Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-18164/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А33-18164/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "22" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "АРИЕС"): Татарчук Ю.А., представителя по доверенности от 12.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРИЕС"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" июня 2013 года по делу N А33-18164/2012, принятое судьей Баукиной Е.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АРИЕС" (далее - общество, заявитель, ИНН 2466128433, ОГРН 1052466042628) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) о признании недействительным решения от 18.09.2012 N 2727ек, его отмене и обязании подготовить проект акта о выборе земельного участка для строительства.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Крастелев Роман Евгеньевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 июня 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 03.06.2013 не согласно, считает, что департамент неправомерно отказал в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под строительство торгово-офисного центра (27.02.2012) испрашиваемый земельный участок не был сформирован.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "АРИЕС" 27.02.2012 обратилось в администрацию города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство торгово-офисного центра, площадью 0,6 га по адресу: г. Красноярск, ул. С. Лазо, напротив дома N 38.
Письмом от 18.09.2012 N 2727ек департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил обществу с ограниченной ответственностью "АРИЕС", что вопрос о предоставлении земельного участка под строительство торгово-офисного центра, площадью 0,6 га по адресу: г. Красноярск, ул. С. Лазо, напротив дома N 38, рассмотрен на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации г. Красноярска (протокол от 23.03.2012 N 12), по результатам рассмотрения принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка по результатам проведения аукциона.
Гражданин Крастелев Роман Евгеньевич 19.03.2012 обратился в администрацию города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Лазо, 38 (напротив дома), площадью 0,6 га и предварительном согласовании места размещения многоэтажного гаража-стоянки на праве аренды.
Письмом от 24.09.2012 N 2282-ек департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил Крастелеву Р.Е., что по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Лазо, 38 (напротив дома), площадью 0,6 га и предварительном согласовании места размещения многоэтажного гаража-стоянки на праве аренды, принято решение о предоставлении выше указанного земельного участка по результатам проведения аукциона.
Согласно выписке с сайта https://rosreestr.ru земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400174:230 поставлен на государственный кадастровый учет 21.08.2008 по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, ул. 1-я Краснодарская.
На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 31.08.2012 N 4701-недв "Об образовании земельных участков по пр-ту Металлургов - ул. 1-ой Краснодарской" путем раздела земельного участка из земель населенных пунктов, зоны объектов здравоохранения, с кадастровым номером 24:50:0400174:230, общей площадью 10 085 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Смоленская, образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:04 00 174:1749 и 24:50:04 00 174:1748.
Согласно выписке с сайта https://rosreestr.ru земельный участок с кадастровым номером 24:50:04 00 174:1749, поставленный на государственный кадастровый учет 31.07.2012, образован из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400174:230.
Считая свои права нарушенными, общество с ограниченной ответственностью "АРИЕС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения департамента градостроительства администрации города Красноярска от 18.09.2012 N 2727ек, его отмене и обязании департамента градостроительства администрации города Красноярска подготовить проект акта о выборе земельного участка для строительства.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение департамента от 18.09.2012 N 2727ек, в соответствии с которым обществу отказано в предоставлении земельного участка под строительство и сообщено о проведении аукциона, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедура выбора земельного участка включает в себя действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений по информированию населения являются его обязанностью именно на этапе выбора земельного участка, поскольку в силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор и в случае наличия нескольких заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.
На этой стадии населением могут быть также заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования населения о предоставлении данного земельного участка.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 также отмечается, что по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В соответствии с пунктом 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж (далее - Административный регламент), основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являются:
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
- - несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
- - наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
- - непредставление заявителем предусмотренных настоящим Регламентом документов;
- - наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- - нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.1.5 Административного регламента с учетом решения, принятого на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города (в случае рассмотрения заявления о размещении объекта индивидуального гаражного строительства - на заседании АПК Управления), уполномоченным специалистом отдела застройки осуществляется подготовка извещения, содержащего перечень согласований и заключений соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций (далее - Извещение), заключения и согласования которых в соответствии с действующим законодательством необходимы для обеспечения выбора земельного участка, либо осуществляется подготовка мотивированного отказа в размещении объекта. Общий срок подготовки Извещения либо отказа в размещении объекта с даты поступления заявления до даты регистрации Извещения либо отказа в размещении объекта не должен превышать 20 дней. Извещение или решение об отказе в размещении объекта в семидневный срок с момента его регистрации направляется заявителю.
Таким образом, по результатам заседания градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города принимается либо положительное решение о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, на основании которого подготавливается извещение, либо принимается решение об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, 27.02.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство торгово-офисного центра, площадью 0,6 га по адресу: г. Красноярск, ул. С. Лазо, напротив дома N 38 (далее - спорный земельный участок).
В оспариваемом письме от 18.09.2012 N 2727ек (л.д. 18) департамент сообщил обществу, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка под строительство торгово-офисного центра рассмотрен на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации г. Красноярска (протокол от 23.03.2012 N 12, л.д. 40), по результатам рассмотрения принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка по результатам проведения аукциона.
До принятия градостроительной комиссией решения о предоставлении спорного земельного участка по результатам торгов (23.03.2012) с заявлением от 19.03.2012 о выборе спорного земельного участка и предварительном согласовании места размещения многоэтажного гаража-стоянки на праве аренды обратился Крастелев Р.Е (входящий номер от 19.03.2012 N К-2282-ек, л.д. 70).
Письмом от 24.09.2012 N 2282-ек (л.д. 76) департамент сообщил Крастелеву Р.Е., что по результатам рассмотрения заявления о выборе спорного земельного участка и предварительном согласовании места размещения многоэтажного гаража-стоянки на праве аренды, принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка по результатам проведения аукциона.
Таким образом, на дату принятия градостроительной комиссии департамента решения от 23.03.2012 о предоставлении спорного земельного участка под строительство по результатам проведения аукциона в департаменте находилось два заявления о предоставлении спорного земельного участка под строительство: заявление общества от 27.02.2012 и заявление Крастелева Р.Е. от 19.03.2012.
В такой ситуации в силу изложенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Следовательно, департамент правомерно в оспариваемом письме от 18.09.2012 N 2727ек сообщил обществу о принятом решении о предоставлении спорного земельного участка по результатам проведения аукциона.
Довод общества о том, что департамент неправомерно отказал в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под строительство торгово-офисного центра (27.02.2012) испрашиваемый земельный участок не был сформирован, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство при наличии двух заявок на предоставление спорного земельного участка под строительство и с учетом вышеизложенных положений Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не является основанием для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка под строительство, минуя процедуру торгов.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" июня 2013 года по делу N А33-18164/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
О.А.ИВАНЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)