Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Горячевой Ю.Ю., судей Валявиной Е.Ю., Сарбаша С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 08.10.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2012 по делу N А40-111150/11-155-953, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2012 по тому же делу.
Суд
установил:
Администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - общество "Газпром") о взыскании 5 194 457 рублей 73 копеек задолженности по арендной плате и 1 381 415 рублей 73 копеек пеней за нарушение сроков оплаты за период с 01.01.2009 по 22.08.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет муниципального хозяйства Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области и закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2012, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012, в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа Постановлением от 10.09.2012 оставил указанные судебные акты без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, повлекшее нарушение публичных интересов в сфере местного самоуправления.
Изучив материалы дела, доводы администрации, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В данном деле спорным является вопрос определения размера арендной платы в отношении трех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и правом распоряжения которыми наделены органы местного самоуправления.
Согласно кадастровым паспортам и заключенным между администрацией и обществом "Газпром" договорам аренды от 07.12.2007 N 2564, N 2565 и N 2566 спорные земельные участки, входящие в категории земель "земли населенных пунктов" и "земли промышленности", предоставлены под эксплуатацию компрессорной станции "Жирновская" в составе стройки "Газопровод Починки - Изобильное - Северо-Ставропольское подземное хранилище газа (участок Петровск - Фролово - Изобильное)".
По условиям этих договоров аренды годовая арендная плата за право пользования земельными участками является регулируемой, устанавливается представительным органом местного самоуправления и рассчитывается путем умножения площади арендуемого земельного участка на базовую ставку, определяемую исходя из нормативной цены земли за 1 кв. метр с учетом применения к ней различных коэффициентов.
В обоснование иска администрация указала на обязанность общества "Газпром" уплачивать арендную плату за пользование спорными земельными участками в размере, установленном органом местного самоуправления.
Отказывая в иске, суды пришли к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, а также СНиП 2.05.06.85* "Магистральные трубопроводы" наземная компрессорная станция магистрального газопровода является его неотъемлемой технологической частью как линейного объекта.
Предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом, и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (как в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время; далее - Вводный закон к Земельному кодексу) арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Суды признали спорные земельные участки ограниченными в обороте, а потому, руководствуясь названной нормой, установили, что предписанный для них законом предельный размер годовой арендной платы составляет полтора процента от кадастровой стоимости. В результате у общества "Газпром", производившего ранее оплату по установленным органом местного самоуправления ставкам арендной платы, образовалась не задолженность, а переплата.
Обосновывая свой вывод, суды указали следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газотранспортной организацией является организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Согласно уставу общество "Газпром" осуществляет деятельность, в том числе по транспортировке природного газа, по развитию и эксплуатации газотранспортных систем и подземных хранилищ газа. Оно включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "транспортировка природного газа по трубопроводам".
Спорные земельные участки предоставлены в аренду под компрессорную станцию, совокупность объектов которой является неотъемлемой технологической частью магистральных газопроводов, и используется обществом "Газпром" как газотранспортной организацией.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Поскольку общество "Газпром" является газотранспортной организацией, предоставленные для его нужд земельные участки ограничены в обороте, что в силу закона ограничивает размер взимаемой за них годовой арендной платы полутора процентами кадастровой стоимости этих участков.
Между тем по вопросу о том, какой именно предельный размер годовой арендной платы из трех установленных законом значений должен применяться для занятых подобными линейными объектами земельных участков, возможна и другая правовая позиция, которая обосновывается следующим.
По смыслу пункта 2 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу (что не исключает иного регулирования специальным законом), если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами от кадастровой стоимости.
Если земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте или относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то подлежит применению предельная ставка годовой арендной платы, определенная для земельного участка, отвечающего соответствующему критерию, либо наименьшая из предельных ставок для земельных участков, подпадающих одновременно под несколько критериев.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку Земельный кодекс не содержит исчерпывающего перечня организаций транспорта для целей определения содержания этого понятия, по мнению судебной коллегии, могут быть использованы соответствующие положения специальных законов.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с пунктами 7, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливо-энергетического комплекса" под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, собственники таких объектов как трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов относятся к организациям топливно-энергетического комплекса, а не к организациям транспорта.
С учетом изложенного, земли, на которых расположены такие трубопроводы, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса и не относятся к ограниченным в обороте.
Соответствующий вывод не противоречит положениям статьи 90 Земельного кодекса о землях транспорта и в частности трубопроводного транспорта.
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 90 Земельного кодекса собственникам подземных трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
По объектам систем газоснабжения дополнительно установлен специальный запрет на создание препятствий по их обслуживанию, ремонту, ликвидации последствий аварий и катастроф. Помимо того, на земельных участках в границах охранных зон объектов газоснабжения при их хозяйственном использовании запрещено строительство зданий, строений, сооружений ближе установленных нормативными документами минимальных расстояний до объектов газоснабжения.
Таким образом, упомянутые пункты статьи 90 Земельного кодекса устанавливают ограничения не по обороту земельных участков (переходу прав), а ограничения по фактическому использованию земельных участков, на и под которыми расположены трубопроводы, а также в границах охранных зон объектов газоснабжения, действующие в отношении всякого собственника и пользователя соответствующего земельного участка.
Из этой статьи нельзя сделать вывод о том, что собственник всякого объекта трубопроводного транспорта должен считаться организацией транспорта.
Высказанная судами по настоящему делу противоположная позиция означает, что к транспортным организациям должны быть причислены все владельцы магистральных трубопроводов, транспортирующие ресурсы. Соответственно, все земельные участки, в границах которых проходят такие трубопроводы, получат статус ограниченных в обороте и должны предоставляться в аренду исходя из предельного годового размера арендной платы не более полутора процентов кадастровой стоимости. Установить годовую арендную плату, равную двум процентам кадастровой стоимости земельных участков, можно будет лишь для тех, которые заняты линейными объектами органов связи.
Между тем пункт 2 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу в редакции, действовавшей до 30.10.2007, вместо перечисления линейных объектов использовал понятие "объекты транспортных систем естественных монополий".
Исходя из толкования названного пункта после его изложения в новой редакции (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, действующей в этой части без изменения по настоящее время), сформулированного в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, закрепленное в нем положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железные дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты) подлежит применению предельный размер годовой арендной платы не более двух процентов кадастровой стоимости.
Аналогичное толкование указанной нормы дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10, судебных актах, принятых по делу N А44-4267/2011 Арбитражного суда Новгородской области.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий железнодорожные перевозки, транспортировку по трубопроводам нефти, газа и нефтепродуктов, передачу электрической и тепловой энергии, с 2006 года - услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, с 2011 года - водоснабжение и водоотведение с использование систем коммунальной инфраструктуры.
По мнению коллегии судей, изменение терминологии различных законодательных актов не преследовало цели изменить установленные пунктом 2 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу единообразные критерии формирования арендной платы за публичные земельные участки, занятые линейными объектами, предназначенными для транспортировки информационных, коммунальных или природных ресурсов.
Передавая настоящее дело в Президиум, судебная коллегия также учитывает, что во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Пунктом 5 Постановления N 582 предусмотрено, что в отношении земельных участков, ставки по которым им самим не установлены (а они установлены, в частности, для земельных участков, ограниченных в обороте или переоформленных в аренду в соответствии с земельным законодательством), арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, если они предоставлены (заняты) для размещения:
- автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
- инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
- линий метрополитена;
- линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
- трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 (далее - Приказ N 9), зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.02.2011 N 19914, утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов. Эти ставки определены отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в рублях за 1 кв. метр земельного участка. Причем по смыслу пункта 2 Приказа N 9 они применяются, начиная с 2012 года, и рассчитываются с увеличением на размер уровня инфляции, установленный соответствующим законом о федеральном бюджете.
Таким образом, закрепленные статьей 3 Вводного закона к Земельному кодексу и Постановления N 582 критерии определения размера арендной платы за занятые магистральными газопроводами земельные участки являются различными, и размер исчисляемой по Постановлению N 582 арендной платы может существенно превысить размер, установленный законом.
К примеру, по одному из трех спорных земельных участков общества "Газпром" с кадастровым номером 37:07:070004:1123, общей площадью 15344 кв. метра с кадастровой стоимостью 16 724 рубля 96 копеек (т. 1, л. 92) годовая арендная плата составит: согласно Вводному закону к Земельному кодексу - 250 рублей 87 копеек (исходя из 1,5% от кадастровой стоимости) либо 334 рубля 50 копеек (исходя из 2% от кадастровой стоимости), а согласно Приказу N 9 967 рублей 10 копеек (даже без учета коэффициента инфляции).
По мнению судебной коллегии, столь значительная разница в суммах годовой арендной платы за участки одинакового целевого использования, обусловленная исключительно рангом публичного собственника, не представляется экономически оправданной и не соответствует предписанным законом ставкам.
Между тем в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что сформулированные в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
К тому же, согласно Постановлению N 582 размер арендной платы за земельные участки под линейными объектами зависит от того, были ли они ранее переоформлены в соответствии с земельным законодательством. В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 и от 10.05.2011 N 15575/10 содержится иной вывод: об ограничении годовой арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, пределами двух процентов кадастровой стоимости независимо от того, заключен ли договор аренды в связи с переоформлением права постоянного бессрочного пользования на земельный участок или нет.
При таких обстоятельствах коллегия судей считает возможным передать настоящее дело на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях определения практики применения судами положений земельного законодательства, устанавливающих основания взимания и предельные размеры годовой арендной платы, взимаемой за находящиеся в публичной собственности земельные участки под линейными объектами.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-111150/11-155-953 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 11.03.2012, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2012.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить участвующим в деле лицам представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 01.03.2013 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья
Ю.Ю.ГОРЯЧЕВА
Судьи
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
С.В.САРБАШ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 28.01.2013 N ВАС-14902/12 ПО ДЕЛУ N А40-111150/11-155-953
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. N ВАС-14902/12
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Горячевой Ю.Ю., судей Валявиной Е.Ю., Сарбаша С.В. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 08.10.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2012 по делу N А40-111150/11-155-953, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2012 по тому же делу.
Суд
установил:
Администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - общество "Газпром") о взыскании 5 194 457 рублей 73 копеек задолженности по арендной плате и 1 381 415 рублей 73 копеек пеней за нарушение сроков оплаты за период с 01.01.2009 по 22.08.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет муниципального хозяйства Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области и закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2012, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012, в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа Постановлением от 10.09.2012 оставил указанные судебные акты без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, повлекшее нарушение публичных интересов в сфере местного самоуправления.
Изучив материалы дела, доводы администрации, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В данном деле спорным является вопрос определения размера арендной платы в отношении трех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и правом распоряжения которыми наделены органы местного самоуправления.
Согласно кадастровым паспортам и заключенным между администрацией и обществом "Газпром" договорам аренды от 07.12.2007 N 2564, N 2565 и N 2566 спорные земельные участки, входящие в категории земель "земли населенных пунктов" и "земли промышленности", предоставлены под эксплуатацию компрессорной станции "Жирновская" в составе стройки "Газопровод Починки - Изобильное - Северо-Ставропольское подземное хранилище газа (участок Петровск - Фролово - Изобильное)".
По условиям этих договоров аренды годовая арендная плата за право пользования земельными участками является регулируемой, устанавливается представительным органом местного самоуправления и рассчитывается путем умножения площади арендуемого земельного участка на базовую ставку, определяемую исходя из нормативной цены земли за 1 кв. метр с учетом применения к ней различных коэффициентов.
В обоснование иска администрация указала на обязанность общества "Газпром" уплачивать арендную плату за пользование спорными земельными участками в размере, установленном органом местного самоуправления.
Отказывая в иске, суды пришли к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, а также СНиП 2.05.06.85* "Магистральные трубопроводы" наземная компрессорная станция магистрального газопровода является его неотъемлемой технологической частью как линейного объекта.
Предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом, и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (как в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды, так и в редакции, действующей в настоящее время; далее - Вводный закон к Земельному кодексу) арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Суды признали спорные земельные участки ограниченными в обороте, а потому, руководствуясь названной нормой, установили, что предписанный для них законом предельный размер годовой арендной платы составляет полтора процента от кадастровой стоимости. В результате у общества "Газпром", производившего ранее оплату по установленным органом местного самоуправления ставкам арендной платы, образовалась не задолженность, а переплата.
Обосновывая свой вывод, суды указали следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газотранспортной организацией является организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Согласно уставу общество "Газпром" осуществляет деятельность, в том числе по транспортировке природного газа, по развитию и эксплуатации газотранспортных систем и подземных хранилищ газа. Оно включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "транспортировка природного газа по трубопроводам".
Спорные земельные участки предоставлены в аренду под компрессорную станцию, совокупность объектов которой является неотъемлемой технологической частью магистральных газопроводов, и используется обществом "Газпром" как газотранспортной организацией.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Поскольку общество "Газпром" является газотранспортной организацией, предоставленные для его нужд земельные участки ограничены в обороте, что в силу закона ограничивает размер взимаемой за них годовой арендной платы полутора процентами кадастровой стоимости этих участков.
Между тем по вопросу о том, какой именно предельный размер годовой арендной платы из трех установленных законом значений должен применяться для занятых подобными линейными объектами земельных участков, возможна и другая правовая позиция, которая обосновывается следующим.
По смыслу пункта 2 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу (что не исключает иного регулирования специальным законом), если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами от кадастровой стоимости.
Если земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте или относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то подлежит применению предельная ставка годовой арендной платы, определенная для земельного участка, отвечающего соответствующему критерию, либо наименьшая из предельных ставок для земельных участков, подпадающих одновременно под несколько критериев.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Поскольку Земельный кодекс не содержит исчерпывающего перечня организаций транспорта для целей определения содержания этого понятия, по мнению судебной коллегии, могут быть использованы соответствующие положения специальных законов.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с пунктами 7, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливо-энергетического комплекса" под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, в число которых входят линейные объекты, определяемые как система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, собственники таких объектов как трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов относятся к организациям топливно-энергетического комплекса, а не к организациям транспорта.
С учетом изложенного, земли, на которых расположены такие трубопроводы, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса и не относятся к ограниченным в обороте.
Соответствующий вывод не противоречит положениям статьи 90 Земельного кодекса о землях транспорта и в частности трубопроводного транспорта.
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 90 Земельного кодекса собственникам подземных трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
По объектам систем газоснабжения дополнительно установлен специальный запрет на создание препятствий по их обслуживанию, ремонту, ликвидации последствий аварий и катастроф. Помимо того, на земельных участках в границах охранных зон объектов газоснабжения при их хозяйственном использовании запрещено строительство зданий, строений, сооружений ближе установленных нормативными документами минимальных расстояний до объектов газоснабжения.
Таким образом, упомянутые пункты статьи 90 Земельного кодекса устанавливают ограничения не по обороту земельных участков (переходу прав), а ограничения по фактическому использованию земельных участков, на и под которыми расположены трубопроводы, а также в границах охранных зон объектов газоснабжения, действующие в отношении всякого собственника и пользователя соответствующего земельного участка.
Из этой статьи нельзя сделать вывод о том, что собственник всякого объекта трубопроводного транспорта должен считаться организацией транспорта.
Высказанная судами по настоящему делу противоположная позиция означает, что к транспортным организациям должны быть причислены все владельцы магистральных трубопроводов, транспортирующие ресурсы. Соответственно, все земельные участки, в границах которых проходят такие трубопроводы, получат статус ограниченных в обороте и должны предоставляться в аренду исходя из предельного годового размера арендной платы не более полутора процентов кадастровой стоимости. Установить годовую арендную плату, равную двум процентам кадастровой стоимости земельных участков, можно будет лишь для тех, которые заняты линейными объектами органов связи.
Между тем пункт 2 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу в редакции, действовавшей до 30.10.2007, вместо перечисления линейных объектов использовал понятие "объекты транспортных систем естественных монополий".
Исходя из толкования названного пункта после его изложения в новой редакции (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, действующей в этой части без изменения по настоящее время), сформулированного в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, закрепленное в нем положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железные дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты) подлежит применению предельный размер годовой арендной платы не более двух процентов кадастровой стоимости.
Аналогичное толкование указанной нормы дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10, судебных актах, принятых по делу N А44-4267/2011 Арбитражного суда Новгородской области.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий железнодорожные перевозки, транспортировку по трубопроводам нефти, газа и нефтепродуктов, передачу электрической и тепловой энергии, с 2006 года - услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, с 2011 года - водоснабжение и водоотведение с использование систем коммунальной инфраструктуры.
По мнению коллегии судей, изменение терминологии различных законодательных актов не преследовало цели изменить установленные пунктом 2 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу единообразные критерии формирования арендной платы за публичные земельные участки, занятые линейными объектами, предназначенными для транспортировки информационных, коммунальных или природных ресурсов.
Передавая настоящее дело в Президиум, судебная коллегия также учитывает, что во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Пунктом 5 Постановления N 582 предусмотрено, что в отношении земельных участков, ставки по которым им самим не установлены (а они установлены, в частности, для земельных участков, ограниченных в обороте или переоформленных в аренду в соответствии с земельным законодательством), арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, если они предоставлены (заняты) для размещения:
- автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
- инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
- линий метрополитена;
- линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
- трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 (далее - Приказ N 9), зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.02.2011 N 19914, утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов. Эти ставки определены отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в рублях за 1 кв. метр земельного участка. Причем по смыслу пункта 2 Приказа N 9 они применяются, начиная с 2012 года, и рассчитываются с увеличением на размер уровня инфляции, установленный соответствующим законом о федеральном бюджете.
Таким образом, закрепленные статьей 3 Вводного закона к Земельному кодексу и Постановления N 582 критерии определения размера арендной платы за занятые магистральными газопроводами земельные участки являются различными, и размер исчисляемой по Постановлению N 582 арендной платы может существенно превысить размер, установленный законом.
К примеру, по одному из трех спорных земельных участков общества "Газпром" с кадастровым номером 37:07:070004:1123, общей площадью 15344 кв. метра с кадастровой стоимостью 16 724 рубля 96 копеек (т. 1, л. 92) годовая арендная плата составит: согласно Вводному закону к Земельному кодексу - 250 рублей 87 копеек (исходя из 1,5% от кадастровой стоимости) либо 334 рубля 50 копеек (исходя из 2% от кадастровой стоимости), а согласно Приказу N 9 967 рублей 10 копеек (даже без учета коэффициента инфляции).
По мнению судебной коллегии, столь значительная разница в суммах годовой арендной платы за участки одинакового целевого использования, обусловленная исключительно рангом публичного собственника, не представляется экономически оправданной и не соответствует предписанным законом ставкам.
Между тем в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что сформулированные в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
К тому же, согласно Постановлению N 582 размер арендной платы за земельные участки под линейными объектами зависит от того, были ли они ранее переоформлены в соответствии с земельным законодательством. В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 и от 10.05.2011 N 15575/10 содержится иной вывод: об ограничении годовой арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, пределами двух процентов кадастровой стоимости независимо от того, заключен ли договор аренды в связи с переоформлением права постоянного бессрочного пользования на земельный участок или нет.
При таких обстоятельствах коллегия судей считает возможным передать настоящее дело на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях определения практики применения судами положений земельного законодательства, устанавливающих основания взимания и предельные размеры годовой арендной платы, взимаемой за находящиеся в публичной собственности земельные участки под линейными объектами.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-111150/11-155-953 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 11.03.2012, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2012.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить участвующим в деле лицам представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 01.03.2013 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья
Ю.Ю.ГОРЯЧЕВА
Судьи
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
С.В.САРБАШ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)