Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2013 по делу N А07-11965/2011 (судья Кручинина Н.Е.).
Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее также - КУМС Иглинского района, Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Акбердинский" (далее - ООО "Акбердинский", Общество, ответчик) о признании договора от 18.08.2008 N 136-08-26-зем аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:161202:3 недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата земельного участка истцу (т. 1, л.д. 10-13).
Решением от 13.03.2013 (резолютивная часть объявлена 26.02.2013) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1, л.д. 146-153).
В апелляционной жалобе КУМС Иглинского района просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 3-6). В обоснование указанных требований приводит следующие доводы.
Судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что от общества "Акбердинский" заявления о предоставлении земельных участков в 2008 году в администрацию муниципального района не поступали. Суд не учел, что опубликованное в печатном издании "Иглинские вести", в номере 67-68 (8497-8498) от 10.06.2008, информационное сообщение не содержит сведений о проведении торгов на право заключения договоров аренды сельскохозяйственных земель. В связи с чем, при предоставлении спорного земельного участка ответчику органом местного самоуправления не были соблюдены требования Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного апеллянт полагает договор аренды от 18.08.2008 N 136-08-26-зем недействительным, обратные выводы суда - ошибочными, и просит арбитражный суд апелляционной инстанции исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что не позднее 16.05.2008 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о постановке на учет земельного участка общей площадью 1409000 кв. м (140,9 га) с кадастровым номером 02:26:161202:3. Категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства". Местоположение - "Республика Башкортостан, Иглинский район, в границах СП Акбердинский сельсовет". В подтверждение данного обстоятельства выдан кадастровый паспорт от 01.08.2008 N 226/08-14-0908 (т. 1, л.д. 86-87).
10.06.2008 в печатном издании, в общественно-политической газете района "Иглинские вести", в номере 67-68 (8497-8498), Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было опубликовано информационное сообщение следующего содержания: Администрация муниципального района Иглинский район принимает заявки на предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного производства вблизи д. Карамалы с кадастровым номером 02:26:161202:3 площадью 1409000 кв. м, с кадастровым номером 02:26:161101:204 площадью 4785335 кв. м, вблизи с. Акбердино с кадастровым номером 02:26:000000:165 площадью 7380000 кв. м, по адресу: с. Иглино, ул. Ленина, 58, тел. 2-11-79 (т. 1, л.д. 20, 135).
18.07.2008 Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было вынесено постановление N 07-1768 о предоставлении обществу "Акбердинский" земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:161202:3 площадью 1409000 кв. м, 02:26:161101:204 площадью 4785335 кв. м, 02:26:000000:165 площадью 7380000 кв. м в аренду на 49 лет (т. 1, л.д. 14-15, 83).
На основании указанного постановления между Муниципальным управлением земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (впоследствии переименовано в КУМС Иглинского района - т. 1, л.д. 25; арендодатель) и ООО "Акбердинский" (арендатор) был подписан договор от 18.08.2008 N 136-08-26-зем. По условиям данной сделки арендодатель обязался предоставить арендатору в аренду, на срок с 18.07.2008 по 18.07.2057, для ведения сельскохозяйственного производства земельный участок с кадастровым номером 02:26:161202:3 (т. 1, л.д. 16-18, 84-85).
Для целей исполнения договора аренды земли сторонами был согласован расчет размера арендной платы (т. 1, л.д. 88).
Земельный участок передан обществу "Акбердинский" по акту приема-передачи от 18.07.2008 (т. 1, л.д. 89).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 16.05.2011 N 23/005/2011-248 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:26:161202:3 обременено арендой в пользу ООО "Акбердинский" (ИНН 0224008976; ОГРН 1050200761588). Указанное обременение зарегистрировано в ЕГРП 23.09.2008, запись регистрации номер 02-04-23/023/2008-296. Срок аренды - по 18.07.2057 (т. 1, л.д. 19, 85 оборот).
19.09.2011 Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было вынесено постановление N 09-1424 об отмене ранее вынесенного постановления от 18.07.2008 N 07-1768. Данный ненормативный правовой акт мотивирован следующим: заявки на приобретение земельных участков в аренду от ООО "Акбердинский" в орган местного самоуправления в 2008 году не поступали; администрацией не были соблюдены требования закона, а именно - не были проведены торги, не было опубликовано необходимое информационное сообщение (т. 1, л.д. 90-91).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2012 по делу N А07-17695/2011 по заявлению ООО "Акбердинский" к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, при участии третьего лица - КУМС Иглинского района, постановление от 19.09.2011 N 09-1424 признано недействительным. Суд установил среди прочего, следующее. ООО "Акбердинский" обращалось в администрацию муниципального района с заявлениями (ходатайствами) от 02.06.2008 NN 21, 22, 23 о предоставлении земельных участков в аренду на 49 лет. Названные заявления содержат отметки "гл. специалисту к исполнению согл. закона" и подпись сотрудника (должностного лица) органа местного самоуправления. Заключение технико-криминалистической экспертизы факт фальсификации данных заявлений (ходатайств) не подтвердило. До вынесения постановления от 18.07.2008 N 07-1768 органом местного самоуправления в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в газете "Иглинские вести" от 10.06.2008 N 67-68 (8497-8498) было опубликовано информационное сообщение о принятии заявок на предоставление трех земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду. В связи с этим, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности постановления от 19.09.2011 N 09-1424 (т. 1, л.д. 119-126).
Ссылаясь на нормы статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на справку администрации Иглинского района от 24.06.2011 N 01-23-320/09 и справку от 27.06.2011 б/н, КУМС Иглинского района обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском (о признании договора аренды недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что при предоставлении спорного земельного участка в аренду ответчику органом местного самоуправления были соблюдены требования земельного законодательства Российской Федерации. При этом суд учел наличие преюдициального для настоящего спора вступившего в законную силу судебного акта по делу N А07-17695/2011.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 64 - 71 АПК РФ, коллегия судей находит верными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания договора аренды недействительным (ничтожным) по мотиву нарушения установленной федеральными законами процедуры предоставления государственных или муниципальных сельскохозяйственных земель в аренду частным лицам.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ).
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Нормой пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) регламентировано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, в силу пункта 2 названной статьи Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1 статьи 34 ЗК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По требованию о признании сделки недействительной (ничтожной) на истца возлагается обязанность представить относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства в подтверждение факта недействительности этой сделки. Истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора.
Между тем, вопреки доводам и требованиям Комитета из материалов дела не следует, что при предоставлении земельного участка Обществу была нарушена установленная статьей 10 Закона N 101-ФЗ и статей 34 ЗК РФ процедура предоставления земель сельскохозяйственного назначения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Как указано выше, по результатам рассмотрения дела N А07-17695/2011, участие в котором принимали общество "Акбердинский", администрация муниципального района и КУМС Иглинского района, Арбитражным судом Республики Башкортостан установлен факт обращения названного общества в орган местного самоуправления с заявлением от 02.06.2008 N 21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:161202:3 площадью 1 409 000 кв. м в аренду сроком на 49 лет.
Копия соответствующего заявления представлена в материалы настоящего дела (т. 1, л.д. 140).
Поскольку Комитет (истец) и Общество (ответчик) принимали участие в рассмотрении арбитражного дела N А07-17695/2011 по существу, факт обращения последнего с заявлением о предоставлении земельного участка повторному доказыванию не подлежит.
Следует отметить, что копия заявления содержит отметку - распоряжение должностного лица - о передаче письменного обращения юридического лица к исполнению.
Справка администрации Иглинского района от 24.06.2011 N 01-23-320/09, а также справка Комитета от 27.06.2011 б/н, не опровергают обстоятельств, ранее установленных при рассмотрении иного арбитражного дела. Отсутствие регистрации поступившего в орган местного самоуправления письменного обращения частного лица не является безусловным доказательством, опровергающим факт подачи заявления в уполномоченный орган власти, в том числе, определенному его должностному лицу. Более того, к справке от 24.06.2011 N 01-23-320/09 не приложены документы (журнал регистрации входящей корреспонденции), подтверждающие поименованные в данном документе обстоятельства, что в данном случае препятствует установлению достоверности доказательства применительно к части 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценивая справку Комитета от 27.06.2011 б/н, апелляционный суд принимает во внимание заинтересованность данного субъекта в разрешении рассматриваемого спора по существу, а также отсутствие в деле документов регистрационного (внутреннего) учета истцом письменных обращений юридических лиц о предоставлении земельных участков на праве аренды.
Поименованные выше справки не могут быть положены в основу вывода о несоблюдении (нарушении) требований пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в силу отсутствия заявления ООО "Акбердинский" о предоставлении спорного земельного участка в аренду, противоречащего преюдициальному судебному акту, установившему соответствующее обстоятельство - факт обращения.
В свою очередь, информационное сообщение, опубликованное в печатном издании "Иглинские вести", в номере от 10.06.2008 N 67-68 (8497-8498), соответствует требованиям пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В тексте данного сообщения указано на прием заявок от лиц, желающих приобрести права аренды на три земельных участка сельскохозяйственного назначения, приведены кадастровые номера предполагаемых к предоставлению земельных участков, а также их площади.
Поскольку заявлений от иных физических и/или юридических лиц о предоставлении спорного участка в аренду в орган местного самоуправления не поступило, администрацией муниципального района Иглинский район было правомерно вынесено постановление от 18.07.2008 N 07-1768 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:161202:3 площадью 1 409 000 кв. м обществу "Акбердинский" в аренду.
Тем самым, при предоставлении органом местного самоуправления спорного земельного участка в аренду обществу "Акбердинский" требования земельного законодательства Российской Федерации были соблюдены.
В силу чего норма статьи 168 Гражданского кодекса РФ к договору аренды от 18.08.2008 N 136-08-26-зем применена быть не может.
С учетом изложенного выше, решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца (податель апелляционной жалобы).
Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации КУМС Иглинского района, выступающий в данном случае в качестве органа местного самоуправления, освобожден от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2013 по делу N А07-11965/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 N 18АП-4825/2013 ПО ДЕЛУ N А07-11965/2011
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. N 18АП-4825/2013
Дело N А07-11965/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2013 по делу N А07-11965/2011 (судья Кручинина Н.Е.).
Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее также - КУМС Иглинского района, Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Акбердинский" (далее - ООО "Акбердинский", Общество, ответчик) о признании договора от 18.08.2008 N 136-08-26-зем аренды земельного участка с кадастровым номером 02:26:161202:3 недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата земельного участка истцу (т. 1, л.д. 10-13).
Решением от 13.03.2013 (резолютивная часть объявлена 26.02.2013) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1, л.д. 146-153).
В апелляционной жалобе КУМС Иглинского района просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 3-6). В обоснование указанных требований приводит следующие доводы.
Судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что от общества "Акбердинский" заявления о предоставлении земельных участков в 2008 году в администрацию муниципального района не поступали. Суд не учел, что опубликованное в печатном издании "Иглинские вести", в номере 67-68 (8497-8498) от 10.06.2008, информационное сообщение не содержит сведений о проведении торгов на право заключения договоров аренды сельскохозяйственных земель. В связи с чем, при предоставлении спорного земельного участка ответчику органом местного самоуправления не были соблюдены требования Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного апеллянт полагает договор аренды от 18.08.2008 N 136-08-26-зем недействительным, обратные выводы суда - ошибочными, и просит арбитражный суд апелляционной инстанции исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что не позднее 16.05.2008 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о постановке на учет земельного участка общей площадью 1409000 кв. м (140,9 га) с кадастровым номером 02:26:161202:3. Категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства". Местоположение - "Республика Башкортостан, Иглинский район, в границах СП Акбердинский сельсовет". В подтверждение данного обстоятельства выдан кадастровый паспорт от 01.08.2008 N 226/08-14-0908 (т. 1, л.д. 86-87).
10.06.2008 в печатном издании, в общественно-политической газете района "Иглинские вести", в номере 67-68 (8497-8498), Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было опубликовано информационное сообщение следующего содержания: Администрация муниципального района Иглинский район принимает заявки на предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного производства вблизи д. Карамалы с кадастровым номером 02:26:161202:3 площадью 1409000 кв. м, с кадастровым номером 02:26:161101:204 площадью 4785335 кв. м, вблизи с. Акбердино с кадастровым номером 02:26:000000:165 площадью 7380000 кв. м, по адресу: с. Иглино, ул. Ленина, 58, тел. 2-11-79 (т. 1, л.д. 20, 135).
18.07.2008 Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было вынесено постановление N 07-1768 о предоставлении обществу "Акбердинский" земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:161202:3 площадью 1409000 кв. м, 02:26:161101:204 площадью 4785335 кв. м, 02:26:000000:165 площадью 7380000 кв. м в аренду на 49 лет (т. 1, л.д. 14-15, 83).
На основании указанного постановления между Муниципальным управлением земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (впоследствии переименовано в КУМС Иглинского района - т. 1, л.д. 25; арендодатель) и ООО "Акбердинский" (арендатор) был подписан договор от 18.08.2008 N 136-08-26-зем. По условиям данной сделки арендодатель обязался предоставить арендатору в аренду, на срок с 18.07.2008 по 18.07.2057, для ведения сельскохозяйственного производства земельный участок с кадастровым номером 02:26:161202:3 (т. 1, л.д. 16-18, 84-85).
Для целей исполнения договора аренды земли сторонами был согласован расчет размера арендной платы (т. 1, л.д. 88).
Земельный участок передан обществу "Акбердинский" по акту приема-передачи от 18.07.2008 (т. 1, л.д. 89).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 16.05.2011 N 23/005/2011-248 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:26:161202:3 обременено арендой в пользу ООО "Акбердинский" (ИНН 0224008976; ОГРН 1050200761588). Указанное обременение зарегистрировано в ЕГРП 23.09.2008, запись регистрации номер 02-04-23/023/2008-296. Срок аренды - по 18.07.2057 (т. 1, л.д. 19, 85 оборот).
19.09.2011 Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было вынесено постановление N 09-1424 об отмене ранее вынесенного постановления от 18.07.2008 N 07-1768. Данный ненормативный правовой акт мотивирован следующим: заявки на приобретение земельных участков в аренду от ООО "Акбердинский" в орган местного самоуправления в 2008 году не поступали; администрацией не были соблюдены требования закона, а именно - не были проведены торги, не было опубликовано необходимое информационное сообщение (т. 1, л.д. 90-91).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2012 по делу N А07-17695/2011 по заявлению ООО "Акбердинский" к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, при участии третьего лица - КУМС Иглинского района, постановление от 19.09.2011 N 09-1424 признано недействительным. Суд установил среди прочего, следующее. ООО "Акбердинский" обращалось в администрацию муниципального района с заявлениями (ходатайствами) от 02.06.2008 NN 21, 22, 23 о предоставлении земельных участков в аренду на 49 лет. Названные заявления содержат отметки "гл. специалисту к исполнению согл. закона" и подпись сотрудника (должностного лица) органа местного самоуправления. Заключение технико-криминалистической экспертизы факт фальсификации данных заявлений (ходатайств) не подтвердило. До вынесения постановления от 18.07.2008 N 07-1768 органом местного самоуправления в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в газете "Иглинские вести" от 10.06.2008 N 67-68 (8497-8498) было опубликовано информационное сообщение о принятии заявок на предоставление трех земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду. В связи с этим, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности постановления от 19.09.2011 N 09-1424 (т. 1, л.д. 119-126).
Ссылаясь на нормы статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на справку администрации Иглинского района от 24.06.2011 N 01-23-320/09 и справку от 27.06.2011 б/н, КУМС Иглинского района обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском (о признании договора аренды недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что при предоставлении спорного земельного участка в аренду ответчику органом местного самоуправления были соблюдены требования земельного законодательства Российской Федерации. При этом суд учел наличие преюдициального для настоящего спора вступившего в законную силу судебного акта по делу N А07-17695/2011.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 64 - 71 АПК РФ, коллегия судей находит верными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания договора аренды недействительным (ничтожным) по мотиву нарушения установленной федеральными законами процедуры предоставления государственных или муниципальных сельскохозяйственных земель в аренду частным лицам.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ).
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Нормой пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) регламентировано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, в силу пункта 2 названной статьи Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1 статьи 34 ЗК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По требованию о признании сделки недействительной (ничтожной) на истца возлагается обязанность представить относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства в подтверждение факта недействительности этой сделки. Истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора.
Между тем, вопреки доводам и требованиям Комитета из материалов дела не следует, что при предоставлении земельного участка Обществу была нарушена установленная статьей 10 Закона N 101-ФЗ и статей 34 ЗК РФ процедура предоставления земель сельскохозяйственного назначения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Как указано выше, по результатам рассмотрения дела N А07-17695/2011, участие в котором принимали общество "Акбердинский", администрация муниципального района и КУМС Иглинского района, Арбитражным судом Республики Башкортостан установлен факт обращения названного общества в орган местного самоуправления с заявлением от 02.06.2008 N 21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:161202:3 площадью 1 409 000 кв. м в аренду сроком на 49 лет.
Копия соответствующего заявления представлена в материалы настоящего дела (т. 1, л.д. 140).
Поскольку Комитет (истец) и Общество (ответчик) принимали участие в рассмотрении арбитражного дела N А07-17695/2011 по существу, факт обращения последнего с заявлением о предоставлении земельного участка повторному доказыванию не подлежит.
Следует отметить, что копия заявления содержит отметку - распоряжение должностного лица - о передаче письменного обращения юридического лица к исполнению.
Справка администрации Иглинского района от 24.06.2011 N 01-23-320/09, а также справка Комитета от 27.06.2011 б/н, не опровергают обстоятельств, ранее установленных при рассмотрении иного арбитражного дела. Отсутствие регистрации поступившего в орган местного самоуправления письменного обращения частного лица не является безусловным доказательством, опровергающим факт подачи заявления в уполномоченный орган власти, в том числе, определенному его должностному лицу. Более того, к справке от 24.06.2011 N 01-23-320/09 не приложены документы (журнал регистрации входящей корреспонденции), подтверждающие поименованные в данном документе обстоятельства, что в данном случае препятствует установлению достоверности доказательства применительно к части 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценивая справку Комитета от 27.06.2011 б/н, апелляционный суд принимает во внимание заинтересованность данного субъекта в разрешении рассматриваемого спора по существу, а также отсутствие в деле документов регистрационного (внутреннего) учета истцом письменных обращений юридических лиц о предоставлении земельных участков на праве аренды.
Поименованные выше справки не могут быть положены в основу вывода о несоблюдении (нарушении) требований пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в силу отсутствия заявления ООО "Акбердинский" о предоставлении спорного земельного участка в аренду, противоречащего преюдициальному судебному акту, установившему соответствующее обстоятельство - факт обращения.
В свою очередь, информационное сообщение, опубликованное в печатном издании "Иглинские вести", в номере от 10.06.2008 N 67-68 (8497-8498), соответствует требованиям пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В тексте данного сообщения указано на прием заявок от лиц, желающих приобрести права аренды на три земельных участка сельскохозяйственного назначения, приведены кадастровые номера предполагаемых к предоставлению земельных участков, а также их площади.
Поскольку заявлений от иных физических и/или юридических лиц о предоставлении спорного участка в аренду в орган местного самоуправления не поступило, администрацией муниципального района Иглинский район было правомерно вынесено постановление от 18.07.2008 N 07-1768 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:26:161202:3 площадью 1 409 000 кв. м обществу "Акбердинский" в аренду.
Тем самым, при предоставлении органом местного самоуправления спорного земельного участка в аренду обществу "Акбердинский" требования земельного законодательства Российской Федерации были соблюдены.
В силу чего норма статьи 168 Гражданского кодекса РФ к договору аренды от 18.08.2008 N 136-08-26-зем применена быть не может.
С учетом изложенного выше, решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца (податель апелляционной жалобы).
Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации КУМС Иглинского района, выступающий в данном случае в качестве органа местного самоуправления, освобожден от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2013 по делу N А07-11965/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)