Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: Симаков М.В., доверенность от 20.06.2013,
от заинтересованного лица: извещен, не явился,
от 3-го лица: извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8026/2013) Администрации Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.02.2013 по делу N А42-7466/2012 (судья Варфоломеева С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Кольская Ярмарка"
к Администрации Кольского района Мурманской области
3-е лицо: ООО "КАСК"
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кольская Ярмарка" (183008, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 104/3, офис 53; ОГРН 1125190012530; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Кольского района (184381, Мурманская обл., г. Кола, пр. Советский, д. 50; ОГРН 1025100586830; далее - Администрация) оформленного письмом от 07.11.2012 N 02-14/3819-23, в выборе земельного участка.
Определением суда от 09.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КАСК" (далее - ООО "КАСК"), ранее подавшее заявление о выборе спорного земельного участка.
Решением суда от 21.02.2013 заявление Общества удовлетворено. Суд признал незаконным решение Администрации Кольского района, оформленное письмом от 07.11.2012 N 02-14/3819-23, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Решению Совета депутатов муниципального образования Кольский район от 16.02.2012 N 13/3 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Кольского района"; обязал Администрацию Кольского района устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кольская Ярмарка".
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то обстоятельство, что от третьего лица ранее поступило заявление о выборе земельного участка, в связи с чем, администрация исходила из первоочередного права на выбор земельного участка. Кроме того, по мнению подателя жалобы, указание заявителями разной площади испрашиваемых земельных участков, делает невозможным осуществление процедуры предоставления земельного участка на торгах.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.10.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - торгово-развлекательного комплекса; ориентировочное местонахождение испрашиваемого земельного участка: г. Кола Мурманской области, в районе между проспектом Защитников Заполярья (южная сторона), улицей Приморской (северная сторона), открытой автостоянкой (восточная сторона), детским садом (западная сторона); площадь испрашиваемого участка - 4,5 Га.
Письмом от 07.11.2012 N 02-14/3819-23 Администрация отказала в выборе испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый участок находится в стадии осуществления выбора в соответствии с ранее поданной заявкой.
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 31 ЗК РФ, регламентирующей выбор земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10.10.2012 в Администрацию поступило заявление ООО "КАСК" об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: одноэтажного здания торгово-развлекательного комплекса; ориентировочное местонахождение испрашиваемого земельного участка: Мурманская обл., г. Кола, пр. Защитников Заполярья, в районе земельного участка к кадастровым номером 51:01:0108002:22; испрашиваемая площадь - в пределах 20 000 кв. м.
Ссылаясь на данное заявление, Администрация письмом от 07.11.2012 отказала Обществу в выборе испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый участок находится в стадии осуществления выбора в соответствии с ранее поданной заявкой.
Однако, исходя из указания обществом "КАСК" в заявлении от 10.10.2012 и обществом "Кольская Ярмарка" в заявлении от 12.10.2012 ориентировочного местонахождения земельного участка, не следует, что указанные лица обратились с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка. Администрацией не представлено доказательств наложения границ испрашиваемых земельных участков и невозможности осуществления выбора на испрашиваемой территории нескольких земельных участков.
Вместе с тем, обращение нескольких лиц с заявлениями об осуществлении выбора одно и того же земельного участка, равно как и обращение нескольких лиц с заявлениями об осуществлении выбора земельного участка на одной и той же территории таким образом, что происходит наложение земельных участков, не может являться основанием для ограничения права одного из заявителей претендовать на испрашиваемый земельный участок.
Администрация ошибочно считает, что подача одним лицом заявления о выборе земельного участка ограничивает возможность предоставления этого земельного участка другим лицам.
Нормами права при выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта не устанавливается очередность подачи заявлений, поэтому доводы Администрации о том, что ООО "КАСК" подало заявление раньше, следовательно, имеет преимущественное право перед ООО "Кольская Ярмарка" на предоставлении земельного участка, подлежит отклонению.
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В акте выбора земельного участка от 21.11.2012 N 302/12, выданном ООО "КАСК" указано, что публикация информационного сообщения состоялась в газете "Кольское слово" от 26.10.2012 N 43 (10488), таким образом уже на момент опубликования сведений о предполагаемом предоставлении земельного участка в аренду, Администрация обладала сведениями о наличии двух претендентов на земельный участок на испрашиваемой территории.
По смыслу пункта 1 статьи 31 и положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что спорный земельный участок пользовался повышенным спросом и в целях его предоставления было подано две заявки.
Вместе с тем порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок возможно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, в котором указано, что толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
В связи с указанными обстоятельствами, поскольку названные лица обратились с заявлениями об осуществлении выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ по мотиву только наличия заявления ООО "КАСК" о выборе испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права ООО "Кольская Ярмарка".
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.02.2013 по делу N А42-7466/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N А42-7466/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N А42-7466/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: Симаков М.В., доверенность от 20.06.2013,
от заинтересованного лица: извещен, не явился,
от 3-го лица: извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8026/2013) Администрации Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.02.2013 по делу N А42-7466/2012 (судья Варфоломеева С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Кольская Ярмарка"
к Администрации Кольского района Мурманской области
3-е лицо: ООО "КАСК"
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кольская Ярмарка" (183008, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 104/3, офис 53; ОГРН 1125190012530; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Кольского района (184381, Мурманская обл., г. Кола, пр. Советский, д. 50; ОГРН 1025100586830; далее - Администрация) оформленного письмом от 07.11.2012 N 02-14/3819-23, в выборе земельного участка.
Определением суда от 09.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КАСК" (далее - ООО "КАСК"), ранее подавшее заявление о выборе спорного земельного участка.
Решением суда от 21.02.2013 заявление Общества удовлетворено. Суд признал незаконным решение Администрации Кольского района, оформленное письмом от 07.11.2012 N 02-14/3819-23, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Решению Совета депутатов муниципального образования Кольский район от 16.02.2012 N 13/3 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Кольского района"; обязал Администрацию Кольского района устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кольская Ярмарка".
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то обстоятельство, что от третьего лица ранее поступило заявление о выборе земельного участка, в связи с чем, администрация исходила из первоочередного права на выбор земельного участка. Кроме того, по мнению подателя жалобы, указание заявителями разной площади испрашиваемых земельных участков, делает невозможным осуществление процедуры предоставления земельного участка на торгах.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.10.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - торгово-развлекательного комплекса; ориентировочное местонахождение испрашиваемого земельного участка: г. Кола Мурманской области, в районе между проспектом Защитников Заполярья (южная сторона), улицей Приморской (северная сторона), открытой автостоянкой (восточная сторона), детским садом (западная сторона); площадь испрашиваемого участка - 4,5 Га.
Письмом от 07.11.2012 N 02-14/3819-23 Администрация отказала в выборе испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый участок находится в стадии осуществления выбора в соответствии с ранее поданной заявкой.
Полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 31 ЗК РФ, регламентирующей выбор земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10.10.2012 в Администрацию поступило заявление ООО "КАСК" об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: одноэтажного здания торгово-развлекательного комплекса; ориентировочное местонахождение испрашиваемого земельного участка: Мурманская обл., г. Кола, пр. Защитников Заполярья, в районе земельного участка к кадастровым номером 51:01:0108002:22; испрашиваемая площадь - в пределах 20 000 кв. м.
Ссылаясь на данное заявление, Администрация письмом от 07.11.2012 отказала Обществу в выборе испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый участок находится в стадии осуществления выбора в соответствии с ранее поданной заявкой.
Однако, исходя из указания обществом "КАСК" в заявлении от 10.10.2012 и обществом "Кольская Ярмарка" в заявлении от 12.10.2012 ориентировочного местонахождения земельного участка, не следует, что указанные лица обратились с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка. Администрацией не представлено доказательств наложения границ испрашиваемых земельных участков и невозможности осуществления выбора на испрашиваемой территории нескольких земельных участков.
Вместе с тем, обращение нескольких лиц с заявлениями об осуществлении выбора одно и того же земельного участка, равно как и обращение нескольких лиц с заявлениями об осуществлении выбора земельного участка на одной и той же территории таким образом, что происходит наложение земельных участков, не может являться основанием для ограничения права одного из заявителей претендовать на испрашиваемый земельный участок.
Администрация ошибочно считает, что подача одним лицом заявления о выборе земельного участка ограничивает возможность предоставления этого земельного участка другим лицам.
Нормами права при выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта не устанавливается очередность подачи заявлений, поэтому доводы Администрации о том, что ООО "КАСК" подало заявление раньше, следовательно, имеет преимущественное право перед ООО "Кольская Ярмарка" на предоставлении земельного участка, подлежит отклонению.
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В акте выбора земельного участка от 21.11.2012 N 302/12, выданном ООО "КАСК" указано, что публикация информационного сообщения состоялась в газете "Кольское слово" от 26.10.2012 N 43 (10488), таким образом уже на момент опубликования сведений о предполагаемом предоставлении земельного участка в аренду, Администрация обладала сведениями о наличии двух претендентов на земельный участок на испрашиваемой территории.
По смыслу пункта 1 статьи 31 и положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что спорный земельный участок пользовался повышенным спросом и в целях его предоставления было подано две заявки.
Вместе с тем порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок возможно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, в котором указано, что толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
В связи с указанными обстоятельствами, поскольку названные лица обратились с заявлениями об осуществлении выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ по мотиву только наличия заявления ООО "КАСК" о выборе испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права ООО "Кольская Ярмарка".
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.02.2013 по делу N А42-7466/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)