м в границах улиц Центральная, Новая, Гагарина, Социалистическая в с. Зональное для капитального строительства гаражного бокса для двух легковых автомобилей.
ДД.ММ.ГГ администрацией Зонального района дан ответ <номер>, в котором заявителю рекомендовано по указанному выше вопросу обратиться в администрацию Зонального сельсовета, как орган, к ведению которого отнесены вопросы местного значения поселения.
Администрация Зонального сельсовета в ДД.ММ.ГГ сообщила С.М.В., что ее заявление будет учтено в первую очередь ДД.ММ.ГГ при возможности выделения в натуре земельных участков для строительства гаражей, однако компетенция по распоряжению испрашиваемым земельным участком принадлежит администрации Зонального района.
ДД.ММ.ГГ С.М.В. обратилась в суд с заявлением о признании отказа администрации Зонального района в выборе и предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности произвести выбор и предоставить в аренду земельный участок для капитального строительства, ссылаясь на то, что данный администрацией ответ противоречит п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Впоследствии С.М.В. уточнила заявленные требования, дополнительно просила о признании незаконным бездействия Отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района по не рассмотрению ее заявления и возложении обязанности на указанный орган обеспечить выбор и предоставление земельного участка.
Решением Зонального районного суда от ДД.ММ.ГГ с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГ на Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района и администрацию Зонального района возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявление С.М.В.
В апелляционной жалобе Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района просит отменить решение суда и принять новое решение, поскольку вопреки ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации судом не принято во внимание, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования Зональный сельсовет Зонального района в с. Зональное не определена территория с разрешенным использованием земельных участков под строительство гаражей, в письме от ДД.ММ.ГГ администрация Зонального сельсовета указала на возможность предоставления земельных участков под строительство гаражей без отражения соответствия их размещения генеральному плану поселения и правилам землепользования и застройки, в связи с чем заявителю было рекомендовано обратиться по вопросу выбора земельного участка в администрацию Зонального сельсовета; в заявлении С.М.В. не содержалось сведений о конкретном адресе испрашиваемого участка, что препятствовало его удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Как следует из материалов дела, обращаясь с заявлением в суд, С.М.В. просила признать отказ администрации Зонального района в выборе и предоставлении земельного участка незаконным, возложить на администрацию Зонального района, а с учетом последующих уточнений и на отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района обязанность произвести выбор и предоставить в аренду земельный участок, соответствующий критериям и целям, указанным ею в заявлении.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При разрешении дела суд исходил из того, что в данном случае испрашиваемый заявителем земельный участок находится на землях, право собственности на которые не разграничено. Правильность этого вывода подтверждается ответом администрации Зонального района и содержанием апелляционной жалобы. Следовательно, суд верно установил, что разрешение заявления С.М.В. о выборе и предоставлении земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления Зонального района, а не сельского поселения.
В силу п. п. 1, 2, 6, 7, 8, 9 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков и прекращении прав на землю в границах муниципального образования Зонального района Алтайского края, утвержденным решением Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ <номер>, для выбора земельного участка и согласования места размещения объекта заинтересованные граждане должны обращаться в администрацию Зонального района Алтайского края с заявлением по установленной форме. По поручению администрации Зонального района Алтайского края отдел архитектуры, строительства и транспорта в течение месяца обеспечивает выбор земельного участка. Администрация Зонального района Алтайского края принимает распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов, либо отказывает в размещении объекта при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно положению об Отделе по имуществу и земельным отношениям Администрации Зонального района Алтайского края, утвержденному решением Зонального районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ <номер>, данный орган входит в структуру Администрации Зонального района Алтайского края, является юридическим лицом, обладает полномочиями в сфере земельно-имущественных отношений. К функциям Отдела, в частности, относится осуществление государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также предоставление муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также организует и координирует работу по распоряжению земельными участками и представлению названной услуги.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу изложенных выше норм права, администрация Зонального района и Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района, входящий в структуру администрации, являются органами, уполномоченными рассматривать заявления граждан по предоставлению земельных участков, а поскольку обращение заявителя, соответствующее названным выше правовым нормам, по существу в порядке и сроки, установленные законом, разрешено не было, названные органы местного самоуправления обязаны рассмотреть заявление С.М.В. по существу и дать надлежащий ответ, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда, поскольку из материалов дела следует, что решение по заявлению С.М.В. названными выше органами местного самоуправления действительно не было принято (заявителю не было отказано в выборе и предоставлении земельного участка, как и не были произведены предусмотренные законом действия по выбору и предоставлению такого земельного участка), а переадресация заявителя в администрацию Зонального сельсовета не может расцениваться как надлежащее разрешение заявления С.М.В., поскольку в силу ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, а не сельских поселений, и согласно уже приведенных положений закона все согласования, необходимые для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, обязан производить уполномоченный на разрешение заявления орган местного самоуправления, а не гражданин. В связи с этим суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным доводы апелляционной жалобы о правильности дачи С.М.В. рекомендации обратиться в сельский совет по результатам рассмотрения ее заявления.
Довод жалобы о том, что в соответствии с генеральным планом поселения в с. Зональное не определена территория с разрешенным использованием земельных участков под строительство гаражей, в связи с чем невозможно удовлетворить просьбу гражданина о выделении земельного участка, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку районным судом не была возложена обязанность по предоставлению заявителю такого земельного участка, а лишь возложена обязанность рассмотреть заявление С.М.В. по существу в установленном законом порядке. Приведенным в жалобе доводам о наличии препятствий к предоставлению земельного участка под строительство гаражей не может быть дана оценка судебной коллегией в настоящее время, поскольку это будет означать разрешение судом, а не уполномоченными на то органами местного самоуправления, заявления С.М.В., что недопустимо.
Указание в жалобе на то, что в заявлении гражданина не содержалось сведений о конкретном адресе испрашиваемого участка, поэтому невозможно было произвести его выбор и предоставление, несостоятельно, так как отсутствие таких сведений не препятствовало рассмотрению заявления по существу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда на основании доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зонального районного суда Алтайского края от 08 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Зонального района Алтайского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)