Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.
при участии в судебном заседании:
главы крестьянского хозяйства "Березовое" Егорова Федора Никитича (личность установлена по паспорту) и представителя заявителя Тимушева А.С., действующего на основании доверенности от 13.05.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Егорова Федора Никитича главы крестьянского хозяйства "Березовое"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2013 по делу N А29-10400/2012, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению Егорова Федора Никитича главы крестьянского хозяйства "Березовое" (ИНН: 113001230, ОГРН: 1031100930321)
к Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (ИНН: 1113001350, ОГРН: 1021101017960),
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Егоров Федор Никитич глава крестьянского хозяйства "Березовое" (далее - заявитель, Егоров Ф.Н., глава крестьянского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (далее - ответчик, Администрация), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 07.11.2012 об отказе в переоформлении в собственность земельного участка площадью 171185 кв. м с кадастровым номером 11:06:0000000:124 и об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 15.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Егоров Ф.Н. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению главы крестьянского хозяйства, выводы суда первой инстанции о том, что заявитель не представил доказательств, что в период с 1991 года и до 2012 года крестьянское хозяйство "Березовое" осуществляло реальную хозяйственную деятельность на выделенном ему земельном участка, а также о том, что спорный земельный участок был выделен из земель населенных пунктов, что является недопустимым в силу законодательства, не относятся к существу данного судебного спора и подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ответчик приводит доводы о том, что крестьянского хозяйства "Березовое" на предоставленных для его организации земельных участках хозяйственную деятельность не осуществляет, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и в силу статьи 83 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предназначен для строительства жилых домов.
Администрация и Кадастровая палата заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 1992 году Егорову Ф.Н. для организации крестьянского хозяйства "Березовое" выдан Государственный акт N Кр-2 на право пожизненного наследуемого владения, согласно которому Егорову Ф.Н. решениями Корткеросского райисполкома от 15.10.1991 N 328 и от 17.03.1992 N 77 предоставляется 53 гектара земель в пожизненное наследуемое владение, местонахождение земель: с. Додзь Корткеросского района (т. 1, л.д. 19). В экспликации к Государственному акту указано, что в состав предоставленного земельного участка включены: 5 га сельскохозяйственных угодий, 1 га пашни, 4 га сенокосы, 47 га лесов и кустарников, 1 га других земель (т. 1, л.д. 20).
Из переданных для организации крестьянского хозяйства земель были сформированы 3 земельных участка:
- - с кадастровым номером 11:06:0401001:475, площадью 342200 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения;
- - с кадастровым номером 116064101003:59, площадью 13797 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Коми, район Корткеросский, с. Додзь, разрешенное использование: для обслуживания крестьянского хозяйства "Березовское" (т. 1, л.д. 42);
- - с кадастровым номером 11:06:4101001:213, площадью 157407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Коми, район Корткеросский, с. Додзь, разрешенное использование: для обслуживания крестьянского хозяйства "Березовское" (т. 1, л.д. 37).
Земельный участок с кадастровым номером 11:06:0401001:475 заявителем приватизирован.
В приобретении в собственность двух земельных участков с кадастровыми номерами 116064101003:59 и 11:06:4101001:213 Администрация Егорову Ф.Н. отказала, в связи с тем, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов (т. 1, л.д. 115). Данный отказ решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2011 по делу N А29-1285/2011, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, признан законным (т. 1, л.д. 52-63).
В октябре 2012 года, на основании заявления Егорова Ф.Н. об учете изменений объекта недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 116064101003:59 и 11:06:4101001:213 были фактически объединены и земельному участку площадью 171185+290 кв. м присвоен кадастровый номер 11:06:0000000:124, категория земель - земли населенных пунктов (т. 2. л.д. 24, 46, 50). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 25.10.2012 земельный участок расположен в Республике Коми, район Корткеросский, с. Додзь, в западной части условного кадастрового квартала. Границы квартала совпадают с границами Корткеросского района, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства "Березовское".
25.10.2012 Егоров Ф.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 11:06:0000000:124 для организации крестьянского хозяйства "Березовое" и о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком (т. 1, л.д. 44).
Решением Администрации от 07.11.2012 N 2067, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 11:06:0000000:124 в собственность было отказано со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), поскольку для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 18).
Не согласившись с указанным решением, глава крестьянского хозяйства обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями ст. 7, 21. 25, 34, 85 ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 11 Закона N 74-ФЗ признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов. Данные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Частью 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок, а также информации Администрации со ссылкой на ст. 61 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 05.03.2005 N 11-РЗ (т. 1, л.д. 37, 42, т. 2, л.д. 50, 74) спорный земельный участок с кадастровым номером 11:06:0000000:124 расположен в границах муниципального образования на территории поселения Додзь, Корткеросского района Республики Коми, то есть относится к землям населенных пунктов и представлен для сельскохозяйственного использования - организации крестьянского хозяйства "Березовое". Доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, материалы дела не содержат.
Вместе с тем статьей 57 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент образования крестьянского хозяйства "Березовое", была предусмотрена возможность предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения.
На момент подачи Егоровым Ф.Н. заявления от 25.10.2012 (т. 1, л.д. 44) о предоставлении для организации крестьянского хозяйства в собственность за плату земельного участка площадью 171185 кв. м установлено аналогичное условие предоставления земель.
В соответствии со статьей 11 Закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1); для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (пункт 2); земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ) 1.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности только из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку категория спорного земельного участка не подходит под категорию земель, предназначенных для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, отказ Администрации в предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка, включенного в состав земель населенных пунктов (письмо от 07.11.2012 N 2067), является законным и обоснованным.
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 11:06:0000000:124 предоставлен Егорову Ф.Н. на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждается Государственным актомN Кр-2, решениями Корткеросского райисполкома от 15.10.1991 N 328 и от 17.03.1992 N 77 не признанными в установленном порядке недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Заявителем на момент принятия оспариваемого решения не предоставлено доказательств ведения крестьянским хозяйством такой деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, для осуществления которой необходима передача спорного земельного участка именно в собственность.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен Егорову Ф.Н. в собственность для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, оспариваемое решение Администрации не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка заявлениям Егорова Ф.Н. в адрес Администрации от 17.08.2012 (т. 1, л.д. 35, 40) подлежат отклонению, так как в указанных заявлениях испрашиваются другие земельные участки.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 100 руб.
Главой крестьянского хозяйства "Березовое" Егоровым Ф.Н. при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 05.06.2013 N 14, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату на основании выданной ему справки на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 265, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2013 по делу N А29-10400/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Егорова Федора Никитича главы крестьянского хозяйства "Березовое" - без удовлетворения.
Возвратить Егорову Федору Никитичу из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы излишне уплаченной по чеку-ордеру от 05.06.2013 N 14.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2013 ПО ДЕЛУ N А29-10400/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу N А29-10400/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.
при участии в судебном заседании:
главы крестьянского хозяйства "Березовое" Егорова Федора Никитича (личность установлена по паспорту) и представителя заявителя Тимушева А.С., действующего на основании доверенности от 13.05.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Егорова Федора Никитича главы крестьянского хозяйства "Березовое"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2013 по делу N А29-10400/2012, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению Егорова Федора Никитича главы крестьянского хозяйства "Березовое" (ИНН: 113001230, ОГРН: 1031100930321)
к Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (ИНН: 1113001350, ОГРН: 1021101017960),
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Егоров Федор Никитич глава крестьянского хозяйства "Березовое" (далее - заявитель, Егоров Ф.Н., глава крестьянского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (далее - ответчик, Администрация), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 07.11.2012 об отказе в переоформлении в собственность земельного участка площадью 171185 кв. м с кадастровым номером 11:06:0000000:124 и об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 15.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Егоров Ф.Н. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению главы крестьянского хозяйства, выводы суда первой инстанции о том, что заявитель не представил доказательств, что в период с 1991 года и до 2012 года крестьянское хозяйство "Березовое" осуществляло реальную хозяйственную деятельность на выделенном ему земельном участка, а также о том, что спорный земельный участок был выделен из земель населенных пунктов, что является недопустимым в силу законодательства, не относятся к существу данного судебного спора и подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ответчик приводит доводы о том, что крестьянского хозяйства "Березовое" на предоставленных для его организации земельных участках хозяйственную деятельность не осуществляет, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и в силу статьи 83 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предназначен для строительства жилых домов.
Администрация и Кадастровая палата заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 1992 году Егорову Ф.Н. для организации крестьянского хозяйства "Березовое" выдан Государственный акт N Кр-2 на право пожизненного наследуемого владения, согласно которому Егорову Ф.Н. решениями Корткеросского райисполкома от 15.10.1991 N 328 и от 17.03.1992 N 77 предоставляется 53 гектара земель в пожизненное наследуемое владение, местонахождение земель: с. Додзь Корткеросского района (т. 1, л.д. 19). В экспликации к Государственному акту указано, что в состав предоставленного земельного участка включены: 5 га сельскохозяйственных угодий, 1 га пашни, 4 га сенокосы, 47 га лесов и кустарников, 1 га других земель (т. 1, л.д. 20).
Из переданных для организации крестьянского хозяйства земель были сформированы 3 земельных участка:
- - с кадастровым номером 11:06:0401001:475, площадью 342200 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения;
- - с кадастровым номером 116064101003:59, площадью 13797 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Коми, район Корткеросский, с. Додзь, разрешенное использование: для обслуживания крестьянского хозяйства "Березовское" (т. 1, л.д. 42);
- - с кадастровым номером 11:06:4101001:213, площадью 157407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Коми, район Корткеросский, с. Додзь, разрешенное использование: для обслуживания крестьянского хозяйства "Березовское" (т. 1, л.д. 37).
Земельный участок с кадастровым номером 11:06:0401001:475 заявителем приватизирован.
В приобретении в собственность двух земельных участков с кадастровыми номерами 116064101003:59 и 11:06:4101001:213 Администрация Егорову Ф.Н. отказала, в связи с тем, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов (т. 1, л.д. 115). Данный отказ решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2011 по делу N А29-1285/2011, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, признан законным (т. 1, л.д. 52-63).
В октябре 2012 года, на основании заявления Егорова Ф.Н. об учете изменений объекта недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 116064101003:59 и 11:06:4101001:213 были фактически объединены и земельному участку площадью 171185+290 кв. м присвоен кадастровый номер 11:06:0000000:124, категория земель - земли населенных пунктов (т. 2. л.д. 24, 46, 50). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 25.10.2012 земельный участок расположен в Республике Коми, район Корткеросский, с. Додзь, в западной части условного кадастрового квартала. Границы квартала совпадают с границами Корткеросского района, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства "Березовское".
25.10.2012 Егоров Ф.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 11:06:0000000:124 для организации крестьянского хозяйства "Березовое" и о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком (т. 1, л.д. 44).
Решением Администрации от 07.11.2012 N 2067, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 11:06:0000000:124 в собственность было отказано со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), поскольку для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 18).
Не согласившись с указанным решением, глава крестьянского хозяйства обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями ст. 7, 21. 25, 34, 85 ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 11 Закона N 74-ФЗ признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов. Данные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Частью 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок, а также информации Администрации со ссылкой на ст. 61 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 05.03.2005 N 11-РЗ (т. 1, л.д. 37, 42, т. 2, л.д. 50, 74) спорный земельный участок с кадастровым номером 11:06:0000000:124 расположен в границах муниципального образования на территории поселения Додзь, Корткеросского района Республики Коми, то есть относится к землям населенных пунктов и представлен для сельскохозяйственного использования - организации крестьянского хозяйства "Березовое". Доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, материалы дела не содержат.
Вместе с тем статьей 57 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент образования крестьянского хозяйства "Березовое", была предусмотрена возможность предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения.
На момент подачи Егоровым Ф.Н. заявления от 25.10.2012 (т. 1, л.д. 44) о предоставлении для организации крестьянского хозяйства в собственность за плату земельного участка площадью 171185 кв. м установлено аналогичное условие предоставления земель.
В соответствии со статьей 11 Закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1); для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (пункт 2); земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ) 1.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности только из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку категория спорного земельного участка не подходит под категорию земель, предназначенных для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, отказ Администрации в предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка, включенного в состав земель населенных пунктов (письмо от 07.11.2012 N 2067), является законным и обоснованным.
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 11:06:0000000:124 предоставлен Егорову Ф.Н. на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждается Государственным актомN Кр-2, решениями Корткеросского райисполкома от 15.10.1991 N 328 и от 17.03.1992 N 77 не признанными в установленном порядке недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Заявителем на момент принятия оспариваемого решения не предоставлено доказательств ведения крестьянским хозяйством такой деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, для осуществления которой необходима передача спорного земельного участка именно в собственность.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен Егорову Ф.Н. в собственность для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, оспариваемое решение Администрации не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка заявлениям Егорова Ф.Н. в адрес Администрации от 17.08.2012 (т. 1, л.д. 35, 40) подлежат отклонению, так как в указанных заявлениях испрашиваются другие земельные участки.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 100 руб.
Главой крестьянского хозяйства "Березовое" Егоровым Ф.Н. при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 05.06.2013 N 14, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату на основании выданной ему справки на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 265, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2013 по делу N А29-10400/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Егорова Федора Никитича главы крестьянского хозяйства "Березовое" - без удовлетворения.
Возвратить Егорову Федору Никитичу из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы излишне уплаченной по чеку-ордеру от 05.06.2013 N 14.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)