Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1385/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644002, г. Омск, ул. Красный путь, д. 5) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области от 11.08.2009 N 36/09-13637 и от 11.11.2009 N 36/09-19359, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Министерства юстиции России от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201; а также об обязании заинтересованного лица внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, разрешенное использование: для производственных целей категории земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 11.08.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, в удовлетворении требования общества отказано в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Истец, реализуя право, предоставленное ему статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования. Просил признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 357 371, 34 руб.; совершенные 27.12.2010 действия Управления и Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 156 720, 55 руб.; обязать Кадастровую палату с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 156 720, 55 руб.; с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 357 371, 34 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 269 753, 94 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2013 требования общества удовлетворены полностью. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 данное решение суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное выше постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что орган, осуществляющий кадастровый учет, неправомерно отнес спорный земельный участок к несоответствующему назначению земельного участка виду разрешенного использования (9 вид).
В письменных отзывах на жалобу ответчики указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемый судебный акт просят оставить без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого постановления, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что с целью уменьшения кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка общество 20.07.2009 обратилось в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования "для производственных целей" (кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) от 05.04.2005 N 36/05-3186). Сведения о фактическом использовании (характер деятельности) не указаны.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области от 11.08.2009 N 36/09-13637 осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 04.08.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления вынесено решение от 11.11.2009 N 36/09-19359 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления и Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных сведений о виде разрешенного использования спорного участка, являются незаконными, общество обратилось с настоящим заявлением (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости, не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Апелляционный суд, отменив обозначенное решение, указал, что рассмотрение спора об установлении кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка по существу не представляется возможным по причине выбора ненадлежащего способа защиты права.
Кассационная инстанция считает указанный вывод обоснованным.
При разрешении спора апелляционным судом учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированная в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Вместе с тем заявитель, вновь изменяя предмет заявленных требований на обжалование действий административного органа, совершенных им начиная с 27.12.2007, по существу не учел указания кассационной инстанции, что, по мнению суда апелляционной инстанции, привело к рассмотрению спора как административного, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и при ошибочной квалификации иска.
При этом было указано, что суд первой инстанции пришел к выводу о возможности внесения в кадастр, на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, указанной заявителем новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования, то есть ретроспективно. Однако установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда.
На основании изложенного апелляционная инстанция, отказывая в удовлетворении требований общества, действовал в рамках части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обозначенные им выводы являются правомерными и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, отсутствуют основания для признания выводов суда апелляционной инстанции не соответствующими нормам права, в связи с чем в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А46-1385/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А46-1385/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А46-1385/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1385/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644002, г. Омск, ул. Красный путь, д. 5) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области от 11.08.2009 N 36/09-13637 и от 11.11.2009 N 36/09-19359, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Министерства юстиции России от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201; а также об обязании заинтересованного лица внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, разрешенное использование: для производственных целей категории земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 11.08.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, в удовлетворении требования общества отказано в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Истец, реализуя право, предоставленное ему статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования. Просил признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 357 371, 34 руб.; совершенные 27.12.2010 действия Управления и Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 156 720, 55 руб.; обязать Кадастровую палату с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 156 720, 55 руб.; с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 3 357 371, 34 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, местоположение установлено относительно здания пожарного депо, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 269 753, 94 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2013 требования общества удовлетворены полностью. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 данное решение суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное выше постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что орган, осуществляющий кадастровый учет, неправомерно отнес спорный земельный участок к несоответствующему назначению земельного участка виду разрешенного использования (9 вид).
В письменных отзывах на жалобу ответчики указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемый судебный акт просят оставить без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого постановления, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что с целью уменьшения кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка общество 20.07.2009 обратилось в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования "для производственных целей" (кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) от 05.04.2005 N 36/05-3186). Сведения о фактическом использовании (характер деятельности) не указаны.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области от 11.08.2009 N 36/09-13637 осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 04.08.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3008, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления вынесено решение от 11.11.2009 N 36/09-19359 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления и Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных сведений о виде разрешенного использования спорного участка, являются незаконными, общество обратилось с настоящим заявлением (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости, не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Апелляционный суд, отменив обозначенное решение, указал, что рассмотрение спора об установлении кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка по существу не представляется возможным по причине выбора ненадлежащего способа защиты права.
Кассационная инстанция считает указанный вывод обоснованным.
При разрешении спора апелляционным судом учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированная в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Вместе с тем заявитель, вновь изменяя предмет заявленных требований на обжалование действий административного органа, совершенных им начиная с 27.12.2007, по существу не учел указания кассационной инстанции, что, по мнению суда апелляционной инстанции, привело к рассмотрению спора как административного, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и при ошибочной квалификации иска.
При этом было указано, что суд первой инстанции пришел к выводу о возможности внесения в кадастр, на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, указанной заявителем новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования, то есть ретроспективно. Однако установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда.
На основании изложенного апелляционная инстанция, отказывая в удовлетворении требований общества, действовал в рамках части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обозначенные им выводы являются правомерными и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, отсутствуют основания для признания выводов суда апелляционной инстанции не соответствующими нормам права, в связи с чем в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 по делу N А46-1385/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)