Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-17923/12

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. по делу N А41-17923/12


Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
- от истца - Глебова Е.В. по доверенности от 28.12.2012 N 94;
- от ответчика - не явились, извещены;
- от ООО "Гавринская Пойма" - Абаньшин А.С. (решение N 1), Шиляев А.В. по доверенности от 02.11.2012;
- от Управления Росреестра по Московской области - не явились, извещены;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Круглова М.С. от 20.11.2012 N ИС-17518,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года по делу N А41-17923/12, принятое судьей А.В. Гриневой, по исковому заявлению Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Гавринская Пойма", Министерства имущественных отношений Московской области, о признании отсутствующим права Российской Федерации на земельные участки,

установил:

Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации: на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020137:0010, площадью 342200 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Кузнецовский с/о, дер. Гаврино, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка; на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020138:0001, площадью 82804 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Кузнецовский с/о, дер. Гаврино, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Гавринская Пойма", Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года по делу N А41-17923/12 исковое заявление Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области ссылается на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав в настоящее время правообладателем спорных земельных участков является Российская Федерация.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Материалами дела установлено: земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020137:0010, площадью 342 200 кв. м, категория "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Кузнецовский с/о, дер. Гаврино, передан Минмособлимуществом в аренду ООО "Ника Инвест", на основании Распоряжения Минмособлимущества от 17.12.2003 N 678 (т. 2 л.д. 84, 92).
В декабре 2004 года произведена государственная регистрация договора аренды. ООО "Ника Инвест" 16.05.2006 заключило соглашение N 1 об уступке прав по данному договору аренды с ООО "Салтыковъ" (л.д. 80 т. 2).
Соглашением N 1/2011 от 01.03.2011 ООО "Салтыковъ" уступило право аренды данного участка ООО "СтройАльянс" (л.д. 67 т. 2).
На основании соглашения N 3/2011 от 24.10.2011 ООО "СтройАльянс" уступило право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020137:0010 ООО "Гавринская пойма" (л.д. 7 т. 2).
Земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020138:0001, площадью 82 804 кв. м, категория "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Кузнецовский с/о, дер. Гаврино, передан Минмособлимуществом в аренду ООО "Ника Инвест", на основании Распоряжения Минмособлимущества от 17.12.2003 N 679 (л.д. 129 т. 1).
Государственная регистрация договора аренды произведена 03 декабря 2004 года. ООО "Ника Инвест" 16.05.2006 заключило соглашение N 2 об уступке прав по данному договору аренды с ООО "Салтыковъ" (л.д. 117 т. 1).
Соглашением N 2/2011 от 01.03.2011 ООО "Салтыковъ" уступило право аренды данного участка ООО "СтройАльянс" (л.д. 111 т. 1).
На основании соглашения N 4/2011 от 24.10.2011 ООО "СтройАльянс" уступило право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020138:0001 ООО "Гавринская пойма" (л.д. 99 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на 14.08.2012, арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0020137:0010 и 50:17:0020138:0001 является ООО "Гавринская пойма" (л.д. 84 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве правообладателя спорных земельных участков (вид права - собственность) указана Российская Федерация.
Истец считает, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю были определены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю (действовавшего до 01.07.2006).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, были перечислены в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Между тем, спорные земельные участки не соответствовали ни одному из критериев, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 342 200 кв. м с кадастровым номером 50:17:0020137:0010 и земельный участок площадью 82804 кв. м с кадастровым номером 50:17:0020138:0001 ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не могут быть отнесен к землям Российской Федерации.
Указанные земельные участки не являются участком лесного фонда, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям обороны и безопасности. Земельные участки находятся в аренде у ООО "Гавринская пойма". Доказательства иного в материалы дела не представлено.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорный земельный участок в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данного земельного участка к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В отношении спорных земельных участков соответствующие федеральные законы не принимались и данные земельные участки Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретались.
Следовательно, земельные участки находились в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
Запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки была произведена в нарушение действующего законодательства, а именно: пункта 1 статьи 17, статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.07.2006), Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Кроме того, регистрация права собственности Российской Федерации была произведена в отсутствие заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти, то есть с нарушением статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки произведена при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" не действует с 01 июля 2006 года.


Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие критериев, установленных статьей 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорные земельные участки к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации, Павлово-Посадского муниципального района Московской области на спорные земельные участки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данными земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, более того, не указывает, что земельные участки могут быть отнесены к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года по делу N А41-17923/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)