Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Воробьевой И.О., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от дачного некоммерческого товарищества "Работники искусств": Блок И.В. - председатель правления в соответствии с выпиской из протокола от 16.09.13;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2013 года по делу N А41-3102/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску дачного некоммерческого товарищества "Работники искусств" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о признании сведений недействительными,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) "Работники искусств" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113, путем внесения в ГКН в качестве кадастровой их рыночной стоимости, равной:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:110-6 792 470 рублям;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:111-3 558 664 рублям;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:112-2 586 133 рублям;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:113-648 432 рублям (т. 1, л.д. 4-5).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ДНТ "Работники искусств" уточнило заявленные требования, просило:
- - признать внесенные в ГКН 28.02.12 сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113 (удельный показатель - 1318,81 руб./кв. м) - не соответствующими рыночной стоимости данных земельных участков на указанную дату;
- - обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ДНТ "Работники искусств" на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113, путем внесения в ГКН в качестве кадастровой - их рыночную стоимость на дату 28.02.12, в отношении:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:110 - в размере 5 788 610 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:111 - в размере 4 357 047 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 2 467 471 рубль;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:113 - в размере 765 192 рубля (т. 1, л.д. 98).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2013 года сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113 (удельный показатель - 1318,81 руб./кв. м), внесенные 28.02.12, были признаны не соответствующими рыночной стоимости данных земельных участков на указанную дату; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ДНТ "Работники искусств" на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113, путем внесения в ГКН в качестве кадастровой - их рыночной стоимости на дату 28.02.12, в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:110 - в размере 5 788 610 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:111 - в размере 4 357 047 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 2 467 471 рубль;
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:113 - в размере 765 192 рубля (т. 1, 206-207).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на то, что обжалуемым судебным актом были затронуты права и законные интересы налогового органа и органа местного самоуправления, не привлеченных к участию в деле (т. 2, л.д. 3-5).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ДНТ "Работники искусств" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Работники искусств" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:110 из состава земель населенных пунктов разрешенное использование - земли общего пользования, общей площадью 326,9 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств";
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:111 из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - земли общего пользования, общей площадью 17 100 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств";
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:112 из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - земли общего пользования общей площадью 6 847 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств";
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:113 из состава земель населенных пунктов разрешенное использование - земли общего пользования, общей площадью 1 414 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.04.12 (т. 1, л.д. 10, 12, 14, 16).
28.02.12 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на основании распоряжения Министерства экологии от 25.11.11 N 236-РМ в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, которая составила для:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:110-43 044 639 рублей 59 копеек (т. 1, л.д. 11);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:111-22 551 651 рубль (т. 1, л.д. 13);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:112-9 029 892 рубля 07 копеек (т. 1, л.д. 15);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:113-1 864 797 рублей 34 копейки (т. 1, л.д. 17).
Посчитав указанную кадастровую оценку экономически несоразмерной и значительно превышающей рыночную стоимость земельных участков, ДНТ "Работники искусств" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.11 N 236-РМ были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая составила для:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:110-43 044 639 рублей 59 копеек (т. 1, л.д. 11);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:111-22 551 651 рубль (т. 1, л.д. 13);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:112-9 029 892 рубля 07 копеек (т. 1, л.д. 15);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:113-1 864 797 рублей 34 копейки (т. 1, л.д. 17).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 101112 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 15.11.12, подготовленном ООО "НЭКСИЯ" (т. 1, л.д. 18-88), а также отчете N 021/2013 от 07.05.13 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, подготовленном ООО "НЭКСИЯ" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 1, л.д. 125-198).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с Отчетом N 021/2013 от 07.05.13 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, рыночная стоимость
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:110 установлена в размере 5 788 610 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:111 - в размере 4 357 047 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 2 467 471 рубль;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:113 - в размере 765 192 рубля (т. 1, л.д. 127).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ДНТ "Работники искусств" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном рассмотрении дела в отсутствие налогового органа и органа местного самоуправления, не привлеченных к участию в деле, подлежит отклонению.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что решение считается принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, если судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности такого лица.
Содержание пункта 5 части 1 статьи 135 и части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что разрешение вопроса о привлечении к участию в деле лиц, о правах и об обязанностях которых может быть принят судебный акт, возложено на суд (по инициативе таких лиц, стороны либо по инициативе суда). Следовательно, определение круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, является обязанностью суда при осуществлении действий по подготовке дела к судебному разбирательству.
Таким образом, неустановление всех лиц, о правах и об обязанностях которых может быть принят судебный акт (повлиять на права и обязанности, затронуть права и обязанности таких лиц), может свидетельствовать о нарушении судом первой инстанции названных норм процессуального права.
Однако такое нарушение норм процессуального права, если оно не привело к принятию неправильного решения (судебных акт не принят о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле) не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, что следует из части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование необходимости привлечении к участию в настоящем деле налогового органа и органа местного самоуправления ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области указывает, что их права нарушаются поскольку в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, следовательно ее изменение затрагивает сферу, входящую в компетенцию налогового органа, а также влияет на величину налогов, поступающих в местный бюджет.
Апелляционный суд не может согласиться с данным доводом, поскольку последствием изменения кадастровой стоимости земельного участка является лишь необходимость для налогового органа рассчитывать налог на основании новых показателей, однако данным изменением не затрагиваются права и законные интересы указанного органа.
Кроме того, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не представлено доказательств того, что обжалуемым решением затронуты права и законные интересы администрации Пушкинского муниципального района Московской области.
После передачи спорных земельных участков в собственность ДНТ "Работники искусств" администрация Пушкинского муниципального района Московской области утратила какие-либо права на них.
Таким образом, обжалуемое решение и настоящее постановление о правах и об обязанностях третьих лиц не принято, никаких прав налоговому органу и органу местного самоуправления судебными актами не предоставлено, обязанностей на них не возложено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2013 года по делу N А41-3102/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-3102/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N А41-3102/13
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Воробьевой И.О., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от дачного некоммерческого товарищества "Работники искусств": Блок И.В. - председатель правления в соответствии с выпиской из протокола от 16.09.13;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2013 года по делу N А41-3102/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску дачного некоммерческого товарищества "Работники искусств" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о признании сведений недействительными,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) "Работники искусств" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113, путем внесения в ГКН в качестве кадастровой их рыночной стоимости, равной:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:110-6 792 470 рублям;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:111-3 558 664 рублям;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:112-2 586 133 рублям;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:113-648 432 рублям (т. 1, л.д. 4-5).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ДНТ "Работники искусств" уточнило заявленные требования, просило:
- - признать внесенные в ГКН 28.02.12 сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113 (удельный показатель - 1318,81 руб./кв. м) - не соответствующими рыночной стоимости данных земельных участков на указанную дату;
- - обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ДНТ "Работники искусств" на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113, путем внесения в ГКН в качестве кадастровой - их рыночную стоимость на дату 28.02.12, в отношении:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:110 - в размере 5 788 610 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:111 - в размере 4 357 047 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 2 467 471 рубль;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:113 - в размере 765 192 рубля (т. 1, л.д. 98).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2013 года сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113 (удельный показатель - 1318,81 руб./кв. м), внесенные 28.02.12, были признаны не соответствующими рыночной стоимости данных земельных участков на указанную дату; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ДНТ "Работники искусств" на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:0050114:110, 50:13:0050114:111, 50:13:0050114:112, 50:13:0050114:113, путем внесения в ГКН в качестве кадастровой - их рыночной стоимости на дату 28.02.12, в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:110 - в размере 5 788 610 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:111 - в размере 4 357 047 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 2 467 471 рубль;
- земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:113 - в размере 765 192 рубля (т. 1, 206-207).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на то, что обжалуемым судебным актом были затронуты права и законные интересы налогового органа и органа местного самоуправления, не привлеченных к участию в деле (т. 2, л.д. 3-5).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ДНТ "Работники искусств" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Работники искусств" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:110 из состава земель населенных пунктов разрешенное использование - земли общего пользования, общей площадью 326,9 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств";
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:111 из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - земли общего пользования, общей площадью 17 100 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств";
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:112 из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - земли общего пользования общей площадью 6 847 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств";
- - с кадастровым номером 50:13:0050114:113 из состава земель населенных пунктов разрешенное использование - земли общего пользования, общей площадью 1 414 кв. м, местоположение: Московская область, Пушкинский район, пос. Зеленоградский, ДНТ "Работники искусств", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.04.12 (т. 1, л.д. 10, 12, 14, 16).
28.02.12 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на основании распоряжения Министерства экологии от 25.11.11 N 236-РМ в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков, которая составила для:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:110-43 044 639 рублей 59 копеек (т. 1, л.д. 11);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:111-22 551 651 рубль (т. 1, л.д. 13);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:112-9 029 892 рубля 07 копеек (т. 1, л.д. 15);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:113-1 864 797 рублей 34 копейки (т. 1, л.д. 17).
Посчитав указанную кадастровую оценку экономически несоразмерной и значительно превышающей рыночную стоимость земельных участков, ДНТ "Работники искусств" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.11 N 236-РМ были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая составила для:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:110-43 044 639 рублей 59 копеек (т. 1, л.д. 11);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:111-22 551 651 рубль (т. 1, л.д. 13);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:112-9 029 892 рубля 07 копеек (т. 1, л.д. 15);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050114:113-1 864 797 рублей 34 копейки (т. 1, л.д. 17).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 101112 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 15.11.12, подготовленном ООО "НЭКСИЯ" (т. 1, л.д. 18-88), а также отчете N 021/2013 от 07.05.13 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, подготовленном ООО "НЭКСИЯ" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 1, л.д. 125-198).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с Отчетом N 021/2013 от 07.05.13 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, рыночная стоимость
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:110 установлена в размере 5 788 610 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:111 - в размере 4 357 047 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 2 467 471 рубль;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:113 - в размере 765 192 рубля (т. 1, л.д. 127).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ДНТ "Работники искусств" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном рассмотрении дела в отсутствие налогового органа и органа местного самоуправления, не привлеченных к участию в деле, подлежит отклонению.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что решение считается принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, если судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности такого лица.
Содержание пункта 5 части 1 статьи 135 и части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что разрешение вопроса о привлечении к участию в деле лиц, о правах и об обязанностях которых может быть принят судебный акт, возложено на суд (по инициативе таких лиц, стороны либо по инициативе суда). Следовательно, определение круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, является обязанностью суда при осуществлении действий по подготовке дела к судебному разбирательству.
Таким образом, неустановление всех лиц, о правах и об обязанностях которых может быть принят судебный акт (повлиять на права и обязанности, затронуть права и обязанности таких лиц), может свидетельствовать о нарушении судом первой инстанции названных норм процессуального права.
Однако такое нарушение норм процессуального права, если оно не привело к принятию неправильного решения (судебных акт не принят о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле) не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, что следует из части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование необходимости привлечении к участию в настоящем деле налогового органа и органа местного самоуправления ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области указывает, что их права нарушаются поскольку в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, следовательно ее изменение затрагивает сферу, входящую в компетенцию налогового органа, а также влияет на величину налогов, поступающих в местный бюджет.
Апелляционный суд не может согласиться с данным доводом, поскольку последствием изменения кадастровой стоимости земельного участка является лишь необходимость для налогового органа рассчитывать налог на основании новых показателей, однако данным изменением не затрагиваются права и законные интересы указанного органа.
Кроме того, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не представлено доказательств того, что обжалуемым решением затронуты права и законные интересы администрации Пушкинского муниципального района Московской области.
После передачи спорных земельных участков в собственность ДНТ "Работники искусств" администрация Пушкинского муниципального района Московской области утратила какие-либо права на них.
Таким образом, обжалуемое решение и настоящее постановление о правах и об обязанностях третьих лиц не принято, никаких прав налоговому органу и органу местного самоуправления судебными актами не предоставлено, обязанностей на них не возложено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2013 года по делу N А41-3102/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)